ЕФИМЕНКО ПЁТР, Родился в 1954 году в деревне Великое Село Шарковщинского района Витебской области. Окончил Гродненский сельскохозяйственный институт по специальности «Агрономия». Работал в Лепельской райсельхозхимии агрономом по известкованию кислых почв, начальником станции защиты растений, начальником базы минеральных удобрений, в Лепельском районном агропромышленным объединении главным агрономом, в Лепельском коммунальном унитарном производственном предприятии жилищно-коммунального хозяйства «Лепель» машинистом насосной станции. Живёт в Лепеле.
ВОЗДУШНЫЕ ПРОДЕЛКИ АВИАТОРОВ
В мою бытность начальником станции защиты растений началась интенсивно использоваться сельскохозяйственная авиация. Несомненно, пользу она приносила большую, тем более, что рассчитывались за эксплуатацию самолётов и вертолётов не колхозы-совхозы, а государство. Поэтому прилёт самолёта на поля того или иного хозяйства был сродни манне небесной. Однако случались с участием авиации и казусы, и чрезвычайные происшествия, и экологические преступления.
Обслуживал сельские хозяйства района Витебский авиаотряд. Когда прилетал заказанный самолёт или вертолёт, он не самовольно выбирал себе место для старта. Для его определения создавалась специальная комиссия, в которую входили представители авиаторов, районной власти и конкретного хозяйства. Приезжали они на машинах и выбирали такой плацдарм для будущей взлётной полосы, чтобы было удобно подъезжать заправочной технике. Каждый контролёр и специалист сельского хозяйства мог свободно летать на осмотр обработанных и будущих площадей.
Однажды приняли аэродром возле деревни Свядица. Сели в самолёт я, главный агроном колхоза «Прожектор» Люба Клочок и полетели показывать лётчику предназначенные для обработки поля. Возвращаемся. Спокойно касаемся земли и вдруг ощущаем резкий удар. Самолёт подпрыгивает, будто наскочившая на корягу моторная лодка. Лицо лётчика становится белым, будто простыня. В мгновение самолёт начинает крениться на бок. Не успеваем адекватно оценить опасность, как воздушная машина выравнивается и останавливается. Вылезаем. Лётчик в первую очередь осматривает шасси - не отвалилось.
Приступаем к обследованию местности. Справа по ходу обнаруживаем прорезанную тяжёлым трактором Т-150 глубокую колею. Если бы при приземлении взяли чуть правее, сразу же завалились бы на крыло с бензином, входные двёрки были бы прижаты землёй, а горит самолёт три минуты. Мы бы не выбрались. В общем, живём по сей день благодаря случаю.
Летчик тогда сказал:
- Всё, больше сюда не летим.
Парадокс происшествия заключается в том, что мы с Любой сами выбирали место для приземления, подписали акт о его пригодности к использованию. Получается, что халатно отнеслись к обязанностям, поскольку не увидели опасного места, иначе никогда бы не посадили здесь самолёт да ещё с собственными персонами на борту.
…В самом Лепеле до 70-х годов работал пассажирский аэропорт. Авиасвязь была с Минском, Витебском и Чашниками. После её упразднения взлётная полоса стала использоваться спортивной и сельскохозяйственной авиацией. И вот набирает скорость для взлёта молодой пилот из Витебского авиаотряда. И, то ли скорость ветра не учёл, то ли его направление, вдруг соображает, что взлететь не получается. Сбрасывает газ и понимает, что поздно не только взлетать, но и останавливаться. Выбирает наиболее безопасный последний вариант, выскакивает за пределы взлётной полосы, неровности ландшафта быстро гасят скорость, и самолёт тюкается носом в землю. Авария обходится лишь небольшим повреждением машины.
…Совхоз «Боброво». Выпивали вместе с пилотом-асом. Конечно, время у него было нерабочее, а я мог таким образом расслабиться втихаря. Всё время собутыльничества бывалый пилот не переставал восхвалять себя различными приключенческими историями из жизни авиаторов. Из слов рассказчика следовало, что он лучший пилот авиаотряда. Я ненароком поинтересовался, каков профессиональный опыт его сменщика, который сейчас летает над полями.
- Да он ещё салага, - сморщил нос ас. - Толком летать-то и не умеет. Ну, знает, как поднять да посадить самолёт, вот и все его профессиональные навыки.
Долго я сам себе смеялся на следующий день, когда мне сообщили, что вчерашний мой друг по чарке, ас, плюхнулся с неба на кусты. Правда, шёл на посадку, скорость была небольшая, немного не попал на взлётную полосу, и обошлось без серьёзных последствий. А пилот-салага отлетал всю посевную без происшествий.
…Ядохимикаты распылять с воздушного судна разрешалось лишь при определённом ветре, а гербициды применять вообще запрещалось. Поэтому использовались только фунгициды - препараты для борьбы с болезнями сельхозкультур. Если ядохимикат попадает на другую культуру, он ей ничего, кроме пользы, не принесёт. Правда, употреблять в пищу обработанный овощ можно лишь по прошествии определённого времени, где-то так недели через две. В общем, почти безобидный препарат, поэтому на ветер вообще внимания не обращали, поскольку за день он сотни раз меняет скорость и направление.
Правила применения авиации знали на зубок. Но позарез понадобилось прополоть какую-то культуру возле деревни Несино. Заправили ёмкости гербицидом, и вертолёт взмыл в небо.
Пилот оказался, наверное, совсем не ас - забыл закрыть опрыскиватель и старательно «прополол» озеро, затем, развернувшись над ним, прошёлся ровно над центральной осью деревни.
Сложное слово гербицид состоит из двух простых слов «герби» и «цид», которые переводятся с какого-то иностранного языка как «трава» и «убивать». Принцип действия гербицида против вредителей злаковых культур основывается на том, что капли его скатываются с узкого листа злака, а задерживаются на широколистной, например, лебеде. Вот поэтому все исключительно культуры, кроме злаковых, на огородах жителей Несино убийца сорняков принял именно за сорняки и убил их. По всей деревне овощи были полностью уничтожены. Испугались все причастные к нарушению правил применения авиации на сельхозработах. Назавтра в Несино без всякой команды заявились на вертолёте, который был уже перегнан в Губино, я, главный санитарный врач района Олег Варган, директор совхоза «Боровка» Владимир Михно, пилот-виновник. Хотя, по сути, главным виновником был я, поскольку отдал распоряжение применить запрещённый препарат. Но лётчик, согласно инструкции, должен был поставить меня на место как зарвавшегося руководителя.
Собрали людей, я и главный санврач обманули их, что ничего страшного не произошло, умолчав об открытых колодцах, которые также «прополол» гербицид. Директор Михно пообещал всем без исключения компенсировать нанесённый вред. Люди успокоились, чем спасли меня и пилота от неминуемого суда.
…За день несколько раз пилот должен был выходить на связь с авиаотрядом. Для этого вертолёт поднимался настолько высоко, что с земли казался спичечным коробком. Я много раз так же поднимался, просто так, из интереса. Нравилось свысока смотреть на землю.
…Был такой вертолёт МИ-2 (а, может, К-2), сзади вместо винта имел вроде как надкрылки. Разворачивался на месте как гусеничный трактор. Аж дух захватывало. Один год всего работала у нас такая маневренная машина.
Происходили рассказанные мной события в мою бытность начальником станции охраны растений райсельхозхимии, это значит, в период с 1980 по 1988 год.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2014 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |