Родился в 1926 году в деревне Свяда Лепельского района. Участник Великой Отечественной войны. Работал на молочнонсервном комбинате, кирпичном заводе, в сельском исполкоме. Умер.
Много хозяйственных объектов, жилых домов, печей построено после войны из кирпича, выпущенного кирпичным заводом «Свядица». Размещался он в треугольнике, образованном деревнями Свяда, Свядица и Поташня.
Жил я в Свяде. После увольнения с воинской службы в 1950 году устроился работать на Лепельский молокозавод слесарем. Однако добираться в город было сложно, пассажирских перевозок вовсе не существовало. Поэтому в 1960 году перешёл работать на кирпичный завод счетоводом. Работа казалась очень удобной из-за близости дома - каких-то три километра.
В скором времени меня перевели старшим мастером, а по сути - директором предприятия. Дело в том, что завод являлся структурным подразделением районного промкомбината, которым руководил директор. Поскольку на одном предприятии не могло существовать два директора (приставка «генеральный» к должности тогда не применялась), кирпичным заводом руководил старший мастер. В его обязанности входило: организация производства, приём на работу, увольнение, контроль соблюдения техпроцесса икачества готовой продукции, сбыт.
Никаких расчетов за наличные деньги не производилось. Кирпич потребители выписывали в промкомбинате, а на завод приезжали с накладными: отпустить тому-то столько-то. Главными получателями свядицкого кирпича были военные.
Основной рабочей силой были жители окрестных деревень Свядица, Поташня, Свяда, Вилы, Юшки, Далики, Горозянки, Подбрусы, Иван-Бор, Рудня… Тяжело было колхознику вырваться из объятий колхозного крепостного права. За самовольный уход из коллективного хозяйства тогда уже не судили, но «отходникам» обрезали огород «по углы». Такое сравнение было несколько утрировано. Приусадебный участок беглецам сокращали до 15 соток из прежних 40. А это было чревато голодом. Но стабильная заработная плата рабочих в отличие от колхозной натуроплаты с лихвой компенсировала потери от сокращения личного хозяйства. К тому же близлежащие колхозы райком партии обязывал обеспечить кирпичный завод как стратегическое предприятие определённым количеством рабочих рук. Председатели колхозов, скрипя зубами, исполняли разнарядку. Поэтому дефицита рабочей силы на предприятии практически не существовало. Даже было предусмотрено общежитие для далеко живущих. Имелся продуктовый магазин, который снабжался продуктами лучше, чем сельмаги.
Механизмами завод обеспечивался по последнему слову техники. Глину в близких окрестностях добывали и подвозили на завод скреперы. Электроэнергию вырабатывало машинное отделение.
Привезённая глина вручную засыпалась в глиномешалку с добавлением в определённых пропорциях песка и воды. Готовая масса в форме длинной до бесконечности кирпичины выходила на конвейер. Автомат нарезал определённого размера кирпичи. Съёмщицы их снимали вручную и складывали на вагонетки, которые перекатывались под навес, где выгружались для просушки в природных условиях. После высушивания до необходимой степени заготовки снова загружались на вагонетки и транспортировались на обжиг. Там продукция с вагонеток перегружалась на тачки и завозилась в печи, укладывалась, обжигалась, опять загружалась на тачки, с них перегружалась на вагонетки и отвозилась на склад готовой продукции, где перекладывалась на поддоны.
Работали в три смены. Практически завод не останавливался. Выходные получались по скользящему графику.
В 1966 году перешёл счетоводом в Слободской сельисполком. Однако через два года возвратился на кирпичный завод мастером, а ещё через год меня снова поставили старшим мастером. В 1972 году завод закрыли ввиду того, что начало работать аналогичное предприятие «Ровнянка» вблизи Лепеля. Мне можно было работать на нём или в самом промкомбинате, но я выбрал молокозавод. Сначала был слесарем, потом назначили механиком консервного цеха. Получил квартиру. Перевёз семью в Лепель.
Записано в 2013 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |