Сведения об авторе смотреть здесь.
Продолжение. Начало смотреть здесь.
Следующий день Блукач Валацужный вычеркивает из исследований болотных владений Дурнопьяна, поскольку ими не занимался по причине поездки в город Пинск, что темы не касается. Поэтому описание пинского вояжа ограничит лишь одним предложением и двумя фотографиями.
Много интересного видел, но наиболее впечатлил факт, запечатлённый на мемориальной доске одного из старых зданий Пинска с текстом: «В этом здании в 1885 – 1892 годах учился уроженец деревни Мотыль, первый президент государства Израиль Хаим Вейцман».
Не хотел Блукач описывать и посещение древнего города Турова как также не имеющего отношения к теме. Однако интересующийся читатель Евгений вынудил сделать это. Из уважения к нему решил изменить первоначальное решение.
Не испугался пройдоха 150-километровой поездки в Гомельскую область, не пожалел 40 рублей за проезд и экскурсирование: на что только не пойдёшь ради удовлетворения своих духовных потребностей! Но уже в дороге туда начали одолевать сомнения: может, необдуманно принял решение поехать в Туров? Вызвала их духота в заполненном микроавтобусе. Открыть потолочные люки не позволяли пассажирки прекрасные, сквозняка боящиеся. А снаружи салона термометр подбирался к отметке в 30 градусов. Психический срыв-взрыв Блукача предотвращала мечта о скорой встрече с величавой Припятью, легендарными памятниками старины прадедушки почти всех городов Беларуси.
Салонный ад настолько разморил старика, что тот задремал в конце пути. А когда проснулся и глянул в навигатор, долго сожалел, что проспал проезд над Припятью. Ничего не оставалось, как самого себя утешить, что поход к ней состоится через несколько минут.
Первым остановочным пунктом стала старая деревянная церковь типа лепельской Пятинской. Как она называется в Турове, безразличник к религии даже не запомнил, поскольку советская школа отбила у него веру во всевышнего полностью и окончательно. Пассажирки микрика стали повязывать платки, без которых на богослужение в культовое строение не пускают, а неверующий Фома в оное даже заглядывать не стал, а пошёл искать сначала туалет, а потом на прицерковное действующее кладбище подался. Вот там и нашёл интересное для себя. Понравились ему надмогильные памятники одной резервации. Восхитился искусством гробовщиков.
И так ему вдруг захотелось иметь в похожем исполнении память о себе на собственной могиле, что обошёл захоронение, дабы сфоткать его сзади и показать родным. Пусть уж в нескором будущем раскошелятся и позаботятся, чтоб в лучшем мире их предок радовался исполнению его предсмертного желания. И чтобы валун рядом водрузить не забыли.
Наконец-то выкурились набожные туристы из церкви. И повёз бус всех на городище, где был основан Туров 1044 года назад. Там, под просторным и светлым саркофагом, хранились остатки древнего поселения, разрушенного землетрясением в 1230 году. Конечно, созерцать столь архаичные останки жилищ было интересно.
Однако выслушивать бесконечно долгую речь экскурсовода было тяжело. Зачем Блукачу всякие мелкие штрихи хроники Туровского княжества, которые вскорости выветрятся из памяти? А когда гид начала навязывать группе своё мнение о прекрасной жизни людей в СССР, вытягивая из туристов подтверждения её ностальгии, Блукач заскучал окончательно и покинул саркофаг. Впрочем, одна непонятина крепко застряла в его башке. Рядом археологи откопали ещё более ценные руины древнего поселения. Однако средств на прикрытие их саркофагом не хватило, и они под воздействиям открытой атмосферы стали разрушаться. Чтобы сберечь историческую ценность, её снова закопали, сровняли с землёй и засеяли травушкой-муравушкой. Муть какая-то, если не преступление. Может и есть сим действам объяснение в инэте, но наш ветреник копаться в него не полез – не сильно нужно.
А с городища было видно русло Припяти, к которому тянулась речная душа Блукача. Она рвалась к речной быстрине, однако сдерживала боязнь отстать от группы и получить за то замечание. А на символ Турова – памятник епископу Кириллу Туровскому - он забрался с интересом. Привольно чувствовал себя в одиночестве, без подобных себе зевак.
Наконец экскурсанты были выпущены из саркофага. Блукач решил, что теперь всех повезут к Припяти. Однако бус причалил к старому кладбищу, на котором до сих пор производятся захоронения. Туристическим объектом там считается каменный крест, который растёт из-под земли и исцеляет всех немощных от мала до велика. Блукачу надоело слушать перечисление примеров выздоровления больных людей и он покинул кладбище, так и не узнав, как это святой каменный крест удосужился приплыть по Припяти из Киева да ещё против течения.
В часовню при кладбище Блукач также не пошёл, горя желанием скорее увидеть Припять. И бус повёз его… нет, не на берег Припяти, а в собор. Названием его искатель природных достопримечательностей даже не поинтересовался, хотя тот был красив.
Хотя вот закавыка: построен он в 2005 году. Не лучше ли не в него подыматься по крутой лестнице, а сбегать в магазин напротив за мороженым, пока сторонники веры в повязанных для посещения молебна платках будут потеть в храме?
Не зря говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Всякую минуту, боясь отстать от группы, Блукач поглядывал на вход в храм с молчаливым вопросом, когда группа выйдет из него.
А дальше поехали не на Припять, а в уличное кафе Туровского молокозавода. Обед, конечно, большое дело. А Припять может и подождать чуток.
Наконец-то погрузились в душный бус и поехали, но не на Припять, а через Припять, т.е. в обратный путь. И Блукач с жадностью созерцал главную реку Полесья лишь несколько секунд, пока ехали по мосту через неё.
И снова 150 километров пути с задраенными окнами и люками, будто на подводной лодке…
Теперь понятно, почему Блукач был не в восторге от экскурсии в древний Туров, один из самых маленьких городов Беларуси, населяют который 2752 человека. Впрочем, сам в том виноват. Сходу записался на экскурсию, лишь услышав название её направления, а не спросил программу вояжа. Но даже зная её, всё равно не пожалел бы 40 рублей и записался с условием, что его высадят на Припяти, а назад позвонят и заберут. Ведь столько стоит лишь 300-километровый проезд в автобусе. Вот тогда-то лепельский проныра был бы в восторге от поездки в Туров. Ведь он несколько лет вынашивал мечту поселиться в плавучей гостинице, которая базируется в Турове и путешествует по Припяти с остановками в прибрежных населённых пунктах для экскурсий по ним постояльцев. Однако мечта эта так и осталась розовой.
Август-2024.
(Продолжение следует.)
НРАВИТСЯ 4 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ 1 |
Дзед Блукач, марачы аб падарожжы па Прыпяцi, ты дэманструеш добры густ, але цябе апярэдзiлi Пазняк i Караткевiч з паплечнiкамi, якiя год 40-50 таму 2 разы на плыце здейснiлi свае мары.
Марцiн , пра падарожжа гэтых беларускіх тузоў я не ведаў. Аднак творы многіх іншых прыпяцкіх падарожнікаў чытаў. Нават ва ўласнай бібліятэцы маю адзін з іх:
Марцiн , але Прыпяць не ёсць для мяне толькі мара. У сярэдзіне 70-х я двойчы на поўны дзень пераплываў яе на лодцы, каб касіць і зграбаць ды стагаваць сена. Было тое ў Лунінецкім раёне за цэнтрам сельсавету Кажан-Гарадок.