16 сен 2015 в 08:28 — 9 лет назад

62. Азарёнок Владимир. СЕРЕБРИСТЫЕ БОЧКИ РЕМЗАВОДА (95)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1468

 Родился в деревне Козлы Лепельского района в 1944 году. Работал машинистом угледобывающего комбайна на Донбассе, электросварщиком на Лепельском экскаватороремонтном заводе, слесарем котельной ЖКХ «Лепель». Живёт в деревне Большой Полсвиж Лепельского района.

  Мой дед Азарёнок Григорий унаследовал от своего отца, моего прадеда, фабрику в Веребках по производству кросен, прялок, иных приспособлений для ткачества. Имел много коней, коров. От желающих поработать сначала на прадеда, потом на деда отбоя не было – хорошо платил за хорошую работу. Не знаю, имел бы ли я какое отношение к дедовской фабрике, если бы советская власть не отобрала её у деда, поскольку у него своих сыновей было много, а каждый из них собственных отпрысков наплодил… На всех наследников до моего колена деревообрабатывающего производства ну никак не хватило бы. Но, что гадать, если сам дед из фабриканта переквалифицировался в столяра – для колхоза своими золотыми руками мастерил колёса, брички…

 Учитывая мою родословную, мне всё же на роду не было написано быть работягой. Но я стал им ввиду политического катаклизма.

 После семи классов поехал я в Донецк учиться на машиниста угледобывающего комбайна и врубовых машин. От армии дали отсрочку. Два года работал в шахте. А как уволился да приехал в Козлы, меня сразу и забрали служить. Восемь месяцев отучился в беларусских Печах на механика-водителя танка, а потом в Улан-Удэ забросили, это когда Мао-Цзэдун стал кричать, что Урал его.

 Дембельнулся. Зеки тогда ремзавод достраивали. Пошёл туда сварщиком ёмкости варить. Вот про эту свою работу и поведу рассказ.

 Неотъемлемым атрибутов всех полей Советского Союза были огромные серебристые ёмкости с аммиачной водой. Не знаю, делали ли их ещё где-нибудь, но Лепельский экскаватороремонтный завод штамповал бочки безостановочно много лет подряд, начиная с 1969 или 70-го года. Вкалывали. Но и зарабатывали за месяц по 360 рублей в то время, когда всякие кладовщики, воспитатели в детском саду, уборщицы, дворники и т.д. имели всего 70, а оклад инженеров начинался со 110.

 Цех не отапливался. Стены были лишь для виду, от посторонних лиц, даже до крыши не доставали. Ну, от ветра защищали в холод, а в жару превращали рабочую зону в душегубку. Зимой надевали валенки, телогрейки, спецовки давали. Крыша осадки не пропускала. Перекуривали и перекусывали в отапливаемом вагончике. Переодевались в обустроенном заводском гардеробе со шкафчиками, водой.

 Посменно работали две бригады. Менялись через неделю. Начинали с раскладывания листового металла на карте в зависимости от размеров ёмкости. Сваривали листы. К ним прихватывали оба дна, вырезанных автогеном, и рёбра жёсткости, изогнутые в колесо из уголка на специальном приспособлении, называемом углогибом. К ним крепили штангу с тросами, лебёдкой тянули, и листы сгибались цилиндром. Следом сварщики прихватывали железо к рёбрам. Свернули цилиндр и скрепили его главным швом. Затем перетаскивали бочку на колёсный стенд. Человека четыре клались боком на специальные седухи, рядом лежали электроды «пятёрка», пульт. Лежишь на месте, а бочка крутится. Даёшь большой ток, чтобы электроды хорошо плавили металл, не залипали, и процесс идёт. В конце вырезаются отверстия и ввариваются заливная горловина и сливной штуцер. Всего на изготовление емкости уходит часа два. В среднем за смену получается три бочки, иногда четыре.

 В смене работало человек 15-16, в основном сварщики. Были и слесаря, чтобы где-то что-то прихватить, обслуживать углогиб. 18 сварочных аппаратов одновременно работало, 20 килограммов электродов уходило за смену. Поэтому отсутствие стен под крышей было очень кстати – весь дым и газы уходили в небо. А как перевели производство в новый закрытый цех, аппараты поставили под флюс, рабочие стали задыхаться. Вентилятор крутился под потолком, но без толку.

 Изготавливали бочки трёх размеров – на 25, 50 и 75 кубометров. Основное предназначение ёмкостей – хранить аммиачную воду в процессе транспортировки до внесения в почву. Но в них до сих пор сельхозпредприятия держат бензин, солярку.  

 Двадцать лет варил я ёмкости. А когда развалился Союз, они вдруг стали не нужны. Рабочих сократили. Я четыре года отработал слесарем в котельных центральной ЖКХ и городской бани, а потом пошёл на пенсию с 55 лет. А завод практически развалился.

Записано в 2015 году



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ