01 фев 2016 в 05:29 — 9 лет назад

175. КАЛИТУХО СЖЁГ СВЯДУ. Шушкевич Галина (119)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 2050

 Родилась в 1966 году в деревне Слобода Лепельского района. Окончила Витебский индустриальный техникум. Работает индивидуальным предпринимателем. Живёт в Санкт-Петербурге. 

 

 Сразу сделаю оговорку, что против рода Калитухо я ничего не имею. Более того, они являются прямыми предками моего мужа Анатолия Шушкевича. Его бабушка Прусская Анна родилась в 1898 году в семье крестьянина деревни Свяда Василя Калитухо. Так что, я прихожусь родственницей известному поджигателю. Его не оправдываю и не обвиняю. Лишь излагаю факт. Вот только его неоднозначно трактуют сведения мои и моего мужа.

 Собственно говоря, уже и Свяды как таковой не существует – в 1971 году к ней была присоединена соседняя небольшая деревня Слобода, в которой я родилась, и объединённый населённый пункт получил безликое название Слобода, коих в каждом районе имеется по несколько.

А раньше Свяда была центром большого региона, именуемого в истории Свядской Пущей.

Издавна владели им помещики Жабы, позже после брачных союзов превратившиеся в Плятеров. В то время Калитухо и сжёг Свяду. Вот версия моя, а вернее, бабушки моего мужа Анны Васильевны Прусской (Калитухо). Она сама мне рассказывала эту историю.

 Свяда располагалась вблизи стародавнего Борисовского большака, связывающего Лепель с югом Великого княжества Литовского. Бесконечно по бойкому шляху перемещались подводы с купеческим товаром. Путь был не одного дня. На ночь возницы и хозяева упряжек останавливались в частых придорожных корчмах. Это кто побогаче. Гораздо дешевле было попроситься на постой в крестьянскую избу - заплатишь меньше, а крестьянину и это значительная поддержка.

 …Ехало по Борисовскому большаку семейство Калитухо с товаром. Ночь остановила их путь перед слободой - ремесленным придатком большой деревни Свяды. В самой слободе ремесленники брали дорого за постой ввиду близости к тракту, а в немного отдаленной Свяде можно было устроиться подешевле. Ну, примерно так, как проживание в хибарке возле моря стоит намного дороже, чем в отдалении от него. Калитухо направили коня в Свяду.

 Чтобы понять, с какого места начала гореть Свяда, привяжу его к пустующим в настоящее время усадьбам, последними жильцами которых были Леонида Дёмка, двоюродная тётка моего мужа, и Фёкла Еленская – моя родная бабушка. Хата Леониды стоит справа, если ехать со Слободы на ферму, избушка Фёклы – напротив, через улицу. Крестьянин, у которого остановились Калитухо, жил чуть дальше – на огороде Фёклы.

 Угостились: поели-попили, и старший Калитух пошёл приводить в порядок свою повозку – поправить вещи, подкинуть коню сена. Звёздная ночь приятно охлаждала тело, разогретое избяной духотой и крепкой самогонкой. Сизый дымок самосада вкусно проникал в нутро, щекотал ноздри лёгким ароматом. Стоять бы и стоять так возле повозки. Но в хате ждут собутыльники – не всё ещё выпито и съедено…

 Пожар обнаружился значительно позже возвращения Калитухо в хату. Видимо, он невзначай обронил в сено окурок, или же случайно отделившаяся от «козьей ножки» искра  постепенно делала своё чёрное дело. Огонь начался с баньки, рядом стоял хлев…

 Специфика заселения Свяды такова, что огороды располагались не вокруг хаты, а за постройками, на оселице, как до сих пор говорят в деревне, и совсем отдельно от усадеб – в поле. Это потому, что жилые и хозяйственные постройки, как свои, так и соседские, почти сплошной стеной жались друг к другу. Раздолье для пожара!

 К утру горела значительная часть Свяды. Всполошённым селянам было не до установления причины бедствия – побольше бы пожитков спасти. Один только моментально протрезвевший Калитухо знал поджигателя. Поняв, что ему несдобровать, когда причина пожара будет установлена, он в первую очередь стал спасать свой воз и коня. Когда это ему удалось, незаметно смылся вместе со своими домочадцами-помощниками.

 Сгорела почти вся Свяда. Когда после погорельцы начали рассуждать, с чего бы мог начаться пожар, кто-то вспомнил, что Калитухо в суматохе вслух подумал, что, возможно, причиной возгорания стал брошенный им окурок. Так постояльца посчитали поджигателем. А того и след простыл – ищи ветра в поле.

 Когда Свяда начала отстраиваться, Калитухо снова очутился в ней. Может, специально попутно завернул посмотреть на дело рук своих, может, повиниться перед селянами приехал… В общем, каким-то образом обосновался в Свяде и начал плодить потомков своего рода. Мать двоюродной тётки мужа Дёмка Леониды, Марья Васильевна, в девичестве была Калитухо…

 Мой муж Анатолий Шушкевич, внук упомянутой мной Анны Васильевны Прусской (Калитухо), знает совсем иную версию сожжения Свяды Калитухо. Расскажу её.

 Калитухо жили в Свяде на том месте, с которого начался пожар по моей версии. В большой мороз хозяин, придя со свадьбы, пьяный отнёс ведро с тлеющим углём в кладовую для обогрева хранящейся там картошки. Поставил его под вешалкой со старой одеждой. Висевший над ведром тулуп сам по себе упал на угли и загорелся. Пожар перекинулся на соседские строения, стоящие впритык ко двору Калитухи. Таким образом выгорела половина Свяды.

 Характерно то, что про устроенный Калитухо пожар мне рассказывала их же наследница Анна Прусская (Калитухо), бабушка мужа, а ему историю сожжения Свяды излагала моя бабушка Фёкла Еленская, наследница очевидцев Великого свядского пожара. Кому верить?

 Как бы то ни было, факт сожжения Свяды именно Калитухо имел место. Когда я выходила замуж, моя бабушка Тэкля (Фёкла) предупреждала меня, чтобы я не признавалась, что в мужья выбрала отпрыска Калитухо-поджигателей, иначе мне несдобровать от жителей Свяды.

 Впрочем, Свяда ввиду своей плотной застройки горела несколько раз, может три, а может и больше. И всякий раз отстраивалась на том же месте с такой же плотной застройкой. Причину возрождения деревни из пепла я не приемлю, хотя объяснение тому имею. Земля вокруг плодородная, вот люди и селились на ней впритык друг к другу, чтобы постройками меньше занимать пашни. Вдобавок отцы между своими и соседскими избами старались втиснуть хаты возмужавшим детям. А не приемлю выбор столь полевого места для поселения потому, что до ближайшего леса пару километров, до рек Свядицы и Эсы вдвое дальше, озёр вообще нет в радиусе десятка километров. Жить для того, чтобы работать на земле? Впрочем, в прежние времена об отдыхе не думали – как бы выжить.

Записано в 2016 году.



НРАВИТСЯ
2
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





12 дек 2023 в 21:21 — 1 год назад

В Лепеле жил Николай Кириллович Калитуха, по Борис. тр. (Учитель в Стайской шк.)

Он наследник вышеуказанных калитухов, или нет?



12 дек 2023 в 21:39 — 1 год назад

Микола Паравоз, не чуў пра такога.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


69-й ФотоФик. УЖИН БЕЗДЕЛЬНИКА. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 261 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ