Я мимо озера Неколочь пролетал на своих «матах» десятки раз. Но для того, чтобы запечатлеть в памяти удивительный уголок лепельской природы, мало и сотни беглых взглядов на него. Нужно вжиться в конкретный объект, побыть с ним один на один хотя бы день, вечер, ночь и утро. А ещё лучше организовать какое-нибудь мероприятие: пикник, отдых, рыбалку, охоту… Выбираю последнее. Буду на Неколочи охотиться на Цмока Неколочского. Конечно же, не чтобы его изловить и убить, а дабы зафиксировать здесь существование мифического существа.
Табор готов. Можно начинать охоту. Но не из засады – засидку я устрою ночью. А теперь пойду вдоль озера – авось засеку мифа.
Рельеф берега сложный – горы круто сбегают в лощины, а те, намучив путника невероятными зарослями, вновь милостиво открывают путь на вершины холмов.
Долго не пройдёшь – зигзаги почвы заставляют сесть и отдышаться.
Вот очередные охотники за Цмоком лагерь устраивали. Хотя, нет, вряд ли бы кто-нибудь ещё таким бесполезным для материального благополучия делом занимался. Здесь были охочие до ухи на природе.
Долго жили на берегу. Даже примитивную баню соорудили.
После неё озеро образует залив, который вытягивается в болотистую лощину. Пробираться сквозь лиственные и травянистые заросли довольно неприятно.
Скорее бы очередная возвышенность. Она не только продвижение облегчит, но и настроение улучшит.
Ловлю себя на мысли, что последние минуты думаю не о поисках следов Цмока, а об облегчении продвижения. В уме делаю себе замечание и тут же замечаю упавшее поперёк еле приметной дороги дерево. Но оно уже не является преградой. Какое-то разумное существо проделало распил ровно на ширину колей. Человек применил бы пилу или топор. Бобёр бы погрыз ствол у самого пня на высоте своего роста. А здесь ствол перегрызен, но не бобром. Проезд освобождён, но не человеком. Цмок Неколочский это сделал!
Он ведь жаждет человеческого общения, если люди к нему идут с добром. Ну, например, рыбки половить, позагорать, искупаться… Пусть даже после себя оставят остов каркаса жилища своего лёгкого – он ведь всё равно сгниёт.
Вот очередной след мифа. Убивал злостного вредителя природы. Всю землю на месте борьбы изрыл когтями.
Много холмов и балок я прошагал. В такие дебри забирался, что только старые цмочьи норы свидетельствовали, что сюда может кто-то, кроме меня, сдуру забраться. Зачем человеку по здравому расчёту забредать в этот реликтовый странный лес?
Да и безразлично нормальному гомо сапиенс, в озеро или из озера стремится течение по цмочьему проходу. А мне почему-то важно, что вода уходит из Неколочи.
А важно мне это потому, что водный поток, хоть и небольшой, обязательно где-то создаст вокруг собственного фарватера, по которому проползает Цмок, болото, где почивает в уединении страшилище. Угадал! Вон и пристанище моего будущего друга.
Попробовал к берегу пробраться, но не получилось – трава по шею, грязь – по корни ног. Здесь даже луговые травы в рост человека, поскольку недосягаемы им.
Сначала предполагал обойти Неколочь вокруг. Это немного. Длина береговой линии всего-то около пяти километров. Длина – 1,4 км. Наибольшая ширина – 700 метров. Самое глубокое место, где, несомненно, ютится Цмок Неколочский, 10 с половиной метров. Не таким уж и долгим, хотя довольно тернистым получился бы мой обход водоёма. Но примерно на полпути я спохватился, что оставил в таборе мобильник. Это вопиющая оплошность для бродяги. Зачем он? А вот, к примеру, в болоте ухватит меня Ундина да потащит в пучину озёрную, а я тем временем, пока она пыхтит да чухается, рраз и позвоню соответствующим личностям, чтобы знали, где искать моё тело. Смех здесь неуместен. Именно такая ситуация случится сегодня ночью… А пока, еле волоча ноги обратным путём, немного расскажу вам о Неколочи.
Озеро Неколочь находится справа от дороги с Минского шоссе в деревню Матырино. На берегу ютится деревушка Бор, быстро превращающаяся в дачный посёлок. Относится к бассейну Уллы. Окружающая местность преимущественно грядистая, местами болотистая, вокруг озера расположены обширные лесные массивы. Окрестные леса богаты малиной, земляникой, брусникой и грибами. Берега преимущественно низкие, песчаные, местами песчано-глинистые, поросшие кустарником, на северо-востоке лесом. Мелководье широкое, песчаное, глубже дно выстлано илом. Наибольшие глубины у западного берега, в районе Бора и в центре северо-восточной части озера. Зарастает существенно. Впадают три ручья. На юге узкой протокой соединено с озером Волосно.
Фу ты! Пока пробирался к табору, сем потов с меня вытекло. Непременно смыть их нужно. Погода климатит, но всё ж не май месяц на дворе, а 18 сентября года 2015-го. Но не потному же в уютную палатку залезать.
Можно и есть приготовить. Вон какой костёр мне бог огня Жиж раздул.
Всё же ещё одну оплошность сегодня допустил – забыл дома фонарик. Ведь знал, что уже в 20 часов темно, и приготовил его, а не прихватил. Что вот увижу теперь сквозь озёрную темень тьмущую?
Возле костра хорошо – хотя бы в небольшом радиусе видно почти как в пасмурный день.
А чуть отойдёшь, и понимаешь, что ты, как тополь на Плющихе, маячишь огненным пятном в непроглядной черноте.
Как ни бахвалься смелостью ночевать одному на природе, а всё же жутковато чувствуешь себя в плену ночи у яркого огня. Он ведь не только защищает, но и выпячивает на всю даль далёкую сидящего подле себя.
В сторонке среди леса и то как-то спокойнее становится, несмотря, что по прибрежным кустам кто-то ломится. Уж не Цмок ли?
Хоть глаз выколи! Что толку подстерегать чудище без фонарика…
Пойду лучше спать. Но не успел заснуть, как сквозь дрёму отчётливо не то почувствовал, не то увидел белое сущёство, уставившееся на палатку, в которой лежу я, и загробным голосом взывающее: «Блукач, выходи, калякать будем».
Аж озноб пробил меня от этакой мистики. Весь трясясь, вылезаю из палатки. Разинув пасть с ощеренными зубами поводит головой рысь-альбинос.
В голове промелькнул вопрос: а бывают ли рыси альбиносами? И тут же сам пришёл ответ: это же Цмок Неколочский перевоплотился в рысь-альбиноску и меня подзывает. Далее призрак Цмока медленно пошёл прямо в разволновавшуюся озёрную гладь.
И всё. Никого. А был ли призрак? Может он мне всего лишь померещился? А как же снимки на мониторе? Они же реальны. Что же делать? Снова пойти спать?
Но прежде, чем сделать это, я соорудил примитивный штатив, поставил на него фотокамеру и включил видеозапись. Пусть снимает всю ночь, а утром просмотрю запись и увижу всё, что произойдёт на моей поляне.
Но только повернулся спиной к штативу, как услышал плеск. Моментально обернулся. Фотоаппарата на штативе не было. Он светился сквозь мелководье под небольшим обрывом.
Уже не припомню, сам я сломя голову бросился спасать свой фотик, или же получил толчок в спину. В общем, грохнулся я на песок возле самого водного уреза, больно ударившись ногой о корень, тут же подхватился, всунул руку в воду и схватил камеру. На берег еле выбрался – так болело колено. Фотоаппарат, как и следовало ожидать, не работал.
Ночью плохо спал из-за боли в колене. К тому же до самого утра кричала мужскими голосами компания на спуске с асфальта, подъехавшая к озеру в полночь.
Утром еле собрал походное снаряжение. Домой кое-как доехал, стараясь при остановках не становиться на ушибленную ногу. Теперь вот сижу, описываю эти воспоминания прошедшей ночи. По квартире еле костыляю. В сапоге лежит фотоаппарат вместе с сушилкой для обуви - сушится. Монитор и объектив белые-белые. Хана, наверное, ему. А ведь служил мне долго – 12 августа 2012 года отдал за него 259 долларов. Жалко! А вот карта памяти не пострадала. Вставил её во флэш-карту и вытащил все до единого снимка.
Не пойму, Цмок Неколочский не захотел со мной иметь дело и проучил, чтобы больше в его дела не совался, или же это Ундина мне козни устроила…
Сентябрь-2015.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Обалденное озеро! Красота сказочная! В первые заморозки утром-особенно!