Сведения об информанте здесь.
Сено, коса были неотъемлемыми атрибутами жизни моей свекрови Ольги Ильиничны Шушкевич, жительницы деревни Гадивли. Приедем в отпуск из Питера, а в хате нету ни сметаны, ни простокваши, ни молока вволю – это при мычащих в хлеву трёх коровах. Причина проста – всё молоко в сыром виде шло на сдачу в колхоз: больше сдашь – больше сенокосных угодий выделят. Как в мультфильме про Простоквашино кот говорит собаке (или наоборот): зачем одалживать деньги на покупку коровы, если потом продавать молоко на покрытие долга.
В моём детстве, которое проходило в соседней Слободе, родители держали одну корову и молоко от неё не сдавали колхозу. Сена каким-то образом накашивали на единственную бурёнку, зато на столе всегда были молокопродукты. Летом самая простая, полезная и вкусная еда – растёртые зелёные перья репчатого лука в сметане. Объеденье! А в Гадивле это было дефицитом вроде мяса в советских магазинах. И всё из-за отсутствия сметаны – ушла она на телегу молокосборщика.
Ввиду отсутствия молокопродуктов от собственных коров, а так же оных и абсолютно всех мясных изделий в советских магазинах, в деревне нам приходилась питаться исключительно привезёнными из Питера харчами, а также домашним салом (мясо съедалось до наступления лета) и куриными яйцами. Однажды за сданное молоко свекрови колхоз дал 40 соток сенокосных угодий на поле между Аношками и Велевщиной, километрах в семи от Гадивли. Заготавливать сено ушли на весь световой день. На обед себе взяли сала, сырых яиц (сварить, как всегда, не было времени), лука и хлеба. В первой половине дня поработали до изнеможения, поэтому аппетит проявился зверский. Я и Вовка, брат мужа, набросились на яйца. Выпили их, может, по восемь, а может и больше. Через некоторое время почувствовали себя плохо, и нас стало тошнить. Поняли, что объелись яйцами. Но предпринимать что-нибудь было поздно, да и среди поля не было возможности. В общем, зарыгали весь сенокос. Это я привела пример «беззаботной» сельской жизни и «прекрасного» отдыха в деревне.
Наша дочка Юля на летние каникулы оставалась без присмотра в мегаполисе, поэтому мы её отвозили в деревню к бабушке. Той за нескончаемой дурной работой было не до роли няньки, но деваться некуда. Да и по мелочам Юля иногда помогала ей.
Когда перед крахом Советского Союза сельским жителям сделали послабление относительно величины приусадебных участков, и появилась возможность иметь не прежних 40 соток огорода, а сколько угодно на неудобицах, свекровь захватила очередной участок заброшенного колхозного поля за Гадивлянской фермой. Посеяла там траву. Удобренная селитрой сверх всякой меры сеянка удалась – косу не потянуть.
Взяли с мужем отпуска и приехали проведать дочку. Бабушка и внучка ношками таскали на себе сено из-за фермы в пуню – с километр будет. В огороде пасся конь. Спросили, почему его не используют. Свекровь ответила, что скотину жалко, пусть отдыхает. А себя и внучки ей жалко не было. Совсем крыша поехала у свекрови от работы.
Нам, питерцам, доставалось меньше работы по обслуживанию коров свекрови. А вот её старший сын Вовка жил в Лепеле, поэтому каждый выходной ему с женой и двумя собственными сыновьями приходилось приезжать на автобусе в Гадивлю заготавливать сено, выбрасывать их хлева навоз, вывозить на огород и растрясать его, гонять коров на пасту.
А Вовка был заядлый путешественник. И вот однажды в прекрасную летнюю пору он решил осуществить мечту своего детства – собственными глазами увидеть, откуда начинается его любимая река Эса протяжённостью 83 километра. С сыном Валеркой собрали рюкзаки и двинули от речного устья в Лепеле к истоку, который предположительно находился в Крупском районе Минской области. Эса протекала через Гадивлю. Это создавало определённые трудности – нужно было незаметно прошмыгнуть возле родительского дома, чтобы мать не заметила и не заставила лоботрясов сено заготавливать. Улизнуть от тяжёлой работы туристам удалось незаметно. Но потом Вовка опубликовал в районной газете «Ленінскі сцяг» свои путевые заметки. Мать прочитала и сделала ему серьёзную выволочку за то, что четыре дня пробил баклуши вместо того, чтобы заготавливать сено её коровам.
Таких примеров помню уйму, однако приведённых достаточно, чтобы показать беспросветность и мучительность сельской жизни в советские времена. Почему именно в советские? Потому, что в постсоветскую эпоху люди поумнели, сельмаги с автолавками заполнились всяческими молокопродуктами, и содержать собственных коров отпала необходимость. Более того, бурёнки на подворьях стали крайне убыточными.
А бесконечный рабский труд на собственных коров моментально состарил свекровь, и она умерла на 80-м году жизни в 2008-м. На первый взгляд кажется, что достаточно пожила. Но ведь она практически не хворала. В свидетельстве о смерти причиной ухода на тот свет записали старость. А при здоровом образе жизни и отсутствии болезней – столько мало. Износила работа на коров её женский организм окончательно и безвременно.
Записано в 2016 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Осталось посмотреть сколько и как проживут поумневшие сельские жители без рабского труда и на магазинных молокопродуктах.
Паважаная Галина! Апавяданне цудовнае, Але, ваша Дзяцинства прайшло не у "слабадзе". А у "Свядзе". Гэта, ужо потым, нейки Чудак перайменавав яе у бязликую слабаду , яких, тольки у нашым раёне--3, и у других раёнах знойдзеш па 2, а то и 3. "СВЯДА" --- единственное имя деревень, пожалуй в мире.
Все это так, но одно скромно опустила Галина. Держала три коровы и сдавала молоко в колхоз свекровь не ради сенокоса, а желая помочь сыновьям. Это сечас Анатолий и Галина крутые россияне, а в 80-е годы покупка питерской кооперативной квартиры в значительной степени была оплачена денежками со сдачи молока. Да и Владимир после выходных, проведенных в работе в деревне, возвращался в Лепель не с пустыми руками
Мария! Не было ни каких кооперативных квартир. А все то молоко окозалось цифрами на бумажке
(сберкнижке) в начале девяностых. Мы даже не подозревали, о существовании тех цифр.
Николай! И все таки дедство паважаной Галины, прошло в Слободе, точнее на (свином поселке) А Свяда это это все, что после сельсовета. И даже теперь самые маленькие жители Слободы. Когда им можно гулять без родителей, на вопрос мамы - Куды тябе панесло? Не скажет просто- К Петьке или Зинке. А обязательно подчеркнет- У Свяду к Петьке или Зинке. И по моему вся часть района, что после теремка (гостиного двора) слева. Делит Слободу на две части, Слободу и Свяду. Переименование осталось на бумаге, а не в головах.
Терентий, вам не повезло с матушкой. У большинства нынешних 50-60 летних выходцев из района, квартиры в различных городах бывшего Союза куплены в 70-80-е за счет сельских родителей. Мы с мужем как раз относимся к таким, при этом каждый отпуск проводили в деревне, заготавливая сено, дрова и т.д.
И если спросить у жителей Свяды- Где живеш? Никто не скажет, что живет в Слободе, обязательно подчеркнет, что в Свяде. Так же как и слободские жители не скажут, что живут в Свяде. Так же и моей жене если сказать, что она родилась в Свяде, она обидется. Пойду попробую!
Рашаю спрэчку. Тое, што камуністы ў 1971 годзе зрабілі Слабадой, з даваенных часін было дзвюма вёскамі: Слабадой і Свядай, а да вайны - трыма: плюс Стараселле. Назва гаворыць сама за сябе: Стараселле - старое паселішча. А Свяда - цэнтр рэгіёна Свядская Пушча, які належаў землеўладальнікам Жабам, якія з прычыны шлюбных зносінаў ператварыліся ў Плятэраў, але, каб не губляць назву вядомага роду, пісаліся Плятэрамі-Жабамі.
Свяда ў даўніну была вялікім сельскім населеным пунктам. У яе прадмесцях узнікла паселішча рамеснікаў, падобныя якому па ўсёй Расійскай імперыі называліся слабодамі. Напрыклад: слабада Заводская, слабада Залессе, слабада Забалацце. У нашым выпадку рамеснае прадмесце вялікага паселішча Свяды называлася так: слабада Свіны Пасёлак. Але з цягам часу Свіны Пасёлак ператварыўся ў народную назву і афіцыйна стаў называцца Слабадой. Яшчэ пазней зліквідавалі населены пункт Стараселле, аб´яднаўшы яго агульнай назвай Слабада з былам Свіным Пасёлкам.
Паказваю дзве карты: адна - даваенная, дзе ўказаны назвы ўсіх трох вёсак; другая - сучасная, дзе ўсе тры населеныя пункты аб´яднаны безгустоўнай назвай Слабада. Чаму безгустоўнай? Таму, што Слабод на свеце некалькі соцень, а Свяда была адна ў Сонечнай сістэме.
Для тых, хто наглядна ведае размяшчэнне названых вёсак, патлумачу, што Стараселле - усё тое, што знаходзіцца за магазінам, або за вуліцай-дарогай з Далік да Барысаўскага бальшака.
Каб лепей зразумець бальшавіцкі абсурд, на сучаснай спадарожнікавай карце чырвоным шрыфтам я сам дапісаў даваенныя назвы вёсак.
А Галя Шушкевіч (Грыдзюшка) нарадзілася да трагічнага для Свяды 1971 года ў Свіным Пасёлку - значыць, у законнай Слабадзе, а не фіктыўнай з 1971-га.
Мария ты не права! Мне (нам) так как я не один, очень повезло с матерью! Она многое нам дала, по мимо квартир. Она дала, любовь к литературе, любовь к Родине, любовь к истории, любовь к жизни! А то что она была помешена на работе, так это она жертва того времени. И сейчас нас удивляют, ее слова в то время: -Почему у Лельки три коровы, у Рудака три коровы, а уменя должна быть одна. И в расчет не брала, что у Лельки и Марии по мимо коров, еще было по здоровому мужику. А у нее коровы, престарелая мать, сестра инвалид, и четверо детей. Такую мать только любить надо, а не обижаться за кварптиры!