27 ноя 2015 в 23:40 — 9 лет назад

3. Галопом по призракам. КАЗИМИРОВО...

Тема: Блукач у княстве Цмока     Сегодня: 1, за неделю: 7, всего: 1955

 Карты маршрута смотреть в первой части галопа по призракам: «1. Галопом по призракам. ВАЦЛАВОВО…»

 Право, не знаю, с чего начать – настолько запутано всё оказалось. Галопируя по призракам, думал одно, а как сел писать, выяснилось совсем другое. Ну, что ж, буду придерживаться хронологии галопа, иноходью вставляя в него поправки из узнанного позже.

 Итак, из компьютерной резервации вышел я на противоположной фольварку Вацлавово окраине Красащины. Идём и гадаем: яблони впереди находятся на призраках усадеб красащинцев, или это уже сады деревни Большая Лужа, как утверждает Шукач?

 Современная карта призраки ведь не показывает. А воспользоваться старой не догадались.

 Показанную карту я нашёл в интернете без указания года её издания. Но есть и конкретно датированная 1936 годом. Составлена она Управлением военных топографов Рабоче-крестьянской красной армии, и «не подлежит оглашению».

 Почему не взял её в дорогу или не перенёс отсутствующие призраки со старых карт на новую, как сделал это после?

 За такой просчёт ставлю себе жирный минус. Теперь не понимаю, как можно было пойти в поход по призракам без обозначения их на карте. Но пошёл ведь! Вот и гадаем теперь, где оканчивается Красащина, а начинается следующий населённый пункт якобы Долгая Лужа.

 В каждом призраке его название Шукач пишет фломастером на листке бумаги, и мы с ним фотографируемся. Получается вроде как надмогильная эпитафия. Символично. Правда, в данном случае она оказывается неверной.

 Это не Долгая Лужа. Но об этом я узнаю лишь по возвращении с галопа. До Долгой Лужи мы не доехали какой-то километр. Это Казимировы. Странное название населённого пункта, правда? Но для нас не нова такая форма. Всем известна поныне существующая лепельская деревня Подлобные. Именно в множественном числе, а не Подлобная или Подлобное. А ещё всем известно, что преобладающая фамилия в Подлобных – Подлобные. Значит, и Казимировы названы по той же причине. Но загвоздочка получается. Деревня это или хутор, где живут родственники его основателя Казимира? Что Казимировы не фамилия, это точно, нет и не было такой на Лепельщине. В заблуждение вводит карта неопределённого возраста, поставив перед топонимом Казимировы приставку «Х-ра». Несомненно, она сокращает слово «хутора». Значит, отпрысков Казимира расплодилось столько, что они понаставили свои хутора поблизости родительского дома. Так ли это? Как проверить?

 Помог звонок Марии Скарупо в Новые Волосовичи. Той, которая родилась в 1935-м году в Карсащине и проводила воз с поляками и мной из Веселово в Вацлавово для установки там мемориального знака.

 Оказалось, что, поменяв фамилию Шаститко на Скарупо, т.е. выйдя замуж, Мария с мужем переехали из Красащины в Казимирово. Именно в Казимирово, а не в Казимировы. А ну, Мария Ивановна, поподробнее, пожалуйста, что такое вообще Казимирово…

 На месте позднейшего Казимирово компактного поселения не было. По округе были разбросаны хутора Немиры, Агрызков, Казимиров, Сабинин, Патапюков, Асовских, Красовщина, Красовских, Красавцы… Когда началась коллективизация, хуторян советская власть начала раскулачивать, садить в лагеря, высылать на Север или в Сибирь, насильственно сгонять в колхозы. Так отправили к чёрту на куличики семью казимировки Красовской лишь за то, что в её небольшой хатёнке много окон – панский стиль, значит, блюдёт. Позже ту небольшую хатку и откупили Скарупо. А когда после реабилитации сыновья Красовской возвратились из ссылки, то поселились в Лепеле, где и здравствуют до сего времени.

 Повезло тем хуторянам, кого «всего-навсего» советская власть выгнала из насиженных мест на все четыре стороны. Такие «счастливчики» расселились в основном по близлежащим деревням. Многие выбрали Красащину. Хуторяне из перечисленных выше хуторов компактно обосновались в километре от крайней красащинской хаты Аленской Мальвины. Два поселения разделяла Красащинская ферма. Новострой стали называть Казимирово по названию одного из хуторов. Жили там Патапюки, Агрызки, Рачицкие, Журавские. Позже поселились Немиры, выехавшие из фольварка Жаковичи, Скарупо Мария с мужем, Буевичи… Здесь вынужден просить прощения за возможную путаницу в фамилиях жителей Красащины и Казимирово, поскольку они официально считались одной деревней. И ещё добавочку существенную внесу в галоп по Казимирово, поскольку по незнанию не сделал это в галоп по Красащине. Суть добавки в следующем. По предположению моей верной информаторки Марии Скарупо, полученному мной по мобильнику буквально за несколько минут до написания этих строк, Красащину основал отпрыск дворянского рода Реут, откупивший у пана Зацвилиховского здешнюю землю. Раскорчевал лядо, вспахал его, поставил хату… На этом месте и образовалась Красащина. Кстати, о птицах. Я вчера вечером снова штурмовал вторую свою информаторку Валентину Кривко, заставив её ещё раз по слогам прочитать из паспорта место своего рождения – вдруг при первом прослушивании в моё ухо не влетела буква «ў» в средине слова. Нет, ухо моё оказалось не дырявым, её нет в паспорте. Там написано: «Красашчына», а не «Красаўшчына». Хотя, все мы знаем, как паспортисты одним росчерком пера превратили беларусские фамилии Дзёмка, Пшонка, Шчука… в Демко, Пшенко, Щукин… Покажу на конкретном примере, как это делалось. То ли брату, то ли племяннику (поправь меня, Иван) популярного пользователя нашего сайта Ивана Рисака из Петрозаводска во время службы в армии говорит армейский писарь:

 - Зачем тебе быть каким-то Рисаком? Давай я тебя сделаю Русаковым.

 Так в Лепеле исчез Рисак, а появился Русаков. Но вернёмся к Казимирово.

 Как-то непонятным образом Казимирово официально стало считаться всего лишь «микрорайоном» Красащины, т.е. два отдельных поселения слились в одно. Для нас это не ново. Взять хотя бы один Слободской сельсовет. Жили-были в нём две деревни: Подбрусы и Горозянки, в старых картах почему-то именуемые Рогозянками. Между ними по принципу Казимирово возникло новое поселение из изгнанных хуторян. Его причислили к Рогозянкам и назвали Горозянками, хотя Подбрусы были ближе. И, в конце концов, решили топоним Подбрусы вообще уничтожить, причислив до сих пор обособленное поселение к Горозянкам.

 Второй пример по Слободскому сельсовету. Жили-были два населённых пункта: небольшая Слобода и большая Свяда. Топоним Слобода – это неологизм в топонимике. Слободами раньше называли ремесленные придатки большого села. Позже, чтобы не заморачиваться с придумыванием названия сельским рабочим посёлкам, их стали звать Слободами. В каждом районе их понатыкано по несколько. Но только в Слободском сельсовете Лепельского района большой сельский населённый пункт с единственным в мире названием Свяда объединили с соседним ремесленным придатком и дали новообразованию общее обезличенное название Слобода. Думаете, это сделали довоенные голозадые большевики, бегающие по Слободе с обнажёнными шашками? Совсем нет. Произошёл абсурд в 1970 году. Вот как размещались населённые пункты на карте 1936 года. Только нужно учесть, что составляющие карту революционные топографы были кухаркиными детьми, поэтому не умели писать и в названиях большинства населённых пунктов допускали ошибки. Так древние Подбрусы они превратили в желаемые их мировоззрению Подрусы.

 Так случилось и с Красащиной, в 60-х годах переименованной в Счастливую Жизнь. Большевистское счастье счастливоживцов отчётливо определяется по одежде школьников и их самих на снимках в предыдущем «Галопе».

 Тех казимировцев, кто не пожелал идти бесплатно гнуть спину в колхоз, вдобавок отведя туда всю живность со двора, сломали быстро нереально большими налогами сельхозпродукцией. Несломленным остался лишь Артём. Он так и продолжал жить единоличником. Слово это считалось очень унизительным в умах обезмозгленного советского народа.

 Вношу поправку на основании только что полученного телефонного сообщения от Марии Скарупо. Приведённое мной в предыдущем Галопе давнее газетное свидетельство от жителя Реутполья Виктора Крицкого о выезде в Лепель последней жительницы Красащины бабы Марии не совсем точно. Правильнее будет назвать Марию Кирплевскую, в девичестве Патапюк, жительницей как раз сейчас рассматриваемого нами Казимирово. И выехала она не в Лепель, а к дочери в бешенковичскую Свечу, потом перебралась в Борисов, а сейчас здравствует в Гомеле. Её сестра Люся (Людмила) Патапюк сейчас живёт напротив заезда на центральный базар

с улицы Советской.

 Наверное, достаточно про «счастливую жизнь» жителей Казимирово, Подбрус, Свяды и иже с ними. Пойдём дальше.

 В Казимирово Шукач поставил нас перед выбором: идти можно напрямую по прериям и болотам – будет три километра до призрака Воболочья, если направиться к находящейся в километре дороге, а потом следовать по ней, то до Воболочья наберётся пять километров. Задумались. Послушались меня: якобы прямым маршрутом мы вдвойне больше вымотаем себя, чем круговым.

 Таким образом нетоптаные травяные прерии урочища Счастливая Жизнь закончились, и мы вышли на хорошую лесную дорогу.

 До встречи в Схеде!



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


64-й ФотоФик. ЖАЖДУЩАЯ ЗИМЫ ЭССА. Валацуга  — 6 дней назад,   за неделю: 293 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ