21 ноя 2015 в 08:08 — 9 лет назад

130. ДВЕ СПАСЁННЫЕ ЖИЗНИ. Жерносек Евгений (89)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 1740

 Родился в 1938 году в деревне Стайск Слободского сельсовета Лепельского района. Работал водителем в совхозе «Карасусский» Павлодарской области Казахстана, в Лепеле шоферил в психбольнице, сельхозхимии, автобазе райпотребсоюза. Живёт в Лепеле.

  Много событий произошло в моей жизни. В 1957 году 19-летним юношей попал на армейскую службу в Ригу. После трёхлетней муштры по оргнабору подался в казахстанскую Акмолу, которую из-за перевода слова на русский язык как Голодная Могила позже переименовали в Целиноград, а потом сделали столицей Казахстана и назвали Астана. В 1965 году увёз девушку Марию Стельмах из Стайска в целинный совхоз «Карасусский» Павлодарской области. Через год она родила сына Женю. А ещё через год убедила меня вернуться на Лепельщину. В Лепеле в основном развозил хлеб по магазинам района. Но эту свою жизнь считаю практически бессобытийной, слабо запоминающейся. А вот два случая запомнил, даже горжусь ими. И действительно есть за что: я спас двух человек от смерти, которые живут до этого времени и благодарны мне как своему спасителю.

 Зима 1964-го выдалась морозной. Термометры зашкаливали. А молодёжь всё равно студёными ночами ходила на танцы в соседние деревни. Я как раз приехал в отпуск и вместе с односельчанином Костей Стельмахом направился из Стайска за пять километров в Велевщинский клуб. Лесом идти было хорошо. Мороз хоть и больно щипал лицо, залезал в хромовые сапоги Кости, однако ветер не докучал.

 Когда чаща закончилась, оставалось километра полтора до Велевщины. Санная дорога исчезла - метель снегом занесла. Пошли целиной напрямик и сразу заметили чёрное пятно на утонувшем в темноте заснеженном поле. За вьюгой не разобрать, что это. Если колода с воза упала, то почему её до этого времени не занесло снежными вихрями?

 Подошли и ужаснулись. На бездорожье лежал человек. Пощупали - тёплый, но на ноги не становится, настолько закоченел. В бедолаге узнали Мишку Пытько из Велевщины. Я взвалил его на плечи и понёс прямо на край деревни, где жили Пытько.

 Теперь я сам удивляюсь, как осилил пронести человека полтора километра по сугробам, навстречу пронизывающему встречному ветру. Холода не чувствовал, поскольку одежда насквозь промокла от пота - так горячо было.

 Мишкина жена Валя сразу бросилась приводить в чувство мужа. Нам сообщила, что ещё днём он пошёл в Стайск к тёще помочь что-то сделать. Та его, по всем признакам, основательно угостила самогоном. По дороге домой выбился из сил и начал замерзать. Так и погиб бы, если бы мы случайно не наткнулись на него.

 Досталось и Косте: подморозил ноги в модных хромовых сапогах. А мне Валя майку и рубашку сушила утюгом - до того их пот вымочил.

 Тем временем Мишка пришёл в себя и взялся меня ругать, что выставил его на посмешище. Уверял, что сам добрался бы домой, если бы я не помешал. Только намного позже понял, что если бы не я, никогда больше не увидел бы родной дом, поскольку в тот морозный и вьюжный вечер ему уже было тепло и хорошо.

 …Мы живём на 1-м Березинском заулке. Несколько лет тому назад решил я на рыбалку сходить. Направился за сарай червей копать. Вдруг услышал тревожный крик соседской девушки Веры. Бросился в её двор. Та причитает и на дом показывает, изнутри которого дым пробивается. Сквозь слёзы сообщает, что в помещении находится её двоюродный брат Женька Барчук.

 Бросился я на помощь. Все комнаты заполнил дым. Возле пола он был прозрачнее. Лёг и пополз, лапая вокруг руками. И нащупал человека, к которому уже подобрался огонь. Схватил того за ремень и поволок наружу. Чуть не задохнулся в дыму сам, но вытащил потерявшего сознание бедолагу.

 Только на улице убедился, что спасённый и есть мой тёзка Барчук. На нём дымилась одежда, обгорели кучерявые волосы.

 Вскоре подъехали пожарные и медики. Женьку забрали в больницу. Пожар затушили, не выпустив «красного петуха» наружу. А про мой поступок в районной газете «Лепелский край» поместили заметку под заголовком «Спас бедолагу».

 А теперь люблю удить рыбу на любимом озере Огзино. Когда рассказываю про спасённых людей, мне говорят: тебе осталось ещё утопленника спасти. А ведь я сам им чуть не оказался. А дело было так.

 Пару лет назад катил велосипед по декабрьскому льду Огзино. На моих глазах только что человек оставил следы на свежем снегу. Ступаю по ним. И вдруг проваливаюсь. Велосипед с ледобуром и ящиком для рыбы с рыболовным снаряжением сразу уходят на дно. Пряжка от солдатского ремня, который поддерживал штаны, случайно цепляется за обломанный край льда и заворачивается, держа меня по пояс в воде. А человек, шедший впереди меня, уже с берега кричит:

 - Ничего, искупаешься - в дальнейшем будешь осторожнее!

 Выбрался самостоятельно без особых усилий. Про спасение утонувшего снаряжения нечего было и думать - глубина более трёх метров.

 Хоть и мокрый был, однако расследовал причину случая, который чуть не свёл меня на тот свет. Лёд был толстый, но продолжительная оттепель растопила снег, и он верховодкой покрыл всё озеро. Вновь наступивший мороз замостил всего лишь поверхность верховодки, оставив слой воды над старым панцирем. Она его разъела и сделала хрупким. Оба ледяных пласта стали ненадёжными и чуть не превратили меня в утопленника.

 По пояс мокрый пешком пришёл домой, а это километров пять. Жена спрашивает, где рыба. Отвечаю, что она сама меня чуть не съела.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ