03 дек 2024 в 21:36 — 2 месяца назад

996. Лепельщина без прикрас. ВСЕМ ДОМКРАТАМ ДОМКРАТ. Шкиндер Василь

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 2, за неделю: 11, всего: 467

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Что такое домкрат, знает каждый водитель автомобиля. Если же не всякий безмоторный пешеход поймёт, что это за зверь такой, помещаю понятную трактовку сего механизма умным Викисловарём: «техн. механизм для подъёма тяжестей, груза на небольшую высоту». Незаменимая вещь, скажу я вам, для технаря. Без него даже колесо в машине не заменишь, поскольку нечем поддержать хромоножку на оставшихся трёх опорах.

 В общем, домкрат довольно популярный ремонтный инструмент и удивить им технического человека довольно трудно. Однако сейчас вас удивлю именно домкратом, поскольку подобного чуда вы никогда не видели и больше не увидите, если только не посетите мой музей этнографии. Смотрите же и удивляйтесь.

 Конечно, предупреждённые мной заранее, вы не ахнули потому, что уже ожидали чего-то необычного. Однако уникальность сего прибора всё равно оспаривать не будете. И остаётся лишь дознаться, для чего применяется сие, на первый взгляд кажущееся каракатицей, приспособление.

 Наверное, хватит загадок. Выкладываю разгадку. Перед нами железнодорожный домкрат. Он может поднимать как сам паровоз-тепловоз, так и составные части поезда, если случилась их поломка в пути. Такое приключение не каждому удалось испытать, а вот Валацуге пришлось и он даже хвастается тем. С его слов коротко перескажу ту историю.

 Ехал, значит, в плацкарте Валацуга из Украины в Беларусь да вино виноградное в пути попивал. Слышит, как на станции осмотрщик состава идёт снаружи вагона да таким лёгким молоточком на длинной ручке по колёсным механизмам звонко стучит. Обычное дело для всех пассажиров, а потому никто и не обращает внимания на сие действо. И вдруг под самым Валацугой стук прекратился, а затем молоточек часто застукал, а потом смолк. И в окно стало видно, как к составу начали стекаться пузатые начальники в железнодорожной форме и худые рабочие в спецодежде. Все устремили взгляды под Валацугу, что-то разглядывают, слушают возобновившийся стук молоточка, спорят. Потом вагон с пассажирами вдруг стал приподниматься. Валацуга вышел на перрон. Стал интересоваться у путейной братвы, что случилось. И ему объяснили. По звуку ударов молоточка путеец определяет целостность колёсных механизмов. Вот один из них и прозвенел подозрительно. При осмотре важная деталь оказалась сломанной, что на ходу могло привести к крушению всего поезда. Вот поэтому, чуток приподняв вагон в составе поезда, заменили аварийный узел. На всё ушли немногим более двух часов времени, и поезд снова помчал в Беларусь. А как думаете, почему такое случилось именно под Валацугой? Пассажиры-соседи заключили, что он согрешил, то бишь нарушил правила поведения пассажиров, а именно налил в коробку из-под фруктового сока виноградного вина и преспокойно попивал его под маскировкой, поскольку распитие алкоголя в общественном месте запрещается. Вот всевышний и решил наказать нарушителя, сломав под ним ходовую систему вагона. Это ж подумать только: сей очевидный грех одного забулдыги мог привести к многочисленным жертвам со стороны безвинных людей, если бы не путеец со звонким молоточком и отменным музыкальным слухом. Знайте же, что означают лёгкие удары инструмента по вагонным колёсам.

 Но ближе к делу. После истории с несостоявшимся крушением поезда будут более понятны устройство и принцип действия локомотивного домкрата. Подцепная лапа подсовывается под надлежащий поднятию груз.

 Зубчатый редукторный комплекс приводится в движение обычной ручной рукояткой типа заводной ручки для запуска автомобильного двигателя без стартера.

 Если груз расположен высоко над опорой, то весь домкрат подводится под него и упирается верхним упором. Если хода рабочего органа не хватает или он излишен, проводится регулировка высоты домкрата металлической пластиной.

 А чтобы поднятый груз надёжно удерживался на определённой ему высоте, служит специальный запорный фиксатор.

 Инструкцию по пользованию старым изобретением провожу в настоящем времени, хотя использовалось оно в далёкие от нынешних времена. Тогда домкрат был незаменим при замене шпал железнодорожного полотна. Подсунул лапу под рельсу, приподнял её и откручивай сгнившие шпалы, а на их место крепи новые.

 Редукторная система настолько сильна в домкрате, что способна легко вознести на предусмотренную конструкцией высоту любую машину – это я за неимением оной поблизости для наглядности поставил на подъёмный упор ручную овощную сеялку.

 Теперь про историю чудного домкрата. Отыскал я его в деревне Нивки Борисовского района. Но ведь там нет железной дороги для использования механизма по назначению, - вправе заметить внимательный читатель. Отвечу: - совершенно верно! Однако владелец этого подъёмного устройства довольно хорошо зарабатывал им на ремонте строений, нуждающихся в перемещении. Вот, например, надо передвинут сарай с места на место: поднимай каждый угол поочерёдно и подсовывай под него кругляк. Потом скопом пусть толкают постройку на нужное место – так в первые годы советской власти даже московские каменные многоэтажки передвигали.

 О популярности локомотивного домкрата на Борисовщине свидетельствует тот факт, что однажды его украли. Долго искал хозяин своего кормильца. Нашёл-таки. И на корпусе выбил первую букву своей фамилии, чтобы служила уликой при вторичном похищении.

 Непонятно: неужто в округе много было таких механизмов, что их надо было подписывать?

Декабрь-2024.



Метки: Шкиндер Василий, агрогородок Великий Полсвиж, музей этнографии.

НРАВИТСЯ
6
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





05 дек 2024 в 11:46 — 2 месяца назад

Такой же запорный фиксатор можно увидеть в мультфильме "Шкатулка с секретом" (1976г.). Как в СССР техническую мысль детям продвигали!



05 дек 2024 в 11:49 — 2 месяца назад

1


05 дек 2024 в 23:00 — 1 месяц назад

Виктор Ленчевский, любопытно.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ