На берегу какого озера распложена бывшая деревня, а с недавних времен пригородный микрорайон Беленица? Не такой уже и неуместный вопрос, как может показаться на первый взгляд. И не такой простой ответ на него.
Озеро - водохранилище, образованное поднятием воды на 3,5 метра в 50-х годах минувшего столетия Лепельской ГЭС, постоенной в истоке Уллы. До того неширокий пролив, который теперь соединяет две части водохранилища был неглубокой протокой между озерами Лепельское и Белое. Вот и получается, что Беленица одним краем жмется к Лепельскому, а другим - к Белому, теперь части первого. Их разделяет узкий перешеек, который постепенно расширяется и образует большой полуостров.
С перешейка слабо накатанная дорога карабкается в гору. Центр полуострова высокий. С него хорошо видны залитые солнцем заозерные перспективы как за Лепельским, так и Белым. Берег Лепельского крут, обрывист. К Белому ландшафт опускается постепенно. Берег пролива порос густым ольшаником. Только местами он расступается и подпускает к воде рыболова или туриста.
Еще в 2000-м году житель Беленицы Николай Телепень рассказывал про полуостров. Раньше его занимал сад колхоза имени Чапаева. После войны фрукты приносили неплохой доход хозяйству. Постепенно польза от плодов уменьшалась. Стало невыгодно охранять сельскохозяйственный объект. Сократили сторожа. Горожане сразу шуганули на почти ничьи яблоки. Через некоторое время колхоз деревья выкорчевал, а на их месте распахал поле. Потом его раздали людям на огороды. Теперь забросили и огороды. Торжествует бурьян.
Захожу в воду в рыболовном костюме. Забрасываю удочку между лопухами. Долго не клюет. Наблюдаю, как совсем близко, через какую сотню метров водного пространства, отдыхающие пансионата «Лодэ» катаются на лодке возле Ксендзового острова, по проливу.
Обхожу плантацию осоки, что далеко врезается в мель со стороны беленицкого полуострова. Куда ни заброшу удочку - рыба упорно игнорирует моих аппетитных червяков на двух крючках. Наверное, пустое озеро.
Бросаю снасть как можно глубже. Крючек цепляется за стебель лопуха. Даже самый неопытный рыболов знает, что придется или отцеплять его рукой, или обрывать. К поплавку не подойти - глубоко. Жалко обрывать поводок с крючками не за их хоть и незначительную, но все-таки стоимость, а за напрасно потерянное время на налаживание снасти.
Мне везет. Со стороны Белого плывет парень на лодке. Прошу отцепить крючки. В таком случае рыболовы один другого понимают, и я скоро держу в руках целую снасть. Спрашиваю про клев. Говорю, что более часа ужу, а поплавок так ни разу и не пошевелился. Рыболов со дна лодки поднимает огромную трехкилограммовую рыбину. У меня и язык отымает. Наконец удается спросить:
- Карп это или карась?
- Сам не знаю. Но он один такой большой. Остальное мелочь.
- Может мутант какой тебе попался? Если желаешь, назовись для печати.
- Виталий Королев. Столяр «Приулья».
Какая там уже рыбалка может быть после увиденного чужого улова и моего безрезультатного почти двухчасового стояния в воде? Выхожу на берег. Вскарабкиваюсь на обрыв. Сматываю удочку. Качу велосипед по плантации дикой полевой растительности параллельно проливу. К воде сквозь густой ольшаник не добраться. Попался, правда, удобный пробел с травянистым берегом, однако вновь рыбачить не хотелось.
На прощание окинул взглядом панораму Нового Лядно за озером Белым, льнозавода, поселка Белозерного, микрорайонов Зеленка и Кирпичный Завод, так же включенных в городскую черту. До самого небосклона - синее-синее небо, желто-красные деревья, кустарники, рыжие трава и стерня на заозерных берегах и поле, наполненный простор солнечным теплом и светом. Красота! А если бы еще не безрыбье!
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |