Сведения о респонденте здесь.
Я хоть и не лепельский абориген, однако рыбные запасы здешних водоёмов имею полное право обсуждать, поскольку иной коренной рыболов-любитель столько не перетаскал из них рыбы, сколько досталось мне.
В лепельскую Свядицу переселился из Донбасса под конец лета 1972 года. Поскольку рыбалкой увлекался с детства, сразу обратил внимание на загнанную в канал речку Свядицу, которая делила на две неравные части одноименную деревню. За считанные дни узнал про двухкилометровую лесную дорогу к озеру Заднему. Да и до уже настоящей реки Эсы было не более трёх километров.
Теперь за вопрос, есть ли в Свядзице рыба, засмеют. Ну, если только десяток уклеек можно вытянуть в самом лучшем случае. И это правда. Но так было не всегда. Чтобы в этом убедиться, прошу в начало 70-х.
Поначалу купил спиннинговую катушку, выстругал удилище и смастерил спиннинг. Прямо около свядзицого моста 9 мая 1973 года вытащил трёхкилограммовую щуку. Пока долго вываживал большого речного хищника, близкие сажальщики картошки сбежались посмотреть на диво дивное. Весть о необычайном улове мгновенно разлетелась по деревне. Все мужики купили спиннинги. Столько рыболовов, сколько родил я, Свядица раньше не видела.
Всякую свободную минуту я посвящал спиннинговой рыбалке. Пять, шесть, а то и восемь щук вытаскивал за один выход. Тянули они в основном на один-два килограмма. Самыми малыми были полукилограммовые. Приду в Вилы и в слиянии Свядицы и Эсы обязательно словлю две-три рыбины на килограмм-полтора-два.
А на Эсе щука мою блесну сожрала. Забросил спиннинг прямо с отмели в устье Свядицы. Как ударила сразу! Вываживал-вываживал, однако леска всё же попала на острые зубы хищницы, и я чуть не шлепнулся спиной в воду. Сам шляпа: без металлического поводка ловил.
В 1978 году переселился в городской микрорайон Сельхозтехника. Сразу начал облавливать окрестные озёра Долгое, Заднее, Глинское, Прошу… А вот Полсвиж не очень любил. И Лепельское не уважал. Однажды натаскал подлещиков, а они оказались солитёрными. Зарёкся больше удить их. Иногда ходил гонять окуней на отмельную косу напротив рыбозавода. Если не поленишься дырки сверлить, хороших горбылей всегда нащупаешь.
Мотыли тогда не продавались – намывали сами. На ремзаводе дают машину, и я поехал добывать наживку в Щучий Ров или на Боровенку. Не только себе, на всех, кто заказал. А заказчиков набирается 10 – 15. Потом решаем, куда поедем: на Бобрицу или Лядно, а может и на Сушанские озёра…
Тогда Лядно славилось рыбными запасами. А потом как прорвало Боровские очистные, как поплыл в озеро санаторский радон и всякая иная дрянь, водоём и превратился в клоаку. Озеро сейчас почти неживое. Один карась обитает, леща нет, щука, правда ещё есть. Лядно так и не очистилось, поскольку якобы очищенные сбросы продолжают сбрасываться в озеро – нужно же куда-то деваться содержимому очистных. Они, может, и до нормы очищаются, но г… всё равно остаётся г…, лишь в меньшей концентрации. На острове отставник построил дачу. Добирается к ней по кладкам. Из окна можно удочку забрасывать. Но он не пользуется такой удобной ситуацией, поскольку рыбу нельзя есть – заражена солитёром, мясо пропитано химией. Вытащишь окуня – один бок нормальный, а второй побит язвочками. Около речки из Щибота в Лядно, проходящей возле очистных, ни летом, ни зимой стоять невозможно – духан идёт невообразимый. Не хожу я больше туда на рыбалку. Если только по-быстрому живцов наловить и - на Бобрицу за гору, через Минское шоссе. Наставлю жерлиц и обязательно буду с уловом. Окуня, плотвы полно. А плотва хорошая. Окуней удил почти по берегу, на глубине полметра-метр, когда в лунку отчётливо видно сквозь прозрачную воду, как наживку заглатывают. А глубже их мало, если только до трёх метров. И окуни попадались грамм до 800, а в среднем 150 – 300.
Про Сушанские озёра особый сказ. Ремзавод как шеф совхоза «Сушанского» строил в Суше навес под комбайны. Меня и Федю Менделя бессрочно прикомандировали туда в качестве строителей. На нас возложили и возведение шохи под сено для фермы «Батукалово». А стояла она на берегу озера Островки. Наработавшись, пойдём в него умываться и удочки прихватим. Пока моемся, курим – ведро подлещиками, окунями, всякой иной рыбой полнится. И раков хватает. Сетку бросишь, так их много впутается. И линя, и карася налезет, и щука сядет.
Глубока Теменица. Около острова дно метров на 15 уходит от поверхности. А дальше метров 5-6 будет. Речкой с Липно соединена. В самой Суше короткой протокой соединяется с Островками. Летом с Федей на червя до обеда в обоих озёрах науживали по ведру подлещиков, густеры, плотвы. А рядом Вогзино, Любишино с четырехметровой глубиной. Поистине раздолье для рыболовов.
Подружились с сушанином аборигеном. То обрезков ему на дрова дадим, то досок натаскаем. А он в знак благодарности на рыбалку нас приглашает с неводом-заходником. Небольшенький такой у него был: метров шесть высотой и каждое крыло метров 20-30 длиной. Корма с горловинкой, будто профессионалка. За ночь 3-4 тони затягивали втроем, больше не успевали. Мешок рыбы получался. Однажды забросили снасть на Отровках, так, не считая лещей, в одной тоне попалось 27 или 28 щук. И все будто отмерены по килограмму, лишь одна потянула на пять. А ещё на троих досталось по восемь угрей каждому. В тазик дома бросил, так жена с кухни убежала – змей притащил!
Сом мне вбился в сетку килограмма на 3-4 возле моста на Теменице. Окунь влез килограмма на два. Я до того не знал, что у окуней глаза выезжают и работают по принципу телескопа, крутятся во все стороны. С орбит выходят сантиметра на полтора, обзор получается на 360 градусов. А понял я это, когда вытаскивал гигантского окуня из сетки. За неё зацепился глаз и легко вылез из глазницы. За ним последовал второй. От глаз отдельно сетку отцеплял.
На близкие к городу Боровно, Глыбочицу и Нюлю тогда ходил мало. Причина в том, что удил рыбу по месту работы, в Суше, где безграничное озёрное раздолье. Поэтому пригородные водоёмы даже озёрами не признавал.
Не забывайте, что рассказываю про рыбалку в 70-е – 80-е годы. Теперь там пусто, где тогда было густо. Причины попробую назвать. Их стопроцентную точность не гарантирую. Это всего лишь мои рассуждения и выводы из дружеских рыболовных бесед. Но достоверности в них не менее половины, это уж точно.
Во времена СССР официальная рыболовная бригада при лепельском рыбозаводе закупила в Прибалтике специальные лодки, оснащённые электрозовами, и взялась за преступную добычу рыбы. В пору нереста идём вдоль Веребского канала с удочками, а в его устье рыбаки электрозовом рыбу убивают. Щуки, язи устремляются икру метать в Берещу, а им электрическую преграду устроили. Нам острогой нельзя щук убивать, а им электротоком можно. Власть разрешает. Что им можем сделать? Обругаем, обругаем и уходим несолоно хлебавши. Как проплывут по Заднему – бело от убитых мальков. Редкая рыбина отойдёт от электрошока, но она уже не рыбина, поскольку кастрированной получается – не нерестует больше, икру не мечет, растёт медленно. Ох, и напаскудили рыбодобытчики от государства. Сетка браконьерская – мелочь по сравнению. А за сетку гоняют, им же - зелёную тоню преступную предоставляют.
Да и неводу государственному закон не писан. Рыба только отнерестовала, а ему нужно план выполнять. Затягивают удавку на всё озеро, неокрепшую икру перемешивают с илом, песком, глиной, грязью, и погибает рыбное потомство, так и не увидев белого света.
По Эсе и сейчас по ночам плавают от Замошья в сторону Лепеля смелые браконьеры. Сам однажды видел оных между Вилами и Юшками. Впрочем, какие они смелые – смелость не нужна тем, кому всё дозволено. Конкретизировать не буду, поскольку самого обвинят в поклёпе – не пойман, не вор. Теперь в Эсе на удочку ни черта не поймаешь – всё живое уничтожено.
Года два назад ходил зимой на Сушанские озёра. Ерунда. Не то. Боровенку (официально Боровно) умертвили переносом очистных со старого на новое место.
Щуки убежали, окуни исчезли. Если только на линька или карася где наткнёшься. Всё меньше и меньше рыбы становится, не то, что по последнему льду килограммами окуней налавливал. Краснопёрок, плотвы полно было. Раки водились. Люди отдыхали, а сейчас никого там увидишь. И в Нюле тоже самое, хотя там лещ, может, где и задержался.
Меня, конечно, ответственные начальники научно обоснованными доводами вмиг в галош посадят и будут правы. Они по нормам и данным инспекторских проверок нормативы не нарушают. Оно, может, и так. Тогда нормы нужно осудить, а их разработчиков посадить или расстрелять, пока в стране не отменена смертная казнь. За Боровенку. Засмердел водоём.
Вода по всей толще зелёной стала, зацвела микроскопическими водорослями, питаемыми всякой дрянью. Дерьмо шапкой заслало водную люстру в заливах – ветром прибило. А Глыбочице повезло.
Протока-то из неё в Боровенку течение имеет, а против него дерьмо не плавает. Вот вам и блюдимые нормы! Те, кто в том виновен, меня, конечно, поклёпщиком назовут. И их поддержат сильные мира сего. Такова наша жизнь бекова.
Записано в 2016 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |