Родился в 1935 году в деревне Дражно Лепельского района. Работал водителем, трактористом в колхозе «Салют», сторожем на свинокомплексе «Дражно». Живёт в Лепеле.
Дражно из тех деревень, которые не имеют в обозримой близости ни озера, ни реки. Так сказать, сухопутный сельский населённый пункт. Но всё равно ближайший водоём и водоток должен быть пусть за 10, пусть за 20 километров. К счастью, такие расстояния миновали Дражно. От него до ближайшего озера Луконец два с половиной километра.
Здесь нужно сделать уточнение. Дело в том, что на Лепельщине три озера носят название Луконец. Наиболее отдалёное от Лепеля и Дражно озеро-тёзка находится в околицах деревни Слободка Пышнянского сельсовета. Оно заболочено, имеет колышущиеся берега, что говорит о подземном водоёме под пластом почвы. Окружено лесом. Труднодоступно.
Второй Луконец находится от Дражно, если по прямой, в трёх километрах. Но прямой связи с ним нет. Нужно добираться объездными путями. К Лепелю этот Луконец подобрался ближе всех. Его ещё называют озером Беседским, поскольку в километре от него разместилась деревня Беседы. Этот Луконец самый большой по площади и имеет удобные подходы в нескольких местах со стороны леса. Под высокой прибрежной горой имеется пляж, где любят отдыхать купальщики и туристы.
Третий Луконец ближе всего отстоит от дачного посёлка Прудок - в километре. Следующая близкая к нему деревня, отбежавшая на полтора километра, Городец. А Городец и Дражно разделяет километр просёлочной дороги.
Красивее, конечно, звучало бы, если б я сказал, что дни моего детства прошли на Луконце. Но такого не было. Помешала мне в том война. Началась, когда мне было шесть лет, а по окончании её исполнилось девять. Понятно, что такого сорванца в далёкий лес не пускали. Мог удрать туда скрытно, но сам не знаю, почему не делал этого. Видимо, понимал, что такое действо опасно, боялся.
Да и после войны знал, что старшие хлопцы туда ходили, но, как-то мне не приходилось. Один не отваживался, а мои ровесники не предлагали, да и сами не ходили.
И только когда начал работать, засобирался на Луконец рыбу поудить. Не сразу вот так: раз и пошёл. Долго готовился, как говорится, примерялся. Слышал, что мужики таскают там хороших особей. Приготовил снасти. Но всё не выпадало осуществить задуманное - то непредвиденные дела появятся, то погода испортится… Даже разозлился сам на себя за такое непостоянство в осуществлении давнего намерения. И вот однажды бросил всё, захватил удочку, снасти и пошёл на озеро, о котором много наслышался от счастливчиков, которым удалось на нём побывать ранее.
Хоть и впервые шёл по лесу, расположенному за Городцом, плутать не собирался - дорогу мне не раз описывали до мелочей. Да и расстояние смешное для того, чтобы заблудиться - полтора километра еловой чащи.
Сразу узнал поляну, про которую рассказывали. Она же и опушка возвышенного леса. От края начинается болотная еловая чаща. Через неё проложена конная дорога к Луконцу. Плохая она, грязная, в колеях стоит перемешанная с чёрной грязью вода. Идти можно только босиком или в сапогах. Я-то пришёл в кирзовых сапогах, а вот месить грязь в них пожалел. Не грязь, конечно, а дефицитную обувку - промокнет ведь, не досушишься, срок эксплуатации сократится. В общем, разулся я, сапоги перевязал бечёвкой, забросил их на плечо так, что один оказался спереди, а второй за спиной, и к озеру подался.
Еловая чаща закончилась, уступив место моховому болоту. По всему видно, что на его месте давным-давно простирался водоём. Постепенно суша наступала на него, отодвигая водный урез всё ближе и ближе к центру озера. Но этого никто не замечал, поскольку процесс этот проходит очень и очень медленно. Всякий раз пришедший сюда человек видит Луконца таким, каким зафиксировала память и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Оно и понятно, за такой промежуток времени берега если и продвинулись вглубь водоёма, то лишь на какие-то неуловимые для глаза сантиметры.
Под ногами пласт почвы, сформированный корневищами травянистой растительности, колышется и проседает, наполняя образованные ступнями глубокие ямки водой. Страшно - вдруг ноги провалятся сквозь тонкое корневое переплетение, и я навсегда уйду в чёрную бездну.
Чудно: лето к середине подбирается, а на болотных кочках прошлогодняя клюква краснеет. Правда, мало её - в прошлом году выбрали. Пробую. Вкуснющая. Кислота сладкой кажется.
Удивительно: не провалился, к водному урезу подобрался. Самый край берега более надёжный, чем метр назад.
Выбираю место возле чахлой болотной берёзки, чтобы было за что ухватиться в случае провала, да и почва у ствола более прочная - укреплена жидкими корнями. Забрасываю удочку. С волнением всматриваюсь в неподвижный поплавок.
Как сейчас помню первый клёв на Луконце и первую вытащенную краснопёрку. И последнюю. Больше поплавок не шелохнулся.
Потом мне приходилось собирать чернику, клюкву, грибы возле Луконца. Захаживал на его берег. Как-то компанией выпивали на приозёрной опушке, подходили к колышущемуся берегу. Но чтобы хаживать туда снова пробовать рыбацкого счастья - никогда! Хватило с меня единственной рыбалки там.
Однако озеро только кажется таким страшным, когда возле него находишься. Не было случая, чтобы кто-то провалился в торфяную бездну или же утонул в самом озере. Правда, я не слышал, чтобы кто-то купался там. Считаю, что не находилось смельчака, который смог бы побороть страх перед кажущейся природной ловушкой да отважился совершить заплыв по, на первый взгляд, мёртвой поверхности водоёма.
Между прочим, жители Городца рыбачили на Луконце хоть и не совсем успешно, но, во всяком случае, более удачно, чем я. И зимой на него ходили на подлёдный лов рыбы. Я - нет. Сетки забрасывали. Я - нет.
Водятся в Луконце краснопёрки, плотва, окуни, щуки. А как-то на год или два рыба исчезла. Вымерла, что ли? А может, кто отравил? В общем, причины никто не знает. Постепенно бедные рыбные запасы восстановились.
Зачем всё это рассказываю? А чтоб знали современники и будущие поколения, что на Луконец ходить с целью наживы нет смысла. А если ты любишь красоту лепельской природы, ценишь её даже на первый взгляд гиблые ловушки - твоё место на этом загадочном озере.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |