Родилась в 1955 году в деревне Затеклясье Лепельского района. В 16 лет получила серьёзную спортивную травму и является инвалидом. Несмотря на инвалидность, работала токарем на экскаватороремонтном заводе, лаборанткой и полеводом в колхозе. Живёт в Затеклясье.
У меня спортивная травма с молодости, сейчас нужно делать операцию в областной больнице по поводу суставов, для чего нужно отстоять трёхлетнюю очередь, но я никогда в жизни не теряла оптимизма. Старалась по максимуму использовать данную мне судьбой возможность жить. Это мне придавало силы, помогало находить прекрасное в том, что в нормальной жизни в большинстве не замечается. Не люблю говорить про болячки, однако само по себе получается.
Есть у меня кот Васька интересный. Очень любит общение. Понимает, что не думаю о нём, когда телевизор гляжу, так он лапой мне по ноге или руке бьёт, внимания к себе таким образом требует. Понимаем друг друга, может, потому, что оба одиноки. Спать Васька ложится на ночь обязательно головой на подушку, совсем как человек, и себя убаюкивает тихим мурлыканием.
Когда живёшь один, здоровье имеешь, то и бесконечную сельскую работу по поддержанию жилых да хозяйственных построек незаметно исполняешь. Я вот всегда что-то поправляла, а теперь суставы не позволяют. Забор упал, а заменить его уже не могу, что было по силам лет так шесть назад. Недавно соцработники организовали предстоящим летом мне команду немецких детей-волонтёров, они и приведут в порядок ограду. Пол, конечно, им не по силе, специалист нужен, но об этом уж как-нибудь позабочусь. Половицы шатаются – ещё отец после войны мостил. Но это я так, разговорилась про жизнь по привычке, однако не жалуюсь. Такова судьба.
В молодости занималась лёгкой атлетикой: ядро, диск метала. Но спорт до сего времени люблю, по телевизору смотрю. Стихи даже спортсменом посвящаю, в частности Дарье Домрачевой. Удивляюсь всё, почему она спортивный сезон пропустила, а оказывается, ребёночек у неё будет. Хорошее дело.
Одинока я потому, что замужем не была. Травма головы случилась за три месяца до 17-ти лет. Долго восстанавливалась. Даже школу пришлось кончать экстерном. Мозг повредился так, что внешность и руки меняются с того времени, становятся не такими, какими были заложены генетически.
Столько операций перенесла, что московские нейрохирурги сказали: достаточно, иначе могу слепой остаться. А потом меня как-то зло взяло, думаю: какая-то травма будет меня побеждать? Не позволю! И объявила войну своей немочи.
Поначалу ведь мне первую группу инвалидности дали. Потом я сама от неё отказалась, перешла на вторую, чтобы хоть на полставки, хоть ещё как-то, но работать. На медкомиссии какая-то женщина-медик, видимо невропатолог, гарантировала мне 20 лет жизни при нормальном состоянии опухоли. А я вот уже 26 лет держусь.
Наверное, хорошо, что живу в том доме, где и родилась. В один день с братом, двойняшки мы. Когда маме Марья Андреевна сказала, что у неё двойня, та сознание потеряла, а папа вообще на улицу сбежал – такая сенсация произошла впервые в округе. Так были все ошарашены, что не помнят, кто первый из нас на свет появился. Было это 61 год назад. Теперь брат в Гомеле, хирург первой категории. Далеко всё-таки, поэтому бывает здесь не часто. В сентябре приехал, а следом пришло извещение, что жена заболела. Пришлось уезжать.
Много лет занималась фотографией. Тянулась к обычной жизни настолько, что с облегчением перешла на третью группу инвалидности. Даже токарем работала на экскаватороремонтном заводе, потом – год в школе, в колхозе была восемь лет лаборанткой, затем в полевую бригаду перешла. Учиться, конечно, не могла - в Москве, когда сосуды проверили, сказали, что мозг лишь на 40 процентов сохранён, а на остальные 60 – повреждён. Наверное, и пенсия соответствует моей трудовой деятельности – за последний месяц дали 1 миллион 800 тысяч рублей (около 90 долларов). Не уложилась в месячные расходы, поскольку никакой живности в хозяйстве не держу, а лекарства стали дорогие. Некоторые приходится принимать по четыре раза в день. И вот уже две недели не за что хлеба купить, обхожусь без него. Раньше хоть закатки выручали, а в прошлом году уже ничего не сеяла и не сажала.
Лес в сезон выручает – по грибы да ягоды в него хожу. Конечно же, не собственными ногами. Есть у меня личный транспорт. Два года назад купила трёхколёсный велосипед с большой корзиной сзади. В неё и грибов наложу, и продуктов, подъехав к автолавке. Зимой только не езжу – трудно.
Интересно приобрела его. Увидела однажды по телевизору. Думаю, где бы купить такой. И вдруг вижу, как Лукашенко мотовелозавод шерстит. Поднимает трёхколёсный велосипед и спрашивает, что это такое. Какой-то начальник, может директор, отвечает – для сельской местности. Ой, думаю, мне такой нужен. Как бы его пробить? Связалась с заводом. Оказывается, необходимо на очередь становиться – дачники раскупают, на нём даже дрова можно возить. А очередь аж на три года.
Добилась своего. Только нынешний сезон пока не начинала – за зиму ноги так застоятся, что долго по весне раскачиваю их. Но думаю скоро выехать.
Уж извините, что столько коробов наговорила. Это у меня сегодня хорошее настроение. Его поднял вчерашний телефонный звонок. Предыстория такова. Год назад у моих московских друзей умер семилетний мальчик от онкологии мозга. А вчера у них родился богатырь – 66 сантиметров ростом, 3 килограмма 120 грамм весом. А у матери брали костный мозг и сказали, что больше детей не будет. И вдруг такое неожиданное счастье. Поверьте, я до того рада за них, что сама себе улыбаюсь.
Записано в 2016 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |