22 июня 2015 в 07:53 — 9 лет назад

14. Тухто Иван. ТАЙНА ЗЕЛЁНЫХ ДОСОВ (25)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 6, всего: 2057

Родился в 1931 году в деревне Боровно Лепельского района. Работал в колхозе. Живёт в Боровно. 

 

 Жилой сектор военного городка Заслоново ещё называют Красными Досами. Большинство людей произносит это название автоматически, не понимая значения слов. А в них, между прочим, заложен большой смысл. Во первых, ДОСы - это аббревиатура: дома офицерского состава, как в советские времена назывались гражданские жилые массивы, в которых жили военные. А Красные они потому, что были сложены из красного кирпича, и чтобы отличать от Белых ДОСов - поселения за военным городком, состоящего из трёх четырёхэтажек, взорванных в середине 2000-х годов. И уже совсем мало кто помнит, что были ещё Зелёные ДОСы, называемые так потому, что находились в сосновом лесу. О них и поведу речь. Но начну не с истории их создания, а с настоящего состояния.

В полукилометре от Боровно влево с асфальта сбегает бойкая полевая дорога. Полкилометра полем, столько же лесом, и вот он, ДОС.

А уже через пару сотен метров сохраняются развалины контрольно-пропускного пункта. За ним начинается огромная поляна среди бора высокого, на которой размещались военные объекты. А были это обычные склады вооружения, которым обеспечивались военные части Заслоново, Боровки и Межицы. После краха коммунистической системы склады и иные строения разобрали, а песчаный грунт вокруг них выбрали на стройматериалы. Однако один склад хорошо сохранился. Конечно, к использованию он непригоден, но общую картину военной базы отражает хорошо. Жалко, если сооружение разберут, и на его месте останется обыденный прозаичный лес. Пока же седьмой склад воспринимается настоящим архитектурным памятником. Почему именно седьмой? Пометка такая есть на его стене.

Если забраться на выгрузную платформу перед большими дверными проёмами, можно свободно зайти в складское помещение. На огромной площади потолок удерживают мощные бетонные подпорки.

С обратной стороны склада парадный фронтон выглядит, будто панское имение.

Несомненно, здесь находился штаб военной части. Жаль, что внутри всё разрушено.

После увиденных настоящих руин остальные старые фундаменты вызывают мало интереса.

В конце поляны узкая полоска леса резко оканчивается и взору предстаёт Улла во всей своей осенней красе. Вдали синей полоской мерцает зареченское озеро Жежлино. Вскорости река вольётся в него и прибрежным руслом пересечёт водоём.

Если пойти влево лесом параллельно берегу реки (сам берег непроходим из-за зарослей осоки, тростника, камыша, заводей), путь преградит высокая ровная гряда. Это железнодорожная насыпь ветки Лозовики - Боровка. Она довольно уютна. Можно даже на машине ехать.

В направлении Боровки насыпь резко обрывается. Дальше должен быть мост через Уллу, которого, естественно, нет.

Спустившись по крутому откосу, попадаешь в непроходимые тростниковые джунгли, испещрённые бобровыми каналами-ходами, по которым вода заполнила низменные места, образовав небольшие пруды. Если набраться терпения, можно преодолеть природные препятствия и продвинуться к самому берегу. С него хорошо видны сваи деревянного моста, обрушенная металлическая ферма и продолжение насыпи на противоположном берегу. Особое внимание привлекает торчащая из воды огромная железяка.

Непонятно, почему осталась она одна. Весь металлолом пошёл во вторсырьё? Тогда отчего не всё утащили? Трактор не осилил?

Если по насыпи идти в обратную сторону, она выведет к разваленному ДОСу. До остановочного пункта Лозовики останется четыре километра.

А начиналась история Зелёных Досов и ветки Лозовики - Боровка так.

Ветку Лозовики - Боровка положили одновременно со строительством железной дороги Орша - Лепель в 1925 году. Тогда возводились и склады в Зеленых ДОСах. Однако такое название военный объект стал носить после войны. До неё эта местность называлась Стройка.

Склады в Зеленых ДОСах были исключительно продуктовые. Жители Боровно ходили на платформу разгружать вагоны с овсом, крупой, мукой, овощами, рыбой, мясом, комбинированным жиром…

Офицеры жили в ДОСе, солдаты - в двух казармах. Работали столовая и магазин, которые хорошо снабжались дефицитным товаром, пользующимся спросом у местного населения. По вечерам военные показывали кино, в которое любила ходить молодежь из окрестных деревень.

Лепельский район считался пограничным. Необходимо было держать вблизи надежный заслон. Им была Боровка. Именно ее воинские части обеспечивались вооружением по ветке.

С началом войны хранящееся в складах имущество отправили в эвакуацию по железной дороге. Сопровождать его направили жителей Боровно Моисея Гурко и Александра Шунто, которые служили на Стройке. Под Смоленском эшелон разбомбили. Шунто погиб, а Гурко возвратился и долго ещё после войны здравствовал.

Немцы помещения на Стройке не использовали - глухой угол им был ни к чему. Только выдрали половицы для ограждения гарнизона, который расположили в Боровно.

В 1942 году деревянный мост сожгли партизаны. Немцы построили металлический и заменили колею на более узкую наподобие той, которая до сих пор существует в Европе. Партизаны подорвали и этот мост. Но рухнула только проезжая часть, а надстроечные фермы остались висеть. По ним уже в мирное время боровенская молодёжь перебиралась в Большое Жежлино на танцы.

После войны железную дорогу восстанавливать не стали. Склады в Зеленых ДОСах переоборудовали под хранение вооружения для военных Боровки и Заслоново. Кроме обычного оружия и боеприпасов там находился боезапас для реактивной артиллерии, оперативно-тактических и стратегических ракет. Один склад скрывался под землей. Весь военный объект был обнесен двумя рядами колючей проволоки, имел контрольно-пропускной пункт.

Полтора десятилетия тому назад некоторые склады еще действовали. После старые постройки начали рушить по причине ненадобности. Растягивали их "Кировцем". Одно сооружение трактор не осилил, а применять взрывчатку почему-то не стали. До сих пор стоят прочные столбы. А вот от пожарных водоемов и следа не осталось.

Железнодорожная насыпь никому не мешает, никакой ценности не представляет, поэтому ей ничто не угрожает. Длинная и высокая искусственная гряда превратилась в узкую веретею, будто природой образованную среди болота миллионы лет тому назад.

Записано в 2013 году.



НРАВИТСЯ
1
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


69. Светлый путь. БЕГСТВО НА БОЛОТО. Шуневич Анатолий  — 5 дней назад,   за неделю: 176 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ