31 мар 2016 в 06:59 — 9 лет назад

207. ПЕРВЫЕ ШАГИ ЗАПОВЕДНИКА НА БЕРЕЗИНЕ. Кудин Михаил

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1645

 Родился в 1949 году в деревне Искра Светлогорского района Гомельской области. Окончил Светлогорский индустриальный техникум по специальности «Химическая технология волокнистых материалов», лесохозяйственный факультет и аспирантуру Беларуского технологического института. Работал в Березинском биосферном заповеднике младшим научным сотрудником, заместителем директора по научно-исследовательской работе. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию в Белорусском НИИ почвоведения и агрохимии по теме: «Влияние почвенно-экологических условий на продуктивность сосновых лесов Верхне-Березинской низины». Во время работы в заповеднике организовал лабораторию болотоведения и гидрологии, болотные и лесные стационары, длительные почвенно-гидрологические профили, которые легли в основу многолетних мониторинговых наблюдений в условиях заповедника. Опубликовал свыше 150 научных работ, является соавтором трех монографий. Опубликовано около 100 научно-популярных статей и заметок на природоохранную тематику. С ноября 2009 года работает старшим научным сотрудником лаборатории геоботаники и картографии растительности. 

 Экспедиция, организованная в 1924 году Народным комиссариатом земледелия БССР под руководством профессора Анатолия Федюшина, открыла популяцию европейского бобра, считавшегося полностью истреблённым. Находка была настолько сенсационной, что уже 30 января 1925 года Совет Народных Комиссаров БССР издал постановление об организации заповедника по реке Березине «в целях охраны и размножения диких зверей и пернатой дичи, в особенности речных бобров». Постановление запрещало «…производство всякой охоты и во всякие времена года, кроме случаев особого разрешения Наркомзема для научных целей», всякую рубку леса.

 В 1929 году на съезде работников леса выступил сам профессор Федюшин. Он сказал: «Для образования охотничьего хозяйства необходимо провести следующие мероприятия: регулировать отстрел дичи как на естественном приросте, так и по известному количеству дичи для каждого охотника, например, если, скажем, было два выводка дичи в этом году, необходимо отстрелять такое количество дичи, чтобы этот вид не исчез, а ежегодно количественно возрастал; запретить отстрел дичи, что выводится в наших краях; объявить заказники и заповедники».

 Видно, идея образования заказников и заповедников в Беларуси у молодого учёного возникла давно, и первым удачным и решённым вопросом был Березинский заповедник. К 1929 году на территории Беларуси было 38 заказников на площади 70 тысяч гектаров. Планировалось в 1930 году создать ещё несколько заказников.

 Сохранилась научная статья Анатолия Федюшина, датированная 1827 годом под названием «Состояние охотничьего хозяйства Беларуси». Где учёный предлагал в каждом районе организовать по одному заказнику с запретом всяких охот на пять лет. Потом место заказника сменить. Таким образом, во всех административных районах были бы природные резерваты сохранения и приумножения диких животных.

 Большие надежды возлагались на единственный в Беларуси Березинский заповедник, который, по мнению учёного, «…имеет значимость по своей фауне не только для БССР, а и для всего СССР». Съезд зоологов СССР в своей резолюции предложил Березинский заповедник сделать научной организацией всесоюзного масштаба, «поскольку в нём есть довольно ценные объекты как для охоты, так и для науки, например, бобёр».

 Анатолий Федюшин в своём выступлении отметил, что научная работа в заповеднике не ведётся, и само заповедное дело поставлено плохо. Докладчик сказал: «Много егерей подобрано неудачно из личностей, которые не знают охотничьего дела, а от этого зависит, в большей степени, и успех работы. Были случаи браконьерства со стороны егерей заповедника. Например, один из них, объездчик, застрелил в заповеднике выдру, однако долго ещё работал в заповеднике. Необходимо обратить максимум внимания на охрану заповедника и заказников».

 Анатолий Федюшин предложил для активизации работы охотничьего хозяйства организовать искусственное разведение зверей и птиц и в первую очередь бурых лисиц, ондатр, кроликов и т.д.

 Заметную работу по искусственному выращиванию зверей в заповеднике стремились организовать где-то в 1926 году. Через год в одной статье Анатолий Федюшин писал: «Будет крайне жалко и досадно, если интересный опыт в Государственном заповеднике по разведению пушных зверей из-за отсутствия средств придётся остановить. Много средств уже потрачено, есть вольеры и опытный материал для подготовки персонала. В этом году ожидается приплод от лисиц. Персонал подготовлен, климат позволяет, значит, дело за мелочью».

 Профессор Федюшин считал, что самая главная мера подъёма охотничьего хозяйства - повышение культурного уровня масс и охрана природы от браконьерства. Наказание за браконьерство на тот период считалось очень лёгким и не отпугивало любителей дармовой пищи.

Написано в 2009 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 237 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ