Ушёл в мир иной мой друг по прежней работе, коллега-журналист Николай Кривец. Он много сделал для истории района. На протяжении не одного десятка лет фиксировал значимые события в жизни Лепельщины. Они все есть в архивных подшивках районной газеты. Однако туда мало кто заглядывает. Поэтому хочу несколько его воспоминаний поместить в свой сборник устной истории «Лепельщина без прикрас». Я это должен был сделать год назад, но не спешил, затянул, думал – успеется. Однако не успелось – сам Коля того не увидит. Но увидят другие и вспомнят Николая Семёновича добрым словом. А история этих публикаций такова. Год назад в беседке районной больницы я встретил Колю Кривца. Он лечил в клинике больное сердце, вышел на свежий воздух. Тогда я и предложил ему поведать несколько историй из журналистской жизни в альманах «Лепельщина без прикрас». Сфотографировал его – ниже то самое фото. Обратите внимание на позу. Микола, как я его обычно звал, много лет проработал фотокорреспондентом, поэтому знал, как правильно нужно показать себя для данной публикации. Он смотрит не в объектив, не на какой-то определённый объект, а в никуда – именно так и надо было. Пусть каждый, прочитавший эти истории, запомнит хорошего человека именно таким. Памяти Николая Кривца посвящается.
Валадар ШУШКЕВИЧ.
Родился в 1947 году в деревне Острово Заозерского сельсовета. Работал фотокорреспондентом, корреспондентом в районной газете «Лепельскі край». Умер 14 мая 2016 года.
Много интересного повидал я за свою журналистскую жизнь. Сразу и не соображу, с чего начать. Пожалуй, с не такого и далёкого прошлого. Сюжет, который хочу внести в историю, относится к 2006 году. Но он уже сейчас воспримется как исторический, если о нём напомнить. А если нет, то так и утонет незаметный в омуте более значимых событий.
Железную дорогу Орша – Лепель построили в средине 20-х годов, шоссе из Минска в Лепель – в 30-х. Мешала булыжной шоссейке железка. Можно было сделать обычный переезд со шлагбаумом. Но трасса ведь строилась с перспективой на оживленное движение. Поэтому было решено построить путепровод. На время строительства проложили капитальный объезд, который после войны прозвали дорогой на аэродром, поскольку начинался он чуть далее дороги на Волосовичи, а возвращался на шоссе на месте послевоенного Лепельского аэропорта. Да-да, в 50-е – 60-е годы из Лепеля регулярно летали «кукурузники» в Минск, Витебск и Чашники. Капитальным называю объезд потому, что он, как и главная магистраль, был покрыт булыжником. Объезд сохранился до сего времени, только в начале нынешнего века весь булыжник с него изъяли на возведение городских клумб.
Путепровод значительно упростил движение по шоссе республиканского значения. За овальный подъём над железной дорогой и такой же спуск за ней мост прозвали Горбатым. Но, с увеличением интенсивности автомобильного движения, путепровод стал несовершенен. Много человеческих жизней забрал у шоферов, велосипедистов, пешеходов злополучный Горбатый мост за время своего существования: на нём еле разминались два транспортных средства. В такие минуты велосипедистам там невозможно было протиснуться. Таким образом, погибли лепельчанин Пётр Расторгуев, полсвижанин Василь Шамшур. Рядом с мостом поставлен памятник врачу-транзитнику – жертве дорожно-транспортного происшествия. 19 июня 2006 года был сбит очередной велосипедист.
Наконец дорожники обратили внимание на опасный дорожный объект. В июне 2006 года подрядчики из ДСР-34 начали его реконструкцию по проекту «Белгипродора». Работу запланировали завершить через год.
Старый мост решили не просто расширить. Его целиком должны были разобрать и на том месте возвести современный новый. Рядом построили объездную дорогу со шлагбаумами. Понимали, что год неудобств для водителей окупится избавлением Лепельщины опасной дорожной зоны.
Перестройка моста проводилась по программе «Реконструкция дорог Беларуси». На строительство выделили пять миллиардов 123 миллиона рублей, кроме того 777 миллионов – на строительство объездной дороги.
Имелись и особенности реконструкции путепровода. Старый мост был монолитом. Его разборку пришлось вести отдельными частями. Для этого привлекли специальную технику, в том числе и мощные краны. Работы организовали таким образом, чтобы не задерживать движение поездов и автотранспорта.
Дорожные строители уложились в срок. Длина нового путепровода получилась 51 метр 65 сантиметров, ширина – от 15 до 17,5 метра. Заасфальтированная ширина – 11,5 метра плюс два тротуара по метру шириной по краям моста.
Позже на Горбатом мосту и подъездах к нему установили осветительные столбы. Ночью путепровод, залитый электрическим освещением, смотрится ещё внушительнее, чем днём.
Дорожно-транспортные происшествия на мосту прекратились. Он настолько влился в автомобильную дорогу Минск – Витебск, что, проезжая по путепроводу, можно этого и не понять, если не посмотреть на рельсы, расположенные далеко внизу.
Записано в 2015 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |