14 ноя 2015 в 05:35 — 9 лет назад

123. СВАДЬБА ДЛЯ УБИЙСТВА. Климанский Владимир (84)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1679

 Об авторе смотреть здесь.

 Самое значительное материальное свидетельство Второй мировой войны в моей жизни – сбитый самолёт на Рожнянском болоте. Этот низменный массив сам по себе небольшой – от силы полтора километра пространства между экологической тропой Березинского заповедника и деревней Рожно.

 Со стороны административного центра заповедника Домжериц к Рожнянскому болоту лучше всего пробираться от вольеров с дикими животными. А Рожно с противоположной стороны находится в какой-то сотне метров от берега.

 

 Так вот, самолёт лежал посреди болота. Был он советский. В детстве мы не интересовались, как он попал туда. Возможно, был сбит во время освобождения Бегомльщины. Но, может быть, и в 1943-м, когда проводилась блокада партизан. Тогда также им на выручку прилетали самолёты с Большой земли. Прилёты же к партизанам крылатых машин во время оккупации, скорее всего, нужно исключить, поскольку они не были боевыми. А лежащий в болоте был рассчитан на экипаж из двух человек, оснащён пулемётом. При нём были патроны. Они-то и притягивали нас, поскольку всё, что только можно было, растащили взрослые жители Рожно. Особой популярностью пользовалась дюралевая обшивка, из которой изготавливали кухонную утварь – кастрюли, миски, ложки. А нам достались никому не нужные железяки, в том числе и пулемёт. Был он полуразобранным, но патроны в магазине оставались. Тащить особых усилий не требовалось – вдвоём вынесли на берег болота, меняясь с впустую сопровождающей парой таких же сорванцов. Но на дальнейшую транспортировку оружия сил не хватило. Бросили его на твёрдой почве, вытащив все патроны. Непонятно сейчас, почему не могли это сделать на месте падения самолёта. Пару патронов потом мой друг Вася вбросил в костёр, и они выстрелили.

 Коль начал про самолёт, добавлю, что в войну, может в 1942 году, партизанский аэродром находился не только на поле возле Домжериц, но и в райцентре Бегомле. Мой дядька Иван Парамонович Климанский был комиссаром у партизан и занимался отправкой детей на Большую землю. Конечно, позаботился он и о собственном шестилетнем племяннике Володе, мать которого умерла, а отца Максима Климанского убили немцы. И вот же как получилось. Все вывезенные в Москву дети впоследствии сыскались, а мой двоюродный брат и двойной тёзка Володя Климанский как в воду канул. Мы искали его – писали в разные инстанции, и всё бесполезно.

 Рассказал про самолёт, потом переключился на воздушную переброску детей из оккупированной зоны на Большую землю. И коль уж сказал, что к этому имел отношение комиссар партизанского соединения и мой дядька Иван Климанский, просто необходимо поведать, как курьёзное с одной и одновременно боевое мероприятие с другой стороны определило дальнейшую судьбу двоюродного брата отца.

 Оккупация не всех напугала. Многим она была в радость – прекратила колхозную эксплуатацию крестьян, остановила сталинские репрессии против народа. Такие пошли служить в полицию. Правда, некоторые делали это от безысходности – было два выхода: в партизаны или полицаи. Вот и предпочитали люди уютную жизнь дома холодному и голодному существованию в лесных дебрях. В общем, в Домжерицах было много полицаев. Волей-неволей они вынуждены были поддерживать требуемый оккупационными властями порядок.

 Партизанское командование приняло решение одним махом расправиться с предателями его идеалов. Обязало местную женщину Агапу Автушко, имевшую сына-партизана Мишу (погиб), дочек Нинку, Ганну (до сих пор живут в Домжерицах и Крайцах) и Марусю, якобы отдать замуж последнюю за партизанского комиссара Ивана Климанского. Для того организовали фиктивную свадьбу, чтобы под её разгул совершить нападение на полицейское подразделение и разгромить его. Гуляли как партизаны, так и полицаи. Лесные гости соответственно были вооружены припрятанным оружием. Когда уже вот-вот должна была поступить команда о нападении, в Домжерицы заявилась армада фрицев. Тайную операцию пришлось отложить. Сразу увядшая свадьба вскорости прекратилась.

 Ни о каких взаимоотношениях во время «свадьбы» Маруся с Иваном даже не думали. Они всего лишь выполняли боевое задание. Каким образом оно в последующем переросло в интимные отношения, не знаю. В общем, Иван с Марусей на самом деле поженились, не дожидаясь победы. Такое заключение делаю потому, что первая их дочь, кажется, Лена, умерла сразу после рождения, а вторая – Галя - родилась в 1945 году (умерла несколько лет назад). Через два года Маруся родила двойняшек (Валерик окончил академию, был агрономом в Вилейском районе, теперь на пенсии; Валя окончила юрфак, была судьёй, работала в райисполкоме, живёт в Бресте), а в 1949-м – Ларису (работала бухгалтером, на пенсии, живет в Минске). Глава семьи Иван Климанский умер в 1969 году. Когда за ним последовала его партизанская жена и спутница на всю дальнейшую жизнь Мария, не помню.

Записано в 2015 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 5 дней назад,   за неделю: 393 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ