14 июня 2016 в 22:58 — 9 лет назад

252. СВЯДИЦА ДО МЕЛИОРАЦИИ И ПОСЛЕ. Чмырь (Мозго) Галина

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 2181

 Родилась в 1954 году в деревне Свядица Лепельского района. Работала завхозом в детском саду, зуборезчицей и гардеробщицей на Лепельском опытно-экспериментальном заводе шестерён, охранником районного потребительского общества. Живёт в Лепеле.

  Обидно, что очутится турист или просто праздношатающийся любитель природы в моей родной деревне Свядица, взглянет на канаву, разрезающую её главную улицу, пренебрежительно поморщится и про себя подумает что-то вроде: «Фи, какой недосмотренный канализированный ручей». А ведь это не так. Совсем это не ручей, а когда-то красивая река Свядица, которую цивилизация превратила в такую неприглядную канаву. Расскажу, как это происходило.

 Через Свядицу издревле текла извилистая одноименная речка с низкими берегами, которые в длительное ненастье превращались в болото, а в весеннюю распутицу вообще затоплялись, и река становилась могучим потоком. Хорошо ли, плохо ли это было, сказать трудно. Просто к такому состоянию реки все привыкли и считали его как само собой разумеющееся явление.

 Свядица - деревня большая. Несколькими улицами растянулась на километры. Но мне повезло - мои предки поставили хату второй по счёту от реки (первой в маленькой хатке жила баба Татьяна). Впоследствии она умерла, хатёнку убрали, и наше подворье стало прибрежным. До водного уреза со двора было не больше сотни метров.

 Всё моё детство проходило на реке. Целое лето сидели в ней, несмотря на то, что не в любом месте можно было подобраться к водному урезу. Для купания специально выбирали глубокие места. Не сказать, чтобы берег был хороший, но по траве можно было покачаться, не промочив одежду в верховой влаге. На ферме, ниже по течению, совсем легко было подобраться к водному потоку, коней и коров там поили.

 Зимой по льду катались. Полоскали бельё в прорубях. Женщины тогда холодной воды не боялись, хотя руки и стыли на морозе.

 Мост был деревянный. Как только наступал ледоход и весенний паводок, его уносило. После вхождения реки в берега, колхоз отстраивал переправу. Был такой случай. Пошла я с соседским Володькой на танцы в зареченский клуб. Возвращаемся, а моста нет. Перейти вброд, и думать нечего было в половодье да в марте. И пошли мы в обход через Вилы и Юшки, а это километров семь-восемь.

 Кривая была Свядица. Где наша пуня стояла, прямой угол русло образовывало. Около фермы петляла, словно заяц следы запутывает.

 Обрывистых берегов в деревне и её околицах не было. Это ближе к Вилам, где Свядица впадает в Эсу, начинались обрывы, а на Лыске вообще огромная круча до сих пор находится. Дети любили прыгать с огромной высоты в песок. Специально ради такой забавы туда ходили.

 Лыска - самое красивое место на всём протяжении реки. 

  Песок в обрыве сам обсыпается, постепенно выбираясь из под корневищ корабельных сосен и ослабляя их сцепление с грунтом. В конце концов, деревья не выдерживают и падают, которое вершиной вниз, а иное корнями вперёд съезжает.

 Что интересно, мелиорация почему-то обошла Лыску. Покинула перед ней и после неё русло в природном состоянии. Причины не знаю. Может, больно уж красивое место трогать не решились.

 Лыска - единственное место на побережье Свядицы, которое массово привлекает отдыхающих. Едут сюда жители окрестных деревень, добираются и горожане. Устраивают на лугу пикники, даже коллективные празднества отмечают. А туристы любят ночевать в палатках на самой круче, на высоком обрыве, в сосновом бору, чтоб слышать вверху шум запутавшегося ветра в кронах сосен, а снизу бурление стремительного на мелководье водного потока.

 Но не только обрывистая круча Лыски привлекает любителей природы. Ещё более частые гости там сельчане из Свядицы, Вил и Юшек. Но ходят они туда не красотами да экзотикой любоваться, а с вполне реальными намерениями материального характера. Большой бор простирается на километры от Свядицы-реки, охватывает со всех сторон небольшие лесные озёра Большой и Малый Гоголи, разделённые узким также боровым перешейком. Так вот, лесные места эти родят много грибов, черники, а шаткие моховые берега Гоголей клюкву рожают. Вот это и нужно местным людям. Собирают дары природы сейчас, собирали столетия назад, будут собирать и через сотни лет. Хотя, слишком я замахнулась на перспективу в будущем. Режут бор. Делянок понаделали столько, что не успеваешь их проезжать, добираясь в Свядицу-деревню. Конечно, лес отсаживают. Через год-два после лесоповала делянки уже пестрят зелёными метёлками сосновых саженцев. Но вырастут они нескоро и бора в его природном естестве никогда не создадут.

 Во второй половине 60-х Свядицу-деревню заполонили мелиораторы. Расселились по хатам. На выходные разъезжались по своим домам. У нас жили два квартиранта

 Молодые мелиораторы ударяли за свядицкими девчатами. И не только играли в любовь, а была она и настоящая. Алябьев женился на Нинке, дочке учительницы Фени Яковлевны Болотник. А с каким трудом им далось обоюдное стремление к совместной жизни. Отец девушки был категорически против этого. На протяжении 11 лет дружили, как в то время говорили. По выходным в клуб приходили как муж и жена, а после танцев расходились в разные стороны. Наконец строгий родитель умер, и уже не молодые влюблённые поженились. Хоть поздно, но двое детей родили. До этого времени живут в мире и согласии.

 Тамара Казак вышла замуж за мелиоратора Федю Клочка. До его смерти были вместе. Тамара до сего времени живёт в микрорайоне Плинтовка в доме, который строился специально для мелиораторов.

 Мелиорация в Свядице-деревне и окрестностях нам, молодёжи, была до лампочки. Наоборот приветствовали её, ведь приезжий люд оживил деревню, сделал танцы веселее, интереснее. А старики возмущались новым веянием в жизни сельского населения. Испокон веков река кормила местное население рыбой. Помнится, как с дедом я рыбу удила на удочку. Уклеек таскала с моста, а он возле нашей пуни язей огромных вытягивал. А когда русло канализировали, спрямили, рыба ушла. Стало мелко.

 Вместо старого моста возвели железобетонный со шлюзом. Когда его закрывали, ниже река совсем мелела, а выше уровень значительно повышался. Не знаю, для чего это делалось. Возможно, для орошения полей, которые образовались на месте извечных кустов. Смотрителем шлюза был Женька Пшенко. Он обкашивал берега, а сено отдавал нашей корове. Да и мои родственники раньше приезжали сами косить траву на склонах реки-канала. Конечно, впоследствии и водорегулирование, и уход за берегами забросили. Русло заросло донной растительностью. Правда, в этом году с сыном ездили на мою родину, так водная поверхность была чиста - может, прочистили, а может, трава со дна не успела подняться.

 Не слышала, чтобы в Свядице топились животные или люди. А вот мама моя утопла, вернее, захлебнулась на уже мелиорированном мелководье в 1979 году. Болела эпилепсией. Пошла полоскать бельё. Случился приступ. Упала лицом в мель и наглоталась воды до смерти, хотя затылок находился над водной поверхностью. Её мать прибежала поздно, делала искусственное дыхание, но вода не пошла из неё, а начала выливаться, когда на кладбище несли.

 Конечно, мелиорация принесла много пользы сельскому хозяйству - где были непроходимые заболоченные кустарники, урожайные поля появились. Однако Свядица-река практически убита. В значительной степени понесла утрату природа. И сложно сказать, что лучше.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ