20 мая 2016 в 22:48 — 9 лет назад

229. ПРО ЛУЧШИХ УЧЕНИКОВ, УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛУ. Галай (Пашковская) Надежда

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 3804

 Родилась в городском посёлке Лиозно Витебской области в 1959 году. Окончила Витебский педагогический институт им Кирова. 10 лет преподавала в младших классах Матыринской средней школы. 25 лет является её директором. Живёт в Матырино.

 У каждого учителя есть любимые ученики. У меня также. Один из них – это председатель Лепельского райисполкома Борис Ефремов.

 Первой учительницей Бориса Сергеевича Ефремова была я. Класс состоял из пяти учеников. Все они были мальчиками. Лишь в седьмой или восьмой класс пришли две девочки.

 Остановлюсь на Борисе. Был он настойчивым, целеустремлённым  учеником. Как любой ребёнок, любил побаловаться, посмеяться.

 Как учительница начальных классов я практиковала посещение и изучение одного объекта природы в разные времена года. Там наблюдали за озером Плотки, деревьями, полем… Потом ученики писали сочинение об увиденных изменениях. Наиболее наблюдательными всегда были два друга: Борис Ефремов и Сергей Халимоненко. Оба потом окончили Беларусский аграрный технический университет (Сергей Халимоненко в Ушачском районе возглавляет сельскохозяйственное предприятие). До сего времени при встрече они вспоминают:

 - А помните, Надежда Ивановна, как вы на Плотках учили нас записывать впечатлившее нас и класть в карман записки?

 Мне даже интересно, что обоим это запомнилось. Значит, недаром водила учеников на озёра Большие и Малые Плотки, недаром настойчиво советовала им записывать впечатления. Если бы не записывали, скорее всего, и не запомнили бы так те походы по изучению родного края.

 Мать всегда Борисом очень гордилась. А вот отец умер, когда он ещё в школе учился. Тяжело матери было одной четверых сыновей в жизнь выправлять, но она старалась изо всех сил. Говорила:

 - Мой Борис пойдёт далеко…

 Как в воду глядела Нина Васильевна. Ведь сбылось её пророчество. С молодых лет сын стал успешно продвигаться по служебной лестнице. Да иначе и быть не могло. Просто мать умело разглядела в сыне организаторскую жилку.

 Моя трудовая деятельность непосредственно не связана с подчинением председателю райисполкома, но мне со своей колокольни хорошо видна его работа. Я вижу в нём человечность в решении любого вопроса. Увидев меня, не избегает встречи, не разговаривает свысока, а превращается в моего ученика, с уважением относится не только как к бывшей, а будто к настоящей его учительнице. Это как теперешний ученик, а как бывший – может даже подойти и обнять меня. Уж так никогда не сделает бывший школьник, который в сердце держит хоть малейшую обиду на своего учителя. Значит, были мы друзьями, дружили так, как могут дружить уважающие друг друга воспитатель и воспитанник.

 Ну, как забыть сдержанную, не любившую выставлять себя на публику, всегда пунктуальную Раису Юрченко? После школы закончила педучилище, пединститут, поработала учительницей в родной школе и возглавила Бобровскую.

 Творческой личностью была Наташа Ковель. Дам задание всем, а ей не нравится, просит разрешения сделать по-другому или совсем иное. Разрешу. Результат превосходит ожидание – у меня так не получилось бы. По всему видно было – человек искусства от рождения. Теперь художник в Португалии.

 Покладистый такой, рассудительный был Андрей Папко. Он как бы рождён был для того, чтобы закончить БАТУ и стать менеджером по продажам на МТЗ.

 Я горжусь своими детьми. Учениками, значит. Куда ни приеду, как сравню - мои самые красивые, самые лучшие. Мальчишки, конечно, есть мальчишки, любят побаловаться, даже легко похулиганят изредка – это жизнь, такое везде, всюду и всегда. Вот звонит на 8-е марта мне инспектор ГАИ Лещенок: ваш ученик по деревне на мопеде катается. Нарушение? Несомненно. Но ведь не злостное, не преступление. Конечно, пожурили, вызвали на комиссию, он сам переживал, я расстроилась, но обиду друг на друга не затаили, отношения наши не ухудшились.

 Да всех хороших разве назовёшь? Каждый ученик чем-то отличался, в чём-то превосходил товарищей, а кое в чём и не дотягивал. Были ли плохие? Как-то сразу и не соображу. Может, и были, но у них хорошие черты перевешивали. Да и если отойти от школьной темы и посмотреть на окружающих нас людей, все окажутся хорошими. Ведь отщепенцев от общей массы единицы, но эти единицы и служат легендарно-народной ложкой дёгтя.

 Педагогический коллектив. Ну, не могу же я перечислять всех, хотя каждый заслуживает хорошего слова о себе. Давайте, замолвлю его за своих наставников. Не тех, что меня в школе уму-разуму учили, а моих старших товарищей по работе, которые учили меня работать и одновременно были моими коллегами.

 Моя первая директор Мария Александровна Галай меня сразу начала выдвигать всюду, чтобы я стала заметной в коллективе и обществе. Профсоюз на меня навесила. На всевозможные конференции и иные симпозиумы посылала. Не чтобы дырку заткнуть, а чтобы меня заметили – каждый на такие мероприятия не прочь с работы сорваться.

 Сама замечала мои затруднения и без просьбы с моей стороны приходила на помощь химик-биолог Светлана Егоровна Жихарева. Строгая была, а многие её ученики пошли на химико-биологический факультет.

 Ирина Николаевна Горбовская так преподавала химию и биологию, что пять её учеников в медики подались, в том числе и её дочка.

 Зоя Романовна Ковель у меня была и мать, и коллега, и подруга одновременно. Год у неё на квартире прожила. Была она завучем, три года директором, помогала мне, учила. Давно на пенсии, а помогает по благоустройству школы. А точнее будет сказать: отвечает за благоустройство всего Матырино. Причём ответственность эту на себя возложила сама. Биолог, поэтому любит цветы. Теперь преподаёт обслуживающий и общественно-полезный труд, лично обслуживает территорию школы.

 Нынешний седьмой класс научила прививать садовые деревья, теперь ходят по деревне и всем прививают дички. И если цветочные горка и клумба с тюльпанами возле школы это как бы обязанность Зои Романовны, то делать клумбу возле магазина её никто не обязывает, а она над ней постоянно усердствует. Это у неё наследственное – отец окончил польскую академию на агронома, а дед работал садовником у пана.

 Вот эти люди - мои коллеги, наставники – задержали меня в Матырино навсегда. А ведь могло быть совсем иначе, могла быть в более удобном месте в смысле работы и жизни. Ведь поначалу директор Мария Александровна Галай говорила: 

 - Ну, если ты от силы лет пять-шесть у нас отработаешь – хорошо будет.

 …Итак, дипломы учителя младших классов в руках. Куда податься? Ну, конечно же, подальше от родительской опеки - разве ж родители понимают детей? Станут постоянно учить, как правильно жить, если будут поблизости. Пример имела – мама после школы на БАМ не пустила. Вот и не послушалась её после Витебского педагогического института имени Кирова. И мы с подругой решили податься на Лепельщину. Про Лепель знали лишь то, что там есть областная психбольница. Наша затея удалась легко – семь учителей требовалось в Лепельский район. Столько и поехало. И, забегая вперёд, сообщу, что из семи выпускников института на Лепельщине остались лишь я и Люба Барановская (была завучем в СШ №1, теперь на пенсии). А остальные разъехались.

 Приехали во время выпускных экзаменов к заведующей районо Галине Слесаревой и стали просить направить двоих в одну школу. Долго подбирала. Предлагала Домжерицы, Межицу, но мы боялись больших школ. И тут она назвала Матыринскую. Впервые услышали такое название, но сразу согласились.

 Мама с папой привезли меня в Матырино и за голову схватились. Мама воскликнула:

 - Ой, Надя, куда ты попала! Магазинов нет, больницы нет. Как жить будешь?

 Это правда. Над Матырино возвышалась лишь большая двухэтажная школа. Училось в ней 128 школьников. Однако энтузиазм меня переполнял, я с увлечением окунулась в школьную жизнь, с удовольствием ночами писала планы, любила с детьми везде ездить. Инициатором и лёгким на подъём был Александр Сегодник (теперь в парламенте заседает вместе с нашим Петром Шикшняном). С ним где только не побывали!

 Спустя год после поселения в Матырино вышла замуж, в 1982 году родился Димка, в 1986 – Таня. А мама всё старалась перетянуть меня на Лиозненщину. Мужу даже работу и новую машину давали в тамошней мелиорации. Он хотел туда. А я уже так привыкла здесь, что ни за что не хотела на родину. В итоге 10 лет отработала учителем и 25 – директором школы. Можно сказать, жизнь школе отдала.

 И вот Матыринская школа, по сути, является неперспективной. Как когда-то в советское время такими объвлялись периферийные деревни, после чего они умирали. И школа, несомненно, закроется. Попросту некого будет учить – приметно сокращается население Матырино, вымирают окрестные деревни. Конечно, председатель райисполкома будет стараться до последнего держать на плаву родную школу, как сделал бы любой на его месте. Но и ему не под силу это. Ну, год, ну два она ещё продержится. Однако есть общереспубликанские нормы на содержание школ при определённом количестве учеников. Мы не наберём необходимого минимума. За нашими учениками станет приходить автобус и отвозить их в Боровку. А представляете, что значит ученикам с сельским диалектом появиться, по сути, в городской школе? Подготовка у них не хуже, но у них проявится ложное самомнение о своём недостаточном совершенстве, что, в свою очередь, скажется на успеваемости не лучшим образом. Этому будет способствовать хотя и не показное, возможно припрятанное, но всё же высокомерное отношение коренных учеников.Вот она, оптимизация обучения во всей её сущности. Поэтому я и не люблю всех этих красивых слов, которые маскируют своей напыщенностью действительное ухудшение существующего положения.

 Матыринскую школу закроем. А куда денем учителей? Пенсионеры сядут на пенсию. А что делать тем, кому нет 55 лет? А есть ведь такие, кому по 35 и даже 30. 12 человек останутся без средств к существованию. Я уже не говорю про техперсонал – таких около десяти. Куда им пойти, если совхоз «Боровка» распался? На первый взгляд его всего лишь присоединили к соседнему хозяйству «Боброво». Но мы стали как бы его придатком, не имеющим производственной базы.

 У меня есть достойная смена, которой я могу со спокойной душой и совестью доверить руководство школой. Это мой заместитель по учебно-воспитательной работе Елена Валерьевна Клундук.

 Она в своей стезе – полнейший эрудит. Моя правая рука. Я могу любое дело ей поручить и не контролировать исполнение, поскольку знаю, что всё будет сделано надлежащим образом. Я могу в любое время и на любое время оставить школу и быть спокойной, зная, что она под надёжным руководством. Елена Валерьевна молода, у неё жизнь впереди. Что станет делать после закрытия школы? Конечно, такие люди себя всегда устроят. Но это будет рутина, а не работа с душой, от сердца. А в Матыринской школе молодые учителя работают именно так, только так и никак иначе.

 Сейчас в Матыринской школе обучается 35 учеников и пятеро детей воспитывается в детском саду. Всего 40 – школой-садом ведь считается учреждение образования. Четверо выпускников уйдут в самостоятельную жизнь. У четырёх мам закончится отпуск по уходу за детьми, и их чада пополнят сад. У нас останется по-прежнему 40 общих воспитанников. Пока будем жить…

Записано в 2016 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ