Смотрите предыдущую главу "О, ДАЙТЕ, ДАЙТЕ МНЕ НАПИТЬСЯ!"
Думаете, на Лепель с Беларусью необоснованно наезжаю? Так я же всё обоснованно подкрепляю фотками. Не шопа же всё это дело. Как есть так есть. Ну, хорошо, исправляюсь. Вот что у них плохо. Оказывается, сувениры с логотипами городов у них днём с огнём не сыскать. А как же пополнение моей коллекции из 49 тарелок с названиями посещённых мной мест? Не забавы ради я их коллекционирую и даже объясню, почему именно тарелки. Они у меня занимают всю кухонную стену. Раздражённый какой-то жизненной неурядицей, захожу в кухню, гляну на коллекцию, и меня успокаивает шум карпатского водопада Шёпот. Холодно станет в квартире после окончания или до наступления отопительного сезона, а я глядь на средиземноморское побережье турецкой Алании, и не только душе, но и телу становится теплее. В летнюю жару меня прекрасно охлаждает зимний вид мурманского атомграда Полярные Зори. И т.д. и т.п. Каждая тарелка мне ежедневно напоминает о моих приключениях в краях заморских и предморских. А в Шепетовке приуныл – сувенирные магазины продают сувениры только не с видами Шепетовки. Бреду в отчаянии по воспетому Павкой Корчагиным городу и печалюсь: как вот я буду вспоминать этот чудесный уголок земли украинской без ежедневного напоминания о нём? И вдруг нечаянно натыкаюсь на музей Николая Островского.
Нет, он не стал для меня неожиданностью – давно его пробил в интернете. Но я этого большевистского типчика не очень-то чествую. Однако ведь его пропагандистским романом «Как закалялась сталь» в детстве зачитывался… Поэтому захожу на всякий случай. И поражаюсь грандиозными инсталляциями в революционном стиле.
Лучшие художники Советского Союза работали над созданием этого поистине шедевра.
Будете в Шепетовке, обязательно посетите музей Николая Островского. Не пожалеете.
Главная начальница хоть и не пожелала фотографироваться, однако мне даже разрешила из легендарного «Максима» пострелять, и сфотографировала за этим увлекательным детским занятием.
Прекрасную выставку местных рукодельниц показала, о которой я даже очень положительный отзыв оставил. Ведь и вышивки есть в моей коллекции, только с названием местности приобретения.
Рассказываю моему экскурсоводу про свою проблему, и она убивает меня наповал, показав витрину с сувенирами. Есть 50-я тарелка!
А цены-то какие смешные: 15 – 20 гривен (12000 – 16000). Окрылённый удачей, я летел в Шепетовский краеведческий музей. Сувениров не было, но они уже и не нужны. Увидел там то, что и должен был увидеть – историю Шепетовского края. Особо привлекли внимание настоящие боевые реликвии с воюющего Донбасса.
Симпатичная директриса сослалась на свою нефотогигиеничность и фотографироваться отказалась, но зато мне предложила облачиться в настоящий бронежилет с Донбасской войны и сама сфоткала меня в нём.
Может, она нарушила инструкцию, разрешив посетителю примерить экспонат, и ей за это влетит? Но я ведь предупредил, что фотка мне нужна для репортажа в свой блог, и оставил визитку. А ещё вспомнил, как московский артист Пореченков на завоёванной Россией территории Донбасса популял из пулемёта в белый свет на видеокамеру, а ему за это запретили въезд в Украину. Может и меня после сегодняшней примерки бронежилета не пустят в Россию? Ну и пусть – для меня и в Украине предостаточно прекрасных мест.
Почему в музеях мне разрешают пользоваться неприкосновенными экспонатами и даже сами фотографируют меня? Об этом расскажу в следующей главе. А пока прошу в Полонский музей фарфора. Его специально мне открывает директор Игорь Бучинский. Дверей и замков – не счесть. Сначала не понимаю, зачем столько запоров. Но сейчас не только я, но и вы это поймёте.
Полонский фарфоровый завод образовался в 1889 году. В 1980-м на нём работало 2500 человек, из них 192 ИТРа. В Лепеле такого масштаба любого профиля предприятия никогда не было и не будет. И вот в 2008 году гигант приказал долго жить. Почему? А я без слов покажу формулировку причины.
Что завод-старичок сотворил за свою бытность? Даже теряюсь среди множества сделанных мной фотографий. Красиво всё. Что показать?
Директоров было много. Но один из них особенный – это Петро Иванченко. Он лично ваял шедевры. И не продавал, не в квартиру таскал, а оставлял в заводском музее. Чудак, правда? Вот оно, директорское хобби.
А ковёр дружбы! Да его никто никогда не видел, если не был в Полонском музее фарфора. Кроме моих читателей. Показываю.
Ткут ковёр три сестры. Старшая, конечно, русская – восседает по центру. А вот где беларуска, а где украинка даже директор музея не знает. Они ведь сёстры-близнецы, неразличимы, значит. Главное, что старшая сразу определяется.
Это сказка! И я в ней! Непостижимо! Невероятно!
После смерти завода областной город Хмельницкий хотел заграбастать себе всё это бесценное богатство. Местные патриоты-энтузиасты пошли на преступление – всеми правдами и неправдами прятали экспонаты заводского музея, отбивались от жадных областных музейщиков всевозможными методами. Сами-то не поимели ничего, зато мы вот с вами сейчас свободно любуемся впервые увиденной небывальщиной. Сейчас показываю сервизы. Всё, что жёлтое – покрыто настоящим золотом. Но не оно самое дорогое в материальном смысле, а этот сервиз из чёрного фарфора. Век бы не догадались!
Фантастика! Но музей фарфора не зациклился на одном фарфоре. Дверь в дверь – музей локальных войн.
Заметьте, не Афганской войны, а всех придурочных оттяпываний территорий, в которые испокон существования совал нос Союз Советской Социалистической России, и где сложили головы полонцы разных поколений.
Здесь и Финляндия, и Венгрия, и Чехословакия, и Египет… Странно… Старая, наверное, карта, поскольку нет Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Донбасса…
Конечно же, директор подсунул мне книгу отзывов. И если в Шепетовском музее Николая Островского меня специально просили оставить отзыв по-московски, то здесь на мой вопрос Игорь Бучинский показал отзыв, написанный китайскими иероглифами. Я пожелал полонцам всеми силами защищать бесценное достояние Полонщины даже от посягательств Киева.
А вот сувениры в музее фарфора не продаются. Мне не нужен шедевр фарфоровый, мне бы глиняную миску с надписью «Полонне». Директор Игорь сообщил, что завтра базарная суббота и на базар привозят свой товар керамисты со всей округи. Возможно, будет и необходимая мне тарелка.
А в субботу мне отъезжать в Изяслав. Но я с утра побежал на базар. Даааа, не перевелись народные мастера на Украине. Но необходимого мне сувенира нет. Купил всё же тарелку с колоритным сюжетом и совсем дёшево – 27 гривен (22000). Но на кой ляд мне такая дурацкая надпись на иностранном языке?
Ну, ничего, сам напишу: «Полонне», и будет 51-я тарелка. А в Изяславе авось и найду что-нибудь соответствующее. Но в Изяславе в магазине «Сувениры» сказали, что в городе я свою прихоть не удовлетворю. Магниты – пожалуйста.
Магнит за 15 гривен (12000) я, конечно, купил и сразу побежал фотографироваться на фоне дворца князей Сангушков.
Но магнит – на холодильник. А на стену, чтобы ежедневно в глаза бросался Изяслав? Придумал! В школе искусств дам задание детям, пусть слепят мне миску и нацарапают название города. Мне не нужны художественные изыски, мне не нужна мастеровая вычурность. Просто миска и просто слово «Ізяслав».
Но заместитель директора Дома творчества меня разочаровала: послеобеденная суббота, детей до понедельника не будет. Подсказала комиссионный магазин, где могут быть самодельные сувениры. В магазине продавщица подтвердила, что как-то девушка сдавала тарелки с надписью «Ізяслав», но они долго пролежали, никто не купил, и товар был возвращён мастерице. Отыскала телефон художницы, позвонила, а он ответил, что такого номера не существует. Круг замкнулся. С чего начал, на том и остановился.
Уже в предпоследний мой день в Изяславе пойду в краеведческий музей. Он хранит историю местности, как и все краеведческие музеи.
Стенд памяти героям, сложившим головы в борьбе против завоевания донбасской Украины – обязательный атрибут каждого краеведческого музея.
Матка свента! Тарелка! За 20 гривен (16000)!
Как прекрасен этот мир! До чего правильна народная мудрость: кто ищет, тот всегда найдёт. Я нашёл её! 52-ю сувенирную тарелку. Изображён на ней прежний монастырь, а теперь тюрьма для пожизненно заключённых. И я там был. Не в тюрьме, конечно, а недалеко от памятника архитектуры.
Однако я бы и вышивку не против иметь с вышитым названием города. Но не бывает таких, не ждали здесь беларуса-коллекционера, не вышили нужный сюжет. И тогда, в последний мой день в Изяславе, на помощь приходит изяславянка Валя, о которой речь пойдёт позже. Она сообщает, что её дочки Таня и Наташа вышивают. Только свои работы не продают – для души делают. Вышить что-то мне на заказ не успеют. А вот если я на базаре куплю вышивку, то название города на ней вышить нетрудно. Эврика! Но на базаре не оказалось вышивок. Попросил отвести меня к дочкам. На стенах у них – музей, как и у меня. Наташа не хотела, но я её уговорил пожертвовать готовой работой и добавить надпись. Рассчитаюсь заранее. Но девушка даже не знает, сколько это будет стоить. Мать оценивает: ну, гривен так 50 (40000). Отвечаю, что столько мне стыдно давать, и оставил 200 гривен (160000). Как они неправильно оценивают своё мастерство! Ведь только материал и физическая работа чего стоят. А мозги? А время? А сюжет? Кстати, его я сам выбрал среди готовых работ - Амур растянул свой чарующий людей лук.
Через несколько часов пришёл забирать заказ. Увиденное превзошло ожидаемое. Я был поражён. Наташа! Ты читаешь мой дорожный опус, поскольку ставишь лайк «нравится». Я очень и очень доволен твоей работой. Посадил Амура в рамку и повесил над компьютерным столом напротив своих глаз. Работаю и вспоминаю Изяслав. Постоянно. Ежедневно. Смотри!
Пусть все смотрят на твоё мастерство. Спасибо тебе огромное и привет маме и Тане. Изяслав останется со мной навсегда. Благодаря твоему Амуру.
Как поняли, с поиском сувениров у меня получилась целая эпопея. Вот по какой линии я налево и направо расхваливал Лепель – есть у нас сувениры с местным колоритом, даже спецмагазин их продаёт. Называется салон-магазин «Скарбонка». Но и с ним, и с нашими народными мастерами я вёл борьбу и критиковал их за отсутствие сувениров с изображением нашего города и надписью «Лепель». Когда в июне 2014 года ехал в Карпаты, чтобы отвезти в подарок хозяину частной гостиницы кусочек Лепеля, пришлось покупать в универмаге в целом неплохой сувенир минского мастера – герб нашего города.
Теперь вот исправились наши мастера. Их изделия в память о Лепеле развозятся из «Скарбонкі» по всему миру. Хвалю за это Лепель. А Полонное по этому поводу критикую беспощадно. В Шепетовке и Изяславе всё же нашёл то, что искал. Справедливо? Справедливо!
Следующей главой будет "ИНТУРИСТ!"
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, из трёх ткачих-сестёр слева блондинистая -- явно беларуска; но она же и есть правая рука старшей сестры.
А в музее Островского какова экспозиция собрата по перу?