Лесная земля, будто осенью, сплошь покрыта ярко-зеленым ковром мягкого мха. На сосновой иглице висят конденсированные капли влажного воздуха. Только опусти взгляд и вокруг себя обязательно увидишь множество пёстрых грибных шляпок.
Специально для путешествия по Пелице выбрал позднюю летнюю пору, чтобы хорошо все осмотреть, а заодно и даров природы собрать.
Сначала на мотоцикле объехал вокруг лесного массива, доехал до Веребок, чтобы определить расстояние и площадь бора. Знал лесной массив Пелицу с конца пятидесятых годов, когда босоногим мальчуганом вместе с такой же веребской детворой начал бегать в лес за грибами. От первой веребской хаты до разветвления главного выезда из Веребок на Подъюшкову дорогу и дорогу на Площадку - полкилометра. Отсюда и начиналась чистая боровая Пелица. Она ограничивалась треугольником, образованным называемыми дорогами и шоссе Минск - Витебск.
Подъюшкова дорога длится 800 метров, дорога на Площадку - километр. Отрезок шоссе между ними включает полкилометра. Выходит, площадь Пелицы равняется 19,81 гектара. Немного. Однако на этом лесном клочке росло множество грибов всех видов. Хватало их и взрослым, и детям, и транзитникам с шоссе. Подсчёт белых грибов велся десятками.
Происхождение названия лесного массива веребцы не помнят. А вот дороги к шоссе носят названия соответственно своему направлению. Подъюшковой дорога называется потому, что за шоссе скатывается в долину Эссы, на противоположном берегу которой ютится деревня Юшки. Дорога на Площадку называется так потому, что выходит на шоссе там, где раньше стояло заброшенное довоенное здание из красного кирпича с бетонированными ямами для осмотра и ремонта автомобилей. Со времен войны на стенах оставалась изображенная зелёной краской большая свастика. Назывались строение и двор Площадкой. В 60-х годах кирпичную кладку разобрали дорожники и на том месте заасфальтировали стоянку для большегрузных автомобилей, соорудили декоративные беседки для отдыха на опушке. Правда, в первом десятилетии нынешнего века их уничтожили сами строители, чтобы отдыхающие не мусорили.
Как-то в начале шестидесятых на Пелице стали лагерем солдаты. Простояли несколько дней. За это время не сломали ни одного деревца. После себя оставили опрятные дорожки, обложенные бордюрами изо мха. Мы много дней подряд дома упаковывали разное барахло в старые чемоданы и ходили на Пелицу "служить в армии".
Бор был горист. Склоны сбегали в лощины и снова карабкались на возвышенности. На вершине одного длинного холма, на расстоянии около сотни метров друг от друга, возвышались два кургана. Старшие веребцы говорили, что в них похоронены французские воины, погибшие во время войны 1812 года. Так ошибочно до сих пор многие курганные захоронения первого - начала второго тысячелетия люди считают французскими могилами.
Детвору такая ошибочная трактовка происхождения таинственных археологических объектов устраивала, и мы взялись за раскопки меньшего кургана. Докопались до уровня окружающего ландшафта. Вместо оружия и военной атрибутики нашли обычные угли. Интерес к археологии улетучился. Тогда не знали, что в дохристианские времена захоронение покойников в курганы вначале производилось путем трупосожжения. Оттуда и угли в кургане.
Есть ещё одна до сих пор неразгаданная тайна Пелицы. Заключается она в том, что лесной массив имеет и другое название - Голодные Могилки. Происхождение его также никто не помнит. Может курганы и есть братские могилы жертв какого-нибудь голодомора?
До сих пор описывал лесной массив в прошедшем времени, поскольку сейчас он практически не существует. Наступление на Пелицу началось во второй половине 80-х годов, когда местный колхоз имени Чкалова взялся прокладывать прямую дорогу от шоссе до Веребок именно сквозь бор. Лес с широкой просеки председатель использовал, а к возведению дороги так и не приступил. Все знали, что так и будет, однако охранники природы и районное начальство верили руководителю колхоза Николаю Шалаку, а не каким-то там ничего не значащим общественным защитникам экологии.
В начале 90-х годов на Пелице появились лесорубы с бензопилами. Бор остался стоять только на трапециеподобном участке размером 500x400x500x200 метров со стороны шоссе. После лесоповала участок засадили молодыми соснами. К настоящему времени они вытянулись на один-три метра.
Оставили ли лесорубы курганы? Протискиваюсь сквозь мокрую хвою густого сосняка наугад, поскольку точного размещения их не помню. Нахожу первую волотовку. Она по центру раскопана несколько лет назад чёрными археологами, ибо профессионалы проводят раскопки совсем по-другому.
Замеряю курган от основания до основания через вершину - 14 шагов. Прикидываю высоту - около метра.
Вторую волотовку нахожу легче. Через нее намеряю девять шагов. Раскопана нами более полсотни лет тому назад. Яма объехала, поросла мхом. Лесопосадочный плуг переехал через курган, вспахал его. На склонах остались пни от старых сосен.
Всё же живы свидетели далекого прошлого!
По Подъюшковой дороге не ездят, рядом с ней вдоль Пелицы в Веребки ведёт с шоссе хорошая гравийка (в 2012 году заасфальтированная).
Не пользуются и лесной дорогой на Площадку - гравийкой добираться удобнее, хотя и дальше.
Нет лесного массива. Однако урочище Пелица останется навсегда в памяти веребцев всех поколений.
От пересечения Падъюшковой дороги с Минским шоссе до начала Лепеля намерил 7, 4 километра.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |