Хотел эту свою работу поместить в раздел «Наши новости» сайта «LEPEL.BY», но потом учёл, что предлагаю не новости, а староновости, собранные из прошлого нашего края, которое мало кого интересует сейчас… Пардон, написал по инерции, поскольку получается совсем наоборот: написанные мной староновости из прошлого Лепельского края в теме «ЗАБРОШЕННАЯ ИСТОРИЯ» под заголовком «Артефакты под ногами. По ним ходим. Но не знаем» собрали большее количество читателей, чем иные новоновости. С чем и поздравляю себя и вас – вы поняли, что без знания прошлого нам не видать беззаботного будущего. К счастью, моё пророчество насчёт уравнивания через тысячу лет процентного соотношения ныне существующего 1% интересующихся историей и 99% не интересующихся ей оказалось фейком. Вы интересуетесь историей! И нас гораздо больше, чем я предполагал. Да здравствует запущенный мной фейк! Это он помог мне убедиться в ошибочности собственных слов. Поэтому беру свои слова обратно, как то сделал мой любимый антисоветский писатель Виктор Суворов в книге "Беру свои слова обратно" относительно первоначальной недооценки бездарности красного полководца Георгия Жукова. Признаю и я, что ошибся, причислив моих читателей лишь к 1% интересующихся историей. Ваш полк имеет стремительный рост.
Друзья! Единомышленники! Сознательные беларусы! Отъявленные бродяги, в душе признающие себя свободными скитальцами ради постижения прошлой жизни своих предков – вперёд! Пока виртуально, а завтра – реально забросив за спину рюкзак и одев до сих пор не изобретённую непромокаемую одёжку, будем вместе мокнуть под осеннее-зимне-весенним дождём, штурмовать некстати преграждающие путь реки, топтать годами нетоптаную реликтовую траву… Зачем? А чтобы в полной мере постичь в собственном сознании эпоху наших, обездоленных властью (сами догадайтесь какой) дедов и прадедов, чтобы по нашедшим нами свидетельствам дурдома ХХ века наши прапрапрапраправнуки не допустили подобный апокалипсис в своём прапрапрапрапрабудущем…
Стоп, Дизель! Изуродованную дорожными строителями извечную главную лесную дорогу Волосовичского края из Краснолучки в Волотовки ради строительства второй лесной дороги в чашникские три Забоенья тебе не преодолеть.
Паркуйся, где сможешь. Несколько сотен метров осталось до деревни-призрака Долгая Лужа, но нам их не одолеть на колёсах. Придётся проделать это на своих двоих аж до конечного пункта маршрута – деревни-призрака Волотовок. Ни много, ни мало, а это два с половиной десятка километров туда и обратно. С лишком даже для специалистов-бродяг. Но мы ведь взялись за гуж…
Информация о производстве строительных работ идеальная.
Несомненно, новую дорогу построят. А вот изувеченную старую вряд ли восстановят. Но это не доказано, поскольку пока не осуществлено. А поскольку не осуществлено, будем пешком штурмовать зигзагообразный маршрут Стройплощадка-Вацлавово-Карсащина-Казимировы-Схеда-Воболочье-Реутполье-Волотовки-Майдан-Реутполье-Схеда-Долгая Лужа-Стройплощадка.
Поди, и названий таких не слыхивали. А они по сей день существуют на старых картах. Вот одна из них.
То, что осталось от этих населённых пунктов, я вам покажу по ходу нашего маршрута. Но покажу пустые места, в лучшем случае – мертвечину, оставшуюся от дотлевающих хат. Вы увидите не деревни, а их призраки. Очень метко общественность назвала исчезнувшие совсем или обезлюдевшие населённые пункты призраками. Наиболее известный всему миру город-призрак – это Припять. Призраком его сделал советский «мирный» атом. Призраками все перечисленные мной населённые пункты сделал советский колхозный строй.
Разгружай, неутомимая братва, багажник, нагружай собственные спины и марш в путь-дорожку.
Дорога сквозь пущу лесную покажется нам манной небесной в сравнении с пустырями да болотами нехожеными, впереди нас ожидающими.
Много интересных объектов природы встретим на своём пути, но описание и показ их опущу, поскольку наша цель – деревни-призраки, а не природа. Так что, Толь, нет времени нам определять, кто заселяет обнаруженное тобой дупло в мёртвом стволе старого дерева – может куница, а может и не куница.
Не очень сложный штурм заросшей старой делянки – и нас встречает поляна, на которой раньше красовался фольварк Вацлавово панов Стефановских.
Нет смысла своими словами пересказывать чужие воспоминания. Я их записал с подачи отысканных мной подлинных свидетелей тех времён, лишь приведя просторечное изложение в литературную форму. Так что интересующимся историей имения Вацлавово и расположенной поблизости деревни Карсащины достаточно щёлкнуть курсором по любому из воспоминаний, а ещё полезнее – на все поочерёдно: «Про фольварк Вацлавово и деревню Карсащину», «Жизнь при Карсащинской школе», «Счастливая» жизнь Карсащины».
Считаю необходимым сделать пояснение названия деревни, которую посетим после обследования фольварка Вацлавово. Пока не установлю истину, впредь буду называть её привычным мне топонимом с подачи моих респондентов: Карсащина, хотя ни на одной карте такого написания населённого пункта не существует. У картографов разных эпох получился разнобой: Красавщина, Карсавщина, Счастливая Жизнь. Понятно, что последнее идеологизированное на большевистский манер название ни в какие рамки не лезет, и наиболее приемлемым и объяснимым было бы Красавщина. Но ничего не могу с собой поделать – привык, как и мои респонденты, к малопонятному топониму Карсащина. Но я обязательно установлю истину. Уже в следующем продолжении этих наших скитаний.
Но, пока до неё далековато шлёпать по чуть прихваченной морозцем, но всё равно мокрой пожухлой траве. А вот свидетельство фольварка Вацлавово перед нами.
Историю появления такой цивилизованной эпитафии на останках былого величия этого места сейчас вам покажу, но сначала похвастаюсь, что лично принимал участие в её установке. Правда, моя помощь заключалась лишь в нажатии на спусковую кнопку фотоаппарата, а кувалдой махали поляки Тадеуш Колпак, Кшиштоф Домбровский и местный житель Валик Дубин, далёкие наследники волосовичских землевладельцев Зацвилиховских.
Впрочем, подробно историю акции и её осуществление смотрите здесь: «СЕНСАЦИИ. Подлинная история Воловичского края». Не поленитесь прочесть это единственное в мире исследование землевладений панов Зацвилиховских и руководство для дальнейшей деятельности краеведам будущих поколений. Там есть всё! Даже описание и фотоснимки фамильного кладбища панов Стефановских, на котором покоится всего четыре покойника: сам пан Стефановский, его сын и два партизана. Мы только что прошли мимо погоста, но я не смог вспомнить, в каком месте бесконечного бора Валик Дубин тогда съехал с лесной дороги.
Тадеуш Колпак и Кшиштоф Домбровский! Свидетельствуем сохранность мемориального знака, установленного на месте жительства ваших родственников.
Капитальные фундаменты танцевальной площадки и беседки, построенных Стефанией Стефановской для эмоциональной разрядки своих работников мы не нашли ещё тогда. Тем более теперь пробовать сделать это не имеет смысла. А вот яма под старой-престарой липой заинтересовала.
Что это: огромное подземелье под жилым домом или колодец, в котором оккупанты утопили двух партизан? Ваваныч утверждает, что колодцы время таким образом не умерщвляет. Значит, подземелье.
А Толь уже созывает скитальцев к пруду. Несомненно, он панский. Не могла же советская власть выкопать его для последующих бездомных поселенцев имения или учеников приспособленной в нём школы.
А паны всегда обустраивали возле своих жилищ культурные искусственные водохранилища для отдыха и украшения безводного ландшафта.
Единственная фотография, на которой мне удалось увидеть фольварк Вацлавово при жизни, это помещённый нижним снимок на мемориальном знаке. На нём сфотографирована незаконнорождённая (плохое это казённое слово – приятнее читается: рождённая от тайной любви к служанке) дочка волосовичского пана Казимира Зацвилиховского, Кастуся Добрынская-Скарупо (отмечена стрелкой) на крыльце дворца своёй хозяйки и одновремённо тётки Стефании Стефановской.
Кажется, достаточно внимания уделили фольварку Вацлавово – впереди ожидает длинный-предлинный путь. Задерживаться не выпадает – потому и назвал маршрут галопом, что проделать его нужно почти бегом, т.е. более 20 километров одолеть как максимум за семь часов. Но нужно ведь не просто бежать, а ещё и останавливаться для осмотра призраков, и слушать их историю от знающих людей, которыми в данном случае являются Блукач, Шукач и Ваваныч. Следующий пункт нашего маршрута – призрак Карсащины.
До встречи в Карсащине!
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Dobry dzien, wysylam informacje o bylych mieszkancach Karsaszczyny:
„Довольно интересная информация краеведческого характера. В частности, проливает свет, как на Лепельщине (тогда — Борисовский уезд) появились поляки. И в том числе — каким образом мои предки Квасовцы переехали в 1911 г. из с. Дрелюв (Радзинский повет, Седлецкая губ.) в Беларусь и поселились на хуторе Схеда. Я знала, что купили землю у пана Зацвилиховского (в Польше у них было всего 5 дес., а купили 33 дес.), и что причина, конечно же, экономическая, но все-таки деталей не знала. В общем-то они, конечно, не прогадали, пока не пришла советская власть — у всех все отобрали, все хутора сселили (укрупнили) в новосозданную д.Карсащину (бывшее Казимирово), которая со временем тоже канула в Лету. От раскулачивания спаслись (разумно очень вели хозяйство, земледелие не превалировало и наемный труд не использовали), в отличие от подавляющего большинства соседей, а вот от репрессий — нет."
Ya-nina/Менск 20.06.2015 (http://forum.vgd.ru)