Родился в 1978 году в Лепеле. Окончил исторический факультет Могилёвского государственного университета и Республиканский институт профессионального образования. Работает преподавателем Лепельского агротехнического колледжа. Краевед. Живёт в Лепеле.
Нет такого человека, который бы равнодушно относился к своим предкам, к истории своего рода. Нам, беларусам, с разгадкой таинственности происхождения фамилий гораздо труднее, чем, например, русским. Им в этом повезло: Иванов, Петров, Сидоров. И все, нечего ломать голову: род пошел от Ивана, от Петра, от Сидора. У беларусов фамилии образованы сложно, они скрывают под своим корнем глубокий смысл. Отличаются беларусские фамилии от фамилий других народов также благозвучием и красотой: Авсиевич, Шарангович, Шушкевич... Кстати, владельцев последней фамилии в телефонном справочнике города Лепеля за 2002 год насчитал 11, а у них дети, родители, родственники. Конечно же, есть среди всех их и читатели этих моих рассуждений, поэтому, приобретя новые знания, они не только сохранят их для себя, но и передадут своим потомкам, соседям и знакомым. Ведь кто, если не мы, должны знать себя лучше всех, чтобы твердо и уверенно шагать по этой земле.
Фамилия Шушкевич берет свое начало с древних языческих времен, а точнее говоря, не сама фамилия, а её корень «шушк». В белорусской мифологии шушки - это свободные чертики, но они почти единственные более-менее хорошие существа в чертовской группе.
Народ хорошо относился к шушкам, о чем свидетельствует множество народных преданий, в которых они нежно называются шушечками. Кстати, ласково-уменьшительному прозванию способствует и небольшой рост шушки: размером он чуть больше большого кота.
Это чертовское существо является искусным определителем грехов человека. В свободные вечера, когда жадному, алчному и плохому человеку нечего делать, его начинают одолевать злобные мысли. Вот тут и появляется шушка. Он начинает юлой вращается вокруг и выхватывать самые необходимые вещи из-под рук человека. Впоследствии юморист радуется, как тот ищет «потерянное» и поливает всё вокруг бранью. Между прочим, все украденные у жадных и плохих людей вещи шушка не оставляет где попало, а тянет в жилища по соседству, где живут добрые, отзывчивые и бедные хозяева, которые чтят и берегут свой очаг. Там шушка оставляет все собранные за вечер ценности, уверенно зная, что именно в этом хозяйстве от его проделок будет польза людям.
Теперь совершенно понятно, почему именем именно этого мифического персонажа народ стал называть людей, отправившихся в лес во время войны Московского княжества и Речи Посполитой 1654 - 1667 годов. Их с уверенностью можно назвать партизанскими Робин Гудами средних веков. Они с большой отвагой нападали на отряды врага, уничтожали карателей, захватывали обозы с одеждой, провиантом и другими тогдашними ценностями. Делали все это «шушки» не только ради собственной наживы. Конечно же, какая-то часть оставалась лесным воинам, но гораздо большую раздавали простым людям окружающих разоренных деревень, над которыми дымились пожарища, и где плач голодных детей сливался с криком черных воронов, летающих над их убитыми родителями.
Сейчас уже трудно утверждать с уверенностью, но не «шушки» ли явились одной из главных причин заключения мирного соглашения между Московским княжеством и Речью Посполитой, ибо враг ежедневно чувствовал значительный человеческий и финансовый ущерб от лесного братства.
После завершения войны перед правительством Речи Посполитой возник серьёзный вопрос: как «выкурить» из лесов «шушек»? Дело в том, что они с исчезновением опасности со стороны врага начали нападать на местных богачей-угнетателей, по-прежнему отдавая захваченные богатства бедным и обездоленным.
Король Речи Посполитой вынужден был присвоить всем «шушкам» шляхетский (дворянский) титул. Так леса избавились от местных «робингудов-партизан». А при определении им фамилий к корню «шушк» было добавлено окончание «евич», дабы каждый сверчок знал свой шесток. Так белорусское дворянство пополнилась фамилией Шушкевич. Позже наиболее знатные представители разрозненных Шушкевичей разработали собственный родовой герб с изображением золоторога.
Последующие поколения носителей этой не так уж и часто встречающейся фамилии приписали себе красивую геральдику, не вникая глубоко в факт отсутствия происхождения из одного рода.
Записано в 2013 году.
НРАВИТСЯ 1 |
СУПЕР |
ХА-ХА 1 |
УХ ТЫ! 1 |
СОЧУВСТВУЮ |