Куда пойти, куда податься? Такую почти неразрешимую проблему создаёт первое дыхание весны. Далеко не двинешь – снег приковывает ноги к земле. Пошататься по окрестностям – неинтересно, поскольку всё исхожено. Да и бесцельно слоняться не получается – цель нужна. А где её взять в пригороде, если все давно поразил?
Кажись, придумал! В 70-х ходил удить карасей на пруд возле железки. С тех пор 40 лет думал: как он там, не зарос ли, не спущен ли, не закопан ли? Думать то думал, а сходить и посмотреть - всегда лень было. Вот и представилась возможность.
Перед Горбатым мостом, как у нас величают путепровод над железной дорогой по Минскому шоссе, есть исторический съезд как бы «в никуда».
Но «в никуда» - это для обывателей. Для интересующихся этот съезд сродни самой железки. Рельсы положили в 1925-м, а уже через год над ними возвели Горбатый мост на шоссе Минск – Витебск, которого ещё и в помине не было. Шоссейку проложат и замостят камнями в 30-х, а тогда здесь проходила дорога местного значения, по которой проезжала, как позже шутили, одна полуторка в сутки. Но и для неё на время строительства путепровода построили объездную дорогу, которую значительно позже стали величать дорогой на аэродром – возвращалась на старое место возле Лепельского аэровокзала. А какой объезд был! Камнем вымостили. По нему в прошлом тысячелетии прогуливались жители микрорайона Сельхозтехника как по старинному парку.
Но пришло новое тысячелетие, и поступил приказ выдрать камни на городские клумбы. Выдрали из дороги «в никуда», а она потом стала очень даже в нужные места. Я их покажу, но сначала представлю вниманию современное состояние дороги.
Может ли быть так разбита дорога «в никуда»? Нет, не может. Так куда тогда она ведёт? А ведёт бывшая дорога «в никуда» на три важных объекта. Вот развилка.
Налево уходит ответвление на большую площадку-склад песчано-соляной смеси для подсыпки дорог. На этом ответвлении я однажды новый год встречал. О том можно посмотреть здесь: «Новы год з Балотнікам».
С обеих сторон дорожную насыпь омывают воды невысыхающего болота, в котором каждое лето местные любители успешно удят карасей. О том можно посмотреть здесь: «Рыбакі на балоце, або Там, дзе Балотнік жыве».
Сам склад под весну опустел – ушёл на борьбу с гололёдом.
А к зиме он снова станет сродни угольному террикону. Летом ежедневно самосвалы завозят, а в студёную зимнюю пору пескоразбрасыватели вывозят нужную смесь. Дорожников, конечно, дело: качаться по ухабам, лужам да грязи или же замостить ямы раз и навсегда. Но при втором варианте будет попрана древняя народная мудрость, утверждающая, что сапожник всегда без сапог. Нельзя затирать народную память!
Возвращаемся на довоенный объезд строящегося Горбатого моста. Прямо не пойдём – от дороги осталась лишь заросшая травой под снегом дамба, которая упирается в рельсы, а за ними приводит в место отдыха комплекса придорожного сервиса «155,5» (о том и о сказанном выше и ниже можно посмотреть здесь: "...И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю".
По рельсам пролетают поезда на Оршу и из Орши, а ещё сюда приезжают тепловозы без вагонов, чтобы выгрузить в легковушку канистры с соляркой – лично наблюдал этот процесс. Не спорю, может он был единственным, давно и больше не повторялся. А если перед рельсами повернуть направо, то сразу будет широкая платформа.
На неё поезда привозят боеприпасы для военных частей Лепельского гарнизона. Солдаты их выгружают из вагонов, а потом ими загружают военные грузовики. Тогда выставляют часовых, и они не пропускают ротозеев.
Есть третье предназначение тупика дороги «в никуда». На границу площадки возле платформы и кустов коммунальщики привозят снег с городских улиц. Тогда эта местность превращается в терриконистый угольный бассейн. Он и сейчас есть, но я его не покажу – нужно же где-то девать уличную кашу. А вот то, что за белыми терриконами, покажу. Какой-то очень заботливый о бродягах лепельчанин привёз на природу диван. Будто знал, что я буду проходить мимо, устану и непременно захочу отдохнуть.
А вот дверь рядом действительно ведёт «в никуда». Так что, дорога оправдывает своё прежнее предназначение. Наверное, Дурень проходил мимо и обронил. Помните сказку, как Дурака оставили одного дома и обязали от двери не отходить ни на шаг, чтобы дом не обворовали? Дурень дословно исполнял приказ: куда идёт, туда и дверь на спине тащит. Оттуда и поговорка пошла: носишься, как дурень с дверью. И вот он её обронил. Никто не знает хозяина?
Может, один хозяин и у двери с диваном, и у кучи мусора рядом?
Тогда он мне известен. Я покопался в мусоре и откопал накладную, в которой имеется не только ФИО хозяина, но и все его реквизиты. Их я затер с надеждой, что хозяин себя узнает и скоренько приберёт собственное дерьмо. Подумай, Андрюха…
В конце платформы есть пруд. Там карасей удят. Зимой он плохо виден – замёрз, в снегу.
Но летний пруд увидеть можно здесь: «Ці жыве Цмок у сажалках». А вот за платформой я уже не был 40 лет. Туда и стремлюсь.
Сразу внизу ручей из пруда течёт вестимо куда – в озеро Боровенское (Боровно правильно).
От дома я отошёл всего на полтора километра. Мог на тёплой кухне основательно покушать и в путь-дорожку сытым отправиться. Но ведь на природе еда всегда вкуснее кажется, и сам процесс романтичнее воспринимается.
Это я в лесополосе сижу. А мимо пролетают поезда. Только всякий раз не успеваю схватить фотик и их зафоткать. Раззява! Теперь вот пойду им навстречу.
Надо же, в Лепеле столько разъездов нет! Аж пять. Это при том, что главная ветка слева в Оршу стремится и отсюда не просматривается.
Четыре ветки местного значения и производственного назначения уходят на химсклады «Лепельагросервиса». Левая, по всей видимости, направляется на асфальтовый завод. Мне туда.
Вижу! Нашёл пруд, из которого 40 лет назад карасей таскал. Жив курилка! По противоположному его берегу проложена железка Лепель – Орша, а я фотографирую с её ответвления на асфальтовый завод.
Намеченная цель поражена! Удостоверился, что искусственный водоём моей юности просуществовал до моей старости. Можно возвращаться. Но тем же путём неинтересно. Пойду хоть и окружным, зато новым – перед асфальтовым заводом сверну на Оршанку.
Справа распростирается панорама химскладов.
Чтобы обрисовать её грандиозность, скажу, что строились склады в одно время с Байкало-Амурской магистралью, поэтому стройка звалась в районе БАМом. Ах да! Я же могу показать производственный объект из космоса.
Очень правильное решение было принято строить склады минеральных удобрений вдали от города. Раньше ведь они находились там, где сейчас разместились несколько гаражных кооперативов и магазин «Экономэлектрострой». Вся округа была бела от доломита. Мимо не пройдёшь, чтобы не увязнуть в доломитной каше. Однажды прорвало аммиачный трубопровод, так из здания, где сейчас находится телевидение и Лепельский сельсовет, людей эвакуировали. А ещё однажды за пьяным, ныне покойным, Иваном Бакшицким наряд милиции погнался, так он заскочил в камыши возле железнодорожного переезда, а за ним будто атомный гриб вырос. Милиционеры и прекратили погоню. А беглец возвратился в этот мир белее белого медведя.
Напротив отчётливо просматривается деревня Жерствяники. Кто заинтересуется, может прочитать о ней здесь: «Жерствяники: жизнь кончается. И продолжается».
Говорят, что виденный нами вначале пруд возле платформы образовали бобры, построив на ручье плотину. Потом, будто бы, тех бобров съели жители великополсвижской улицы Парковой, что через дорогу от городского микрорайона Сельхозтехника. Я их не осуждаю. Сам попробовал бы бобрятины. Этого зверья столько развелось, что они уничтожают целые лесные плантации. Затопят их, а деревья в воде и сгнивают подчистую. Вот почитайте здесь: «ЗАГУБЛЕНЫ ГАЙ, або БАБРЫ СУПРАЦЬ ЧАЛАВЕЦТВА». А ещё сколько всяческих бяк грызуны людям устраивают. Вот, смотрите – наглядный пример!
Это ещё хлыст тонкий, тепловоз его в щепу разнесёт, лишь незначительно покорёжив себя. А ведь бобры валят деревья и в обхват человеческих объятий! В такой ситуации железнодорожная катастрофа неминуема. Я бы объявил бобрам войну.
Какой курган интересный! Могила древних наших пращуров, или же столб обкопали, чтобы не переносить?
Похоже, что первое – столб на могилу взгромоздили. Верх-то раскопан чёрными копателями, а оные не ошибаются.
Вот и переезд на полевом просёлке Жерствяники – Оршанка.
Это снегом занесена ветка на асфальтовый завод. Оршанская линия проходит чуть дальше. А завод – вот он.
Но я к нему не пойду. Взгляну только на пруд, в котором рыбачил, о чём можно посмотреть здесь: «НА ЛЕБЯДЗІНАЙ САЖАЛЦЫ, або ЗАМАХ НА РАТАНАЎ».
Неплохо, совсем даже неплохо пошататься в одиночестве по загородным просторам. Теперь уж путь предстоит единственный – на Оршанку.
Когда-то отдалённое неурожайное поле засадили лесом. Но много деревьев не прижилось. Наверное, досаживать нужно. А дело это хорошее. Вместо глины маслята будут.
Просёлок спустился в лощину, и его пересек ручей из одного болота в другое.
Жалко стало, когда Оршанку увидел – она ведь моё философское путешествие завершила.
По асфальту или рядом лежащему гравию шагать легко, но неинтересно – только и стараешься, чтобы под машину не угодить. А вышел я, может, в километре от пересечения Оршанки с Волосовичской дорогой.
На подходе к химскладам вдруг сообразил, что кофе в термосе домой несу. Непорядок это. Нужно сойти с гудящей трассы да в последний раз вдохнуть природы.
Когда подойду к подъезду, взгляну на карманный спидометр. Покажет он совсем немного – восемь километров с хвостом, а, кажется, вон сколько отшагал.
Нравится мне мой принцип: лишь бы дома не сидеть. А увлекательные горизонты можно и под боком найти. Не только в пространстве, но и во времени совершить путешествие, в мыслях переместившись в собственное прошлое.
4 марта 2016 года.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |