Знал, что в усадьбе «Люгжино» празднуют Купалье не в надуманное время, а именно в день летнего солнцестояния, как то делали наши предки. Только в эту ночь зацветает папоротник. Вот там его цветок и найду. А поможет мне всякая Нечисть, которая собирается поглазеть на народное гулянье. Ведь вся её рать - мои друзья.
Если я сегодня найду цветок папоротника, стану прозорливым, смогу понимать язык животных, видеть все клады, входить беспрепятственно в сокровищницы, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличие. Даже поверить не могу, что сегодня ночью это осуществится. Вот только нужно проникнуть на территорию «Люгжино» и затереться в толпу празднующих так, чтобы приняли меня за своего и не заподозрили, что имею связь с Нечистью. По моему, мне это вполне удастся, ведь оделся под стать присутствующим: сорочка народная, штаны льняные, жилетка простолюдная, специально кеды новые купил. В общем, замаскировался.
Кажись, охрану на входе в усадьбу не выставили.
Собрались на высоком берегу озера Люкшино. А берег тот не простой, лесом дремучим поросший - наилучшее пристанище для Нечисти. Только тут и может папоротник расцвести. Но до полуночи ещё далеко. Посмотрю вначале, чем люд занимается.
Вон Гаврилович (это который владеет усадьбой «У Гавриловича» в Двор-Поречье) прямо на природе ресторан развернул, всех потчует всякой всячиной. Я успел дома поужинать, но он не отстаёт: супу харчо или ухи налить? Сломался я, решил, что уху везде подают, а вот супом редко потчуют.
Если б знали вы, что это был за суп! Такой вкуснятины я с роду не едал. Только сейчас понял, что под словом «харчо» подразумевается половина пивной кружки мяса. А мой друг Васька Хацкевич на ухе остановил выбор, также вкусом не может нахвалиться: навариста, густа от рыбьей плоти, из которой непонятным образом кости улетучились. Все эти деликатесы, несомненно, Галя, жена Гавриловича, настряпала.
Мне ещё и ухи Гаврилович предлагает. Но куда я её вмещу, если живот не резиновый? Так он картошку с сушеными грибами принуждает откушать.
Съел, запил заквашенным берёзовым соком и улизнул от Гавриловича, чтобы ещё какое экзотическое яство не предложил. Но не успел сделать несколько шагов, как наткнулся на шинок «Матырынскія гаспадыні». Понял, что это бобровский музей «Беларуская хатка» национальные блюда представляет. Глаза разбегаются, а живот просит: уйди. Но сделать это мне не дала чудесная хозяйка: сразу кучу яств предложила. Ну, если только соком грибы Гавриловича прогнать, да дольку пирожка вкусить…
Уже не иду, а еле плетусь - живот к земле клонит. Сам себе ставлю задачу: ни крошки съестного! Буду только созерцать. И слушать, поскольку уже слышу незабвенные слова славного сына земли лепельской Тодора Кляшторного, убиенного сталинскими опричниками в 37-м: «Люблю я шыр, люблю я поле, люблю я маці Беларусь…» Это для собравшихся слушателей декламирует директор Каменской библиотеки-музея Тодора Кляшторного Ирина Знарок.
Дальше меня не пустили. Схватили, глаза платком завязали, в руки всунули вилы с наполненным то ли кирпичом, то ли камнями огромным чугуном, три раза вокруг моей оси перекрутили и приказали попасть в жерло печи. Меня сразу не в ту степь понесло под смех и улюлюканье окружающих. В общем, с заданием я не справился.
Теперь уж твёрдо решаю: ни к игралищам, ни к объедаловкам даже близко не подхожу. Как-то нужно неприметно хозяйку усадьбы «Бяседа» Тоню Шуневич из Пунища минуть, чтобы не поддаться уговору продегустировать её мёд и медовуху.
Удалось! А теперь лучше поинтересуюсь, как издалека на наш праздник пожаловали. Пожалуй, в самые далёкие можно зачислить консула Латвии в Беларуси Дагнию Лаце-Ата. Она провела для девушек мастер-класс по плетению венков из полевых цветов и определила победительницу. Ей стала дочка хозяина усадьбы Светлана.
Да, Дагния латышка, но работает-то она не совсем и далеко - в Витебске. Поэтому из самого далека приехали, возможно, фотожурналист Владимир и его жена Татьяна. Аж из Бобруйска они. Их визиту радуются организатор праздника Ольга Маханенко и хозяин усадьбы Виктор Труфанов.
Ещё одному гостю очень рада Ольга Маханенко - самому юному, восьмимесячному Серафиму, соответственно его маме Светлане и папе Андрусю Крессам. Почему? Ведь они не совсем и издалека - всего только из Минска. Открою вам секрет - все перечисленные доводятся Ольге внуком, дочкой и зятем. Как не радоваться, если вся семья участвует в одном из самых почитаемых народом праздников?
Пойду дальше. Сувенирные лавки пропущу - вдруг уговорят купить что-нибудь. А вот на этот товар никак нельзя не обратить внимания из-за его неординарности: жители чашникской деревни Липск Янэк, Янина, их дочь Арина и мать Бранислава предлагают бездрожжевой чёрный хлеб собственной выпечки, пироги с начинкой и козье молоко.
Хлеб только попробовал. Полбуханки съел бы душистой вкуснятины, если бы живот не оккупировали полностью деликатесы Гавриловича и Гали. А вот над козьим молоком задумался: хочется, но боязно - вдруг не до заветного цветка станет от непривычного для желудка продукта.
Вот это настоящий народный батут - дети в копне сена и подскакивают, и кувыркаются, и непроизвольно падают в различных положениях, и совсем им не больно от этого, поскольку боль анестезирует невероятный аромат высушенного лугового разнотравья.
А на пирсе соревнования устраиваются: какая пара сплавает
на лодке к дальнему причалу и первая назад возвратится, та и удостоится чести зваться Купалинкой и Купалюшем, а значит, им и праздничный костёр поджигать.
Победили Роман и Светлана. Пустили счастливчики венки со свечками по морю люгжинскому, которое скромно именуется озером Люкшино.
А потом вот такой костёрище они сотворили. Понятное дело, не обошлось здесь без помощи моего ещё одного друга Перуна.
И заиграли музыканты.
И повёл народ вокруг огня хоровод.
Ну вот, и смеркается уже. Но до полуночи, когда пока безрезультатно искомый всем славянским миром цветок распускается, ещё далеко. Однако пойду с Нечистью пообщаюсь, путь к цветку разведаю. Ой! Не может быть Нечистью такое прелестное создание. Да это же Фея лесная! Но с Нечистью связана, поскольку сразу меня за своего принимает.
Не верю счастью своему. Вот это подфартило! Даже в мыслях не допускал такой подруги. Не иначе, как мой всемогущий друг Цмок Лепельский мне её подослал или же меня на неё навёл. Всё, баста - прекращаю поиски цветка! Зачем мне он, если вот оно, счастье, в руках моих. Эх, музыканты, ну зачем вы разрушаете судьбу мою? Заиграли так, что моя Фея на месте ножками запритопывала, да меня в круг потащила. А мне ведь медведь на ухо наступил - такта музыки не улавливаю. Упёрся, не поддаюсь на уговоры новой подруги. Пока я упрямился, вдруг появившийся Добрый Молодец подхватил мою прекрасную Фею и закружился с ней в лихом танце.
Понял я, что счастье моё как легко пришло, так легко и ушло. Поплёлся в самую чащобу цветок искать. Удручённый, встрече Водяника даже не удивился.
Спрашиваю, где цветок искать. Отсылает в ещё большую глушь. А там не то, чтобы папоротник, а даже трава не растёт. Но вдруг я цепенею. Из тьмы непроглядной мне дама руку протягивает. Вроде бы ничего так выглядит. И тут я узнаю её. Да это же Кикимора! Радостно трясу её холодную ладонь. Конечно, не Фея лесная, но очень даже приличное женское существо. Давай дружить, Кикимора!
Соглашается. Так веди меня к цветку. Говорит, что вместе его сорвём, только до полуночи ещё изрядно времени осталось. Прошусь к людям на время возвратиться. Отпускает, но берёт слово, что ровно в полночь буду у неё. Ухожу и натыкаюсь на лесную избушку. Не на курьих ножках, но Домовиком охраняется.
Спрашиваю разрешения заглянуть внутрь. Разрешает как другу. Вот где мы с Кикиморой ночь проведём!
К костру пришёл, когда он уже догорал, и люди подустали.
Сморила усталость и Купалинку с Купалюшем, на скамейке отдыхать устроились.
А одну маму с дочкой убаюкал в своих мягких объятьях сам мой очередной друг Полевик.
И позвали гостей в усадьбу бабку есть. Бабку?! Да это же моё любимое блюдо. А котёл под стать тому, что в моём детстве бабушка свиньям есть варила. Накладывай, Таня, мне побольше. И добавки дай. И ещё!
Ненароком взглянул я на часы и обомлел. Час ночи! А как же моя новая избранница Кикимора, цветок? Забыл совсем про них из-за бабки. Сломя голову помчался в чащу. Нет в условленном месте моей избранницы - не дождалась. Ещё около часа проискал. А когда нашёл, она и разговаривать со мной не стала. Сам загубил наше общее счастье - цветок-то, поди, два часа, как отцвёл.
Как я ни уговаривал прекрасную Кикимору, обещая счастливую жизнь и без цветка, не помогло. Даже на колени перед ней становился. Обнимать пробовал. Стоит, как истукан холодная и неподвижная, будто и нет меня вовсе рядом.
Оставалась надежда, что поиздевается надо мной из-за очевидной неверности, да ночью сама придёт. И вот утренний дождь забарабанил по палатке, разбудив меня.
Кикиморы рядом не было…
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |