Сведения о респонденте здесь.
После окончания семи классов меня выписали из Лепельского детдома и вместе с другими выпускницами отправили на Оршанский льнокомбинат овладевать рабочими профессиями. С первого дня нас поставили к станкам. Работать было тяжело. Я поступила учиться заочно.
После отсидки года в тюрьме за воровство колосков с колхозного поля, мама построила себе хатку в Лепеле по 2-й Сенной. Потом вышла замуж в за лепельца Ивана Толстова. Мой отчим начал внушать ей:
- Брат твоего первого мужа Александр болен туберкулёзом. У всех Крицких слабые лёгкие. А дочка работает в льняной пыли. Заболеет ведь. Забирай её оттуда.
И мама начала меня обрабатывать бросать льнокомбинат. Долго уговаривать не пришлось. С ней и вторым мужем Иваном проживал его брат Геннадий Толстов. Как-то легко мы с ним сошлись и поженились. Мама отдала нам свою хатку. Так я стала лепельчанкой Толстовой. Как перевоплотилась в Иванцову, к рассказу о моём пути в фотографы не относится.
В 1961 году работать взяли на МКК временно. Принимала молоко, изготовляла творог. В общем, таких работников называют «старшими, куда пошлют».
Спустя два года поступила на постоянно действующие в Лепеле курсы продавцов. Закончила их на «хорошо» и «отлично». Работать стала продавцом горпо (городского потребительского общества). Райпотребсоюз тогда имел ещё и сельпо (сельские потребительские общества).
У меня с детства была способность рисовать. В свободное время рисовала карандашом. Однажды набросала Ивана Павловича, своего отчима. Он долго восхищался портретом, а потом сказал:
- Девка, у тебя же талант. А ну-ка пойдём на испытание.
Иван Павлович работал фотографом в Лепельском комбинате бытового обслуживания. Завёл меня в фотоателье, сел за ретушёрский прибор и показал, как нужно исправлять дефекты негативов и подрисовывать недостающие детали.
Прибор для ретуширования или станок, как мы его называли, представлял картонный ящичек из двух складывающихся картонок, прорезанную дырочку, зеркало и свет. Кладёшь негатив, от падающего света он хорошо просматривается, и сразу видно, где и что нужно убрать. Убираешь остро заточенным карандашом.
Ретуширование у меня пошло сразу. Второй фотограф Демко Алексей Григорьевич предложил принять меня в фотоателье ретушёром, поскольку сами фотографы и вообще мужчины не любили это кропотливое занятие. Коллектив и начальство дали согласие. Окончательное решение было за мной. Взвесила я работу в магазине и фотоателье. Ретуширование всё же более лёгкое и творческое занятие. Так в 1964 году стала ретушёром.
После Алексея Демко сменилось несколько фотографов. Желающих устроиться хватало, но только не задерживались новички. Со стороны казалось, что говорить людям: «Повернитесь, опустите бороду, улыбнитесь…» - это легко и приятно. А как начинают работать, как покрутятся весь день, набегаются, что по дороге домой аж ноги зудят, не выдерживают и уходят. Отдыха ведь среди дня не получалось – весь район ехал в Лепель фотографироваться на документы, снимки на память были модны и пользовались большим спросом.
В 1964 году здание фотоателье, которое тогда называлось просто фотографией, размещалось в небольшом домике на месте теперешнего Дома быта. По центру автостоянки располагался огромный деревянный павильон для продажи сельгоспродукции. Церковь выросла на месте свиного базара. От места под аптекой квадратом по периметру Базарной площади жались друг к другу синие разнокалиберные магазинчики и забегаловки. В общем, был это самый посещаемый район города. В фотографии всегда толпились люди. Стало тесно, и ателье переместили в двухэтажку КБО на Пятачке. Что это самое старое строение Лепеля и строилось как Дом присутственных мест, вроде совремённого райисполкома, мы тогда слыхом не слыхивали.
Работать стало просторно, уютно. Если к этому добавить то, что сама работа мне нравилась, поскольку в душе художник, то сейчас, на склоне лет, могу смело заявить, что сделала правильный выбор и нашла себя в трудовой жизни. Ведь с 1973 года я уже работала не ретушёром, а фотографом. Даже на курсах повышения квалификации в Минске преподаватели отмечали мой профессионализм. А я ведь самоучка, никаких учебных заведений по фотоделу не кончала.
Дело шло. План всегда выполняла. Государство оценило мои заслуги – медаль дало за труд. Послали учиться на курсы повышения квалификации при Минском технологическом техникуме, после которых поставили на должность бригадира фотографов. Когда построили новое здание КБО на Базарной площади, метраж фотоателье значительно увеличился, улучшились условия труда.
Работа меня не тяготила. До выхода на пенсию в 1994 году работала легко, без принуждения, с удовольствием. Теперь слушаю пенсионеров, которых тяготила работа, дни считали до пенсии, и не могу понять такое отношение к труду. Зачем тогда к нему насильственно привязывали себя, а не искали дело по душе?
А люди меня и сейчас благодарят за труд. Из моих чёрно-белых фотографий заказывают портреты в оригинальном и цветном вариантах. При случайных встречах узнают меня вроде незнакомые люди. Однажды во время сдачи анализов крови женщина по имени Ала подсела ко мне и давай восхищаться:
- Вы меня однажды так хорошо засняли, что я заказала цветной портрет по снимку на память себе и потомкам.
А одна женщина с базара Матеши так расхвалила на работе мой прежний профессионализм фотографа, что я теперь прохожу по коридору вдоль торговых рядов будто сквозь строй почёта – все со мной здороваются, от души улыбаются.
Я не превозношу себя, но не скрываю, что мне очень приятна такая оценка людьми моей профессиональной деятельности.
Записано в 2016 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |