27 сен 2015 в 08:21 — 9 лет назад

Третий следовик открывает Василина

Тема: Блукач у княстве Цмока     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 2391

 В Беларуси насчитывается сотня редких камней с отпечатками следа человеческой ноги. На Лепельщине таких было обнаружена два – в кустах на линии Залесье - Великий Полсвиж и в поле возле Краснолучки. О краснолучском редком камне нет преданий. Про полсвижский следовик легенда гласит, будто в настолько жаркий летний день, что аж камни плавились, шла Ева с котом и псом. Наступили они на расплавленную каменную твердь, и таким образом на ней образовались несколько следов домашних животных и два человечьих. Люди начали поклоняться и поклоняются до сих пор таким камням, называя их святыми.

 Я далёк от признания всякой мистики и сверхчеловеческих деяний. Многие причисляют меня к верующим в языческих богов, поскольку я помогаю создавать их изваяния и выслеживаю всяческую мифическую нечисть, придуманную во времена языческой веры. Мне стыдно за тех земляков, которые так думают. А вот далёкая архангельская поэтесса Галина Рудакова сразу раскусила меня. В своём сборнике поэзии «Когда цветёт светлынь-трава» она поместила собственный перевод с беларусского на русский посвящённого мне жителем латышской Юрмалы Василём Азаронком стихотворения «Бродяга». Чтобы объяснить северным любителям поэзии, про кого идёт речь, она посвящение «Краеведу Валадару Шушкевичу» в пояснительном словаре протрактовала следующим образом.

 Но почему я для описания беларусской природы применяю охоту на языческих мифов, а не на образов христианской веры? Да потому, что последние никаким образом не связаны с природой. И охота в лепельской глухомани на, скажем, деву Марию будет выглядеть настолько странно, что даже умная Галина Рудакова не поймёт такой нелепости. А вот выслеживание в болоте со всеми подробностями его хозяев Болотника или Кикимору выглядит вполне правдоподобно, иронично и красочно. Вот и поиски третьего следовика я и не описываю двумя словами, а на первый взгляд обычными действиями пространно показываю немного красоты и истории Затеклясской земли, недостижимой для многих лепельчан-горожан ввиду оседлого образа жизни и неимения личного транспорта.

 Легенд про третий камень-следовик возле Затеклясья нет, поскольку они бы дошли до их собирателей и краеведов. Значит, валун или не был культовым, или был таковым так давно, что местное население их забыло. Обратила же внимание на необычный камень пользователь сайта LEPEL.BY с неполным ником Василина. Ходила по грибам, нашла, сфотографировала и снимок редкого объекта природы прислала мне с вопросом: следовик ли это?

 Я ответил, что фотоснимка в одном ракурсе мало, нужно бы обследовать основательно. В ответ девушка сообщила, что сама показать не имеет возможности, поможет Андрей. И вот Андрей подъезжает к моему дому. Рассказывает про подробности находки.

 Звонит ему Василина из грибов: следовик нашла, просит приехать подтвердить. Путь неблизкий, но приезжает. Поплутав по лесу, находит Василину по её мобильной наводке. В утверждении, что это следовик, сомневается. Решают сообщить мне…

 …Съехав с асфальта, оставляем машину напротив Затеклясского кладбища. Идём просёлком, проложенным по границе старого бора и поля.

 Сворачиваем в лес. Широкая старая просека завалена свежезаготовленными брёвнами.

 Затеклясские леса настолько густы, что их бесконечно валят, а они не заканчиваются. Интересны местные лесные недра многими природными и искусственными объектами. В них прячется урочище Свядский Мост, примечательное рукотворными лесными озёрами-карьерами, образованными, по-видимому, довоенными торфодобытчиками. А называется так урочище не потому, что находится на дороге в деревню Свяда, преступно переименованную советским чиновничеством 70-х годов в Слободу, а потому, что там проходила граница большого земельного массива Лепельщины Свядская Пуща, принадлежащего панам Жабам-Плятерам. Не менее интересен и партизанский лагерь Смоленской бригады с сохранившимися ямами на месте землянок. Много красивых лесных островков имеется в местах раскулаченных советской властью хуторов. В отличие от иных отдаленных лесных массивов Лепельщины затеклясские леса усеяны валунами всяческих размеров.

 Конечно же, жалко, что главное беларусское богатство – лес – будет совсем в скором времени уничтожено. Да, древесина нужна народному хозяйству. Но без леса в бывшем лесном краю как-то неуютно будет нашим наследникам. Правда, лесоистребители успокаивают общественность, что сажают лес на больших площадях, чем вырубают. И это правда. Но посмотрите на молодняки 10 – 30-летнего возраста. Они отличаются от старого леса, как день от ночи. Со временем преобразятся в оного? Возможно, но этого увидеть не суждено теперь живущим поколениям.

 Андрей внимательно всматривается в левую обочину лесного просёлка. Где-то здесь должен быть камень, но место конкретно он не запомнил.

 Наконец радостно показывает на наполовину спрятанный во мху небольшой камень.

 Издали след в каменной тверди хоть с трудом, но угадывается.

 Все следовики имеют почти одинаковые размеры – около метра в диаметре. Внимательно изучаем след, не разгребая укрывающего камень мха.

 Вблизи отпечаток человеческой ноги виден более отчётливо.

 Очищаю углубление от лесного мусора. Выемка ещё больше принимает очертания человеческой ноги.

 Сбрасываю сапог, вставляю в след собственную ногу.

 Мой размер! Для сравнения ставлю ногу рядом со следом на камне.

 Василина, есть третий на Лепельщине следовик! И открыла его ты.

 Конечно, ввиду отдаленности и отсутствия легенды он не станет местом паломничества, как следовик Полсвижский. Затеклясскому, подобно Краснолучскому, суждено быть сохранённым лишь в устной истории лепельских краеведов и моих письменных опусах старого бродяги. Но факт остаётся фактом - Лепельщина стала богаче ещё на один уникальный памятник природы.

 Назад идём более прямым путём. Его и запоминайте для посещения Затеклясского следовика. От камня лесная дорога, протяжённостью пару сотен метров, выведет на полевой просёлок с видом на Затеклясье.

 От примыкания лесной к пограничной дороге до асфальта ровно полкилометра – после машиной специально измерили. Но на том наши исследования не закончились. Они станут интереснее, если на Затеклясском кладбище посетим ради разнообразия поисков описание могилы местных панов Штромбергов, о доброте и хозяйственности которых до сих пор по Затеклясью легенды ходят. Собственно, все паны неплохо относились к своим работникам, дабы те соответственно и работали. На броваре в Двор-Торонковичах пан Бузыцкий для рабочих квартиры строил, рабочую столовку открыл. Отбоя не было от желающих спирт гнать, а особенно – на возу отвозить его в Полоцк. Это советская пропаганда сделала всех поголовно панов плохими, чтобы люди хорошими считали большевиков, умертвителей якобы тиранов. Однако найти могилы Штромбергов оказалось не так и просто.

 На кладбище полно надмогильных обтёсанных камней.

 Впритык друг к дружке жмутся безымянные, без камней и крестов многочисленные могильные холмики. Наверное, богатые крестьяне вырубали своим родственникам большие каменные кресты.

 Всё кладбище прочесали, пока нашли могилы Штромбергов. Хотя несколько раз и был возле них, теперь сразу и не заметил запорошенные природным мусором плиты, вросшие в землю. Взялся сметать грязь еловой лапкой, чтобы только сфотографировать.

 Ходит легенда, будто в одну из могил предков последние Штромберги, убегая от советской власти, закопали сокровище. Уже то ли в Хрущёвскую, то ли в Брежневскую эру затеклясские пастухи видели стоящую подле кладбища легковую машину, на то время диковинку. Подойти и поинтересоваться необычным визитом дефицитного транспорта не решились. А когда легковушка уехала, пошли на погост и увидели одну из могил Штромбергов, будто только что созданную. Решили, что один из потомков панов-кровопивцев откопал клад и таким образом замаскировал свои деяния.

 В которой из нескольких могил лежало золото Штромбергов, теперь установить невозможно.

 Для лучшего прочтения эпитафий покажу снимок 2012 года.

 Рядом ещё одна богатая плита лежит.

 Здесь же броскую плиту своротили вандалы.

 Столько интересного встретили мы с Андреем на затеклясском кладбище!

 Вот видите, как порой бывает просто необходимо заменить короткую информацию пространным рассказом об окружающей местности. А ведь всё показанное находится на расстоянии менее километра друг от друга.

 Рефлексия сего рассказа-показа такова: Лепельщина получила третий камень-следовик благодаря внимательности пользователя сайта LEPEL.BY с неполным ником Василина. Если все три памятника природы (Полсвижский, Краснолучский и Затеклясский) называть именами их первооткрывателей для широкой общественности, то камни-следовики превратятся в Шкиндеров, Немиров и Василинин.

Сентябрь 2015 года.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





29 сен 2015 в 21:19 — 9 лет назад

Ай да Я.Эр яюфђрэіютъх



29 сен 2015 в 21:20 — 9 лет назад

Валацуга, Я- Василина Романовна!!! Запомните все раз и навсегда





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 236 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ