10 июля 2015 в 06:49 — 10 лет назад

22. Тухто Николай. РАССТРЕЛЬНАЯ КОМАНДА КАПИТАНА ФРОЛОВА (41)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 2, за неделю: 4, всего: 1875

Родился в деревне Веребки в 1948 году. Работал трактористом в Лепельском районном отделениии "Сельхозхимия", ОАО «Лепельагросервис». Живёт в Лепеле. 

 Этот мой рассказ я в письменном виде отнёс в редакцию районной газеты «Лепельскікрай». Однако из идеологических соображений публикация на газетные страницы не допущена. Причина в том, что описанная таинственная троица красноармейцев, которая производила расстрелы местных партизан, была оперативной группой «Дружная» капитана госбезопасности Д. Фролова, заброшенной в тыл для ликвидации комбрига Каминского - командира Русской освободительной народной армии.

С 12 октября 1943 фроловцы обосновались в лагере партизанской бригады имени Сталина, которая дислоцировалась в деревне Оконо. Мой отец Степан Тухто из Веребок был там разведчиком. От него я узнал о неизвестном захоронении времен войны на веребской околице. Пересказываю эту историю.

Однажды уставшая группа партизан-подрывников возвращалась с диверсии на железнодорожном переезде дистанции пути Сенно - Бурбин. Утомленные маршем диверсанты остановились в Веребках, чтобы в темноте не бродить по непроходимой трясине Берещанской поймы. Заняли два дома. Легли на полу. Но не успели свести глаза, как услышали снаружи женский голос:

- Сыночки вы наши! Наконец мы вас дождались.

В дом вошли военные в хороших одежде, обуви, маскхалатах, со звездами на шапках. Не успели партизаны обрадоваться приходу «своих», как их разоружили. Прицепились с вопросами:

- Почему не выставили часового?

- Почему не почистили оружие после похода?

Тогда старший группы подрывников решительно ответил:

- Мы находились на задании не для чистки оружия, и не вам нас учить.

На что главный из пришельцев сказал:

- За нарушение воинской дисциплины расстрелять. Остальные пойдут с нами в отряд, там разберемся.

Оружие партизанам вернули, но товарища забрали с собой и по огородам подались в сторону леса. Не успели партизаны выйти из деревни, как за огородами услышали выстрелы. Сколько их было, точно не помнят. Возможно 12.

Диверсионная группа в количестве семи человек пришла в Оконо. Уведшего неизвестными товарища там не было. Больше его никогда не видели.

На следующий день в отряде появилась троица загадочных военных в шикарной форме - те, что расстреляли партизана в Верабках. Они прицепились к рабочему по хозяйству Курилу Шушкевичу с Веребок за сказанные вслух слова:

- Доживут ли веребчане до освобождения, если их днем трясут немцы, а ночью - партизаны.

Главный из пришельцев приказал командиру построить партизан и перед строем сказал, что так о партизанах говорить они никому не позволят. Курилу приказал расстрелять.

Через месяц после этих событий в Веребки пришли каратели и принялись поджигать именно те две хаты, где неизвестные воины застали партизан-подрывников. Хозяева близко расположенной усадьбы начали плакать, говорить, что и их постройки сгорят. Тогда офицер приказал разобрать ту хату и собрать в отдалении. Так за всю войну в Веребках были сожжены всего две хаты, хотя практически из каждой кто-то был в партизанах.

Точно неизвестно, был ли тот поджог связан с группой таинственных военных, что неизвестно каким образом ворвались в партизанскую жизнь. Сейчас из веребчан один я знаю, где находится могила расстрелянного чужаками партизана. Известно, что он из деревни Запружаны Чашникского района. Не составит трудностей установить имя героя членам кружка «Потомки» Слободской школы, а бойцам поискового батальона - перезахоронить останки.

Записано в 2012 году.



Метки: Тухто Николай, Веребки

НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ