31 июля 2013 в 07:15 — 1 год назад

Дальше, в Западную Двину

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1312

Год назад экспедицией по изучению состояния Березинской водной системы была исследована половина пути от реки Березины до озера Лепельского. И вот сотрудники института истории Академии наук, Института проблем культуры, Министерства культуры, местного отдела культуры, краеведческого музея и лепельские краеведы-любители снова вскинули на себя тяжелые рюкзаки, чтобы провести исследование второй части водной системы - от озера Лепельского до Западной Двины по реке Улла, познакомиться с фольклором, бытом, древними ремеслами местного населения.

Научные отчеты по итогам экспедиции сделают специалисты-участники. Я же предлагаю читателям дорожные зарисовки о ходе этого интересного мероприятия.

Первое препятствие на нашем пути - законсервированная ГЭС у истока Уллы. Волоком тянем примитивные суда вокруг нее.

Нашим предкам это место хлопот не доставляло. Здесь был возведен шлюз, который плавно опускал караваны барж с уровня озера Лепельского до уровня реки Уллы.

Погода отнюдь не способствует путешественникам. С хмурого неба иногда сыплется нудный моросящий дождь. Холодно. Однако четыре лодки и две байдарки упорно обгоняют заросшее водной растительностью течение, ныряют под мосты над Минским шоссе.

Дальше утлые судёнышки проносятся возле озер Нюля и Огзино, пересекают озеро Жежлино.

Первый привал в деревне Зорница. Фольклористы направляются к местным старожилам искать остатки народных достояний, а мы снова садимся за весла. Ритмично работать ими мешает водная растительность, густо оседлавшая мелководье, которое сплошь сопутствует нашему пути. Как только баржи и плоты продвигались здесь?

Настроение сбивает дождь. Уже не радуют взгляд даже высоченные, заросшие живописным древостоем берега между военными поселками Заслоново и Межица. Задерживает продвижение низкий понтонный мост за Межицей - его пролеты крепко забил многолетний бурелом. Верх лодок в единственном свободном месте скрежещет по металлическому своду. Приходится ложиться на дно судов и руками отталкиваться от перекрытий моста.

За деревней Караевичи, уже в Чашникском районе, на высоком левобережном обрыве жмутся друг к другу несколько курганов-могильников. Их археологическую ценность подтверждает массивная охранная доска Министерства культуры. Однако какой-то бульдозерист отхватил ковшом почти полкургана, а охотники прострелили самую табличку в нескольких местах.

Ночевали за деревней Васьковичи в удаленном от берега старом сосновом лесу. Далеко за полночь под сосновые кроны взлетали любительские песни и звуки гитары.

***

Утро выдалось солнечное, хотя и холодное. Высаживаем фольклористов в левобережной деревне Пристои, а сами направляемся в Чашники.

Там Улла совсем обмелела. Недаром в научной литературе есть сведения, что засушливые периоды останавливали сплав барж до следующего года. Между тем, хорошо сохранились остатки тогдашнего шлюза.

Сотрудники Чашникского исторического музея уже ждали нас. С удовольствием познакомились с прошлым района. Получили сведения и о функционировании Березинской водной системы в регионе. Как и Лепельщине, Чашникам открытие водного пути принесло значительное экономическое развитие. Отсюда в Ригу сплавлялась продукция бумажной фабрики, кирпичного завода, лес и пиломатериалы. Есть и отрицательное влияние системы на окружающую среду: лесистость Чашникского района вдвое меньше, чем Лепельского - вырубили и сплавили здешние леса.

За Чашниками Улла делает огромную петлю в полтора десятка километров, затем возвращается обратно в город, чтобы изменить направление с востока на север. Не очень приятная перспектива для плотогонов.

Понимали это строители системы. Прорыли километровый выпрямительный канал со шлюзовым водорегулированием. А мы же идем путем предков…

Чашникчане сообщили, что исток канала современники загородили дамбой. Перетаскиваем через нее лодки в какой-то старый водоем с застоявшейся водой. Отплываем. И упираемся в тупик. Позже узнаем, что это старое русло, искусственно образованное в последнюю войну для удобства строительства моста через Улу. (После войны этот мост разобрали для отопления городской бани).

Канал проложен неподалеку. Только плыть по нему невозможно - бывший фарватер загроможден хворостом, к тому же, перегорожен дорогой, под которой даже труба не положена.

А не так давно крутые берега водоема еще оставались обложенными плоскими отшлифованными валунами. Да только как будто по иронии судьбы их выдрали на фундамент районного Дома культуры.

Что делать? Протащить лодки километр до параллельного русла Уллы не сможем. Есть выход! Вон на лугу лошадь пасётся. Нанимаем парней, и они за два рейса перевозят всю нашу "флотилию".

Солнечно. Ночуем в прибрежном лесу за деревней Казановка.

***

Улла гораздо глубже, хотя и сузилась. 3 обеих сторон берега облепили густые кустарники, леса убежали за горизонт. В середине дня приплываем в деревню Бочейково Бешенковичского района. Там нас уже ждет руководитель Витебского отделения Фонда Сороса Валентина Кириллова, чтобы провести экскурсию по уникальному парку восемнадцатого века, заложенному панами Цехановецкими, запущенному и разрушенному нашими недалекими предшественниками.

Фонд Сороса взялся за восстановление этого удивительного памятника природы и архитектуры, чтобы включить его в туристский маршрут. Кстати, этот фонд финансирует и нашу экспедицию.

Подобный парк находится и в деревне Двор-Низголово. Однако он расположен в отдалении от берега, и мы его проплываем. Ночуем под дождем за правобережной деревней Быцево.

 

 

***

Утро встречает угрожающе хмурым небом и сильным дождем. Настроение поднимает лоскут солнечного неба на горизонте. В конце концов, дождь прекращается. Плывем дальше на север. То из-за туч выглянет солнце, то рубанёт проливной дождь. Даже град выпадает. Одежда не успевает высыхать. Не везет нам с погодой в экспедициях - такая же непогода сопутствовала и в прошлом году.

Перед городским поселком Улла река снова теряет глубину. Местами ее можно перейти вброд, задрав штаны. Обмелело русло за последнее время, или углубляли его раньше? Никакая же баржа не сможет пройти по такой мели.

В самом поселке река скрылась за высоченными берегами. Справа их оседлали руины церкви и костела. Последний сейчас реставрируется самими верующими.

Резкое дуновение сырого ветра дает понять, что прилетел он с широкого пространства великой реки. Вон оно, устье! Не такое уж и величественное, как раньше представлялось. Даже уже, чем русло несколько сотен метров назад.

Вместе с быстрым течением мелководной Уллы вливаемся в величавую синь знаменитой Двины. 123 километра улльских выкрутасов остались позади. Экспедиция закончилась.

Ученые сами испытали примерно то, что выпало на долю нашим предкам-плотогонам. Им и делать обоснованные выводы о пригодности маршрута для туризма. На мой же взгляд туриста-любителя, весь маршрут по Березинской водной системе можно разделить на два этапа. Первый - от реки Березины до озера Лепельского - более пригоден для тех, кого интересует история и гидротехническая архитектура давних времен. Второй этап - от озера Лепельского до Западной Двины - заинтересует любителей природы, поскольку на этой части водного пути меньше было возведено гидросооружений, а пейзажи здесь более привлекательны.

Тем же, кто имеет время, выдержку, силу и необходимое снаряжение, будет полезно пройти весь маршрут от начала до конца. За неимением плавсредств можно и пешком, что давно сделал я.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ