13 сен 2015 в 07:52 — 9 лет назад

59. Быкова Валентина. КОЗЛЯНКА (92)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 1407

 Родилась в 1958 году в деревне Козлы Лепельского района. Окончила Полоцкое профтехучилище лёгкой промышленности. Работала швеёй в витебском салоне одежды «Мечта», Лепельском комбинате бытового обслуживания, сторожем в Лепельском районном объединении «Сельхозтехника». Работает сторожем в леспромхозе. Живёт в Лепеле.

 Прослушала диктофонную запись моей соседки по микрорайону Вали Дикляевой о её родной Котовщине. Удивила бедность природы в тех местах Лепельщины. Кажется, район небольшой, а какая разница между ландшафтом вокруг двух деревень, расположенных на расстоянии трёх с половиной десятков километров друг от дружки. Впечатление было настолько сильным, что возникло желание рассказать и о моих родных Козлах, природе, вокруг них, прошлой и настоящей жизни козлян. Именно так называли и называют жителей населённого пункта. Я в таком случае - козлянка. Ну, так слушайте же меня, козлянку.

 И Козлы обошёл вниманием интернет, но не забыла книга «Память. Лепельский район». В ней сообщается, что сельский населённый пункт входит в состав совхоза «Лепельский» Лепельского сельсовета. Расположена за пять километров на юго-запад от Лепеля, около озера Долгое. В начале ХХ столетия входила в состав Заболоцкой волости Лепельского уезда Минской губернии и имела 18 подворий со 150-ю жителями. На 1997 год насчитывалось 16 дворов с 26-ю сельчанами.

 Козлы - типичный сельский населённый пункт. Хотя имеет определённое отличие от десятков, а может и сотен себе подобных. Заключается оно в размещении строений. В деревне нет спланированных улиц. Она поделена на отдельные посёлки, типа хуторов, которые соединяют просёлочные дороги. Собственно говоря, раньше это были настоящие хутора, оставленные во время раскулачивания ввиду компактного размещения относительно друг друга. К ним согнали жителей с более отдалённых хуторов и якобы вновь созданный населенный пункт нарекли статусом деревни с названием Козлы. Происхождение названия я не знаю. Сказанное мной подтверждают названия урочищ в окрестностях деревни. Ближе к придорожному сервису Юрия Матеши находится местность под названием Тарасёнково болово, где стоял хутор моего прадеда Тараса. В стороне есть Самсонята, где хозяином хутора был Самсон. Ганноччино - раньше можно было в разговоре слышать примерно такое сообщение:

 - Боровики хорошо растут там, где Ганночка жила.

 Хотя на самом деле на месте бывших хуторов даже следа не осталось от хуторских строений, только мелиорированные поля или же оставленные мелиораторами поросшие кустами балки составляют окружающую природу в сторону Лепеля. Она мало чем отличается от нарисованных Валей Дикляевой окрестностей Котовщины. А вот в противоположной от Козлов стороне веками стоят старые очень холмистые лесные массивы. И хоть считается, что наша деревня располагается на холме, который скатывается в полевое озеро Долгое, совсем близко, в полукилометре, находится более красивое лесное озеро Заднее. Вот где начинается поистине курортная зона. Недаром охотничье хозяйство «Зорянка» устроило базу отдыха на боровом берегу Заднего.

 Вреда природе база не приносит, но неудобства для путешественников, грибников, ягодников, рыболовов всё же доставляет - нельзя пройти по периметру небольшого озера из-за её ограждения до самой воды, нужно обходить его. Раньше даже лесная дорога в расположенную за «Зорянкой» деревню Свядица проходила берегом озера, при строительстве же базы проложили объезд вокруг режимной территории.

 Само расположение базы отдыха охотничьего хозяйства, имеющего огромную лесную территорию, свидетельствует о том, что лесистый берег Заднего является самым красивым местом во владениях «Зорянки». Но база занимает всего лишь небольшую часть озёрной акватории. Львиная её доля по-прежнему доступна для отдыхающих, не браконьеров, конечно.

 Я с детства собирала грибы по высоченным холмам, занятым бором, чернику - на склонах к Заднему и ещё двум лесным озеркам без названия, клюкву - в болотце за «Зорянкой». Местность настолько привлекательная, что идёшь по ней без устали - её прогоняет окружающая красота. Раньше на самом высоком перевале, который разделял озеро Заднее и два безымянных озерка, деревянная пожарная вышка стояла. Я не однажды пробовала взобраться на неё по стационарной лестнице, но всякий раз не хватало духу. Это самое высокое место в округе. Со временем вышка сгнила и рухнула.

 Я, бывало, незаметно доходила старым лесом до речки Палевежицы, вытекающей из Долгого, пересекающей Заднее и стремящейся к реке Эссе, в которую впадает возле деревни Юшки. Переходила неширокое и неглубокое русло, поднималась на длинную и узкую естественную гряду, именуемую древним городищем «Батарея», поднималась на очередной боровой холм, и взору простиралось живописное лесное озеро Большой Гоголь. А за ним сразу начинался Малый Гоголь. Красотища! Это я свой рассказ подаю в прошлом времени, поскольку маршрут этот люблю с малых лет. Но я и теперь ни одного лета не пропускаю, чтобы не пройтись тропинками далёкого детства. Ведь практически ничего здесь не изменилось. Даже лесозаготовители почему-то почти не трогают этот сказочный рай.

 А была эта окраина Козлов ещё красивее, когда между ними и Задним стояла огромная гора. С неё мы на саночках съезжали. Дороги даже в объезд не было. Через самый перевал пролегала тропинка, одолеть подъём которой не всякий старый человек мог. Ту гору с названием Долбовещиха мы во множественном числе величали Уральскими горами. Теперь на её месте огромная яма, засаженная молодняком сосны. Гору вычерпали экскаваторы в 70-е годы на дорожную насыпь гравийки Черноручье - Краснолуки, проложенной по стародавнему Борисовскому большаку. Конечно, новая дорога была нужна. И если не нашу Долбовещиху, то чью-то ещё гору все равно уничтожили бы. Жизнь жертв требует от природы.

 Купаться мы ходили в основном на более отдалённое Заднее, чем на близкое Долгое. Там был лучший подход к воде, хоть и пугали детей часто встречающиеся ужи. А вот козлянский берег Долгого был практически неприступен из-за прибрежных зарослей водной растительности. Нужно было выходить за деревню, чтобы найти уютный пляж.

Мог сойти для купания и проход в тростнике, проложенный лодками. А вот хорошо просматривающийся противоположный берег узкого озера имеет совсем иной ландшафт. Он является набережной деревни Кордики, официально и неправильно именуемой Дворищем - прямо со двора перешёл улицу, взошёл на собственный мостик для полоскания белья, усаживайся поудобнее и рыбу лови.

 Что касается рыбы. Мой папа, Егор Жерносек, был отъявленным рыболовом. Всякие там сети, мерёжи да иные плетенные рыбодобывающие средства он не признавал, хотя в то время они считались браконьерскими лишь условно. Его любимая снасть - спиннинг. Уйдёт на лодке в даль озёрную и через некоторое время возвращается с мешком щук. Собственные медали за участие в войне на блёсны переделал. А когда во время нереста рыба перемещалась между Долгим и Задним по протоке, которая считается рекой Палевежицей, я не успевала снимать с крючков и класть в ведро рыбу, которую ежесекундно вытаскивали папа с моим старшим братом Колей (живёт в Чечерске). Про рыбные богатства Заднего ничего конкретного сказать не могу, поскольку туда наши рыболовы не ходили - зачем, если рыбы полно рядом?

 Как и всякое озеро, Долгое забирало человеческие жизни. Приведу один пример, который касается нашей семьи. Пришёл из армии мой двоюродный брат Коля Жерносек из Подомхов. С другом взялись переплывать Долгое. Друг переплыл, а брат утонул.  

 Это теперь от Козлов до Великого Поля большое поле простирается. А до мелиорации в прямоугольнике Козлы - Черноручье - Великое Поле - Малый Полсвиж сплошь можжевельниковые рощицы, лозовые заболоченные кустарники да заросли лиственных деревьев, в основном ольхи, простирались. Дороги были - в дождь не проехать. На первый взгляд естественное болото, окружённое каналами между ответвлением дороги на Забоенье от Минского шоссе и Козлами, имеет в большей степени искусственное происхождение. Да, болото там было, но безобразное, низменное, сплошь заросшее кустарником. А вот после стараний мелиораторов оставленный лоскуток его приобрёл характер естественного небольшого болотного массива. На такую метаморфозу природную низменность подтолкнуло появление со всех сторон осушенных полевых возвышенностей. Почувствовав отсутствие конкуренции в близком окружении, болотце начало стремительно превращаться в настоящее верховое болото из его подобия. Клюква появились. Горожане её высмотрели и теперь каждый сезон паломничество устраивают на болото.

 Магазина своего в Козлах никогда не было. Приезжала автолавка. При необходимости козляне ходили в черноручский магазин. Начальная школа сначала находилась в Черноручье, а с 1963 года переместилась ближе к Козлам, на базу эвакуированной небольшой военной части. Просуществовала несколько лет и была закрыта по причине незначительного количества учеников.

 Отец, 1928 года рождения, работал в совхозе бригадиром, рабочим сторожем. Умер 12 лет назад. Мать родилась в 1932 году, всю жизнь отработала в полеводстве. Два года как её не стало. Родительский дом я приспособила под дачу. Овощи сажаю, немного картошки. Конь есть у соседей Дмитрия и Валентины Михно. Пятеро их детей живут отдельно. Трудолюбивые как сами, так и дети.

 Ещё по соседству живёт бобыль Виктор Шауро 1959 года рождения. Хороший человек. Ничего ни у кого не украл. Рассказывает будто по писаному, но непутёвый, как всякий старый холостяк. Мама пока была жива, старалась его покормить, считая, что старый холостяк не способен нормально питаться.

 Анна Лейко живёт хоть и на другом хуторе, но сразу за кустами, что за моим огородом. Муж умер. Недавно козлянку Таню то ли Цыганову, то ли Цыганкову возле собственного дома нашли мёртвую с искалеченным телом. Моложе меня была. Говорили, что машиной подбили на дороге, а под хату подбросили. Сын один остался. Муж в ЛТП находится. На Горе пенсионеры Мишка и Валя Скапинские старость доживают. На Поселке один старик Коля Мисник холостякует. В общем, в Козлах на начало 2014 года было зарегистрировано семь хозяйств с 11-ю жителями. Но на самом деле деревня не такая уж и безлюдная. Есть дачники вроде меня - родители поумирали, а они наведываются в родные пенаты, даже кой-какое хозяйство ведут. Целый дачный посёлок давно образовался на холмах, которые раньше совхозом засевалась. Дачники и мосток через тростник в озеро соорудили. Веселее жить с ними оставшимся козлянам.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ