Родился в 1951 году в Польше. Живёт в Польше.
Про это вы больше нигде никогда не прочитаете. Слушайте и запоминайте. Этот эпизод истории Лепельщины должен навечно сохраниться в памяти народной.
До сих пор про волосовичского землевладельца Зацвилиховского широкой общественности было известно лишь то, что жил такой пан в Волосовичах, во время народного восстания Кастуся Калиновского в 1863 году принял сторону инсургентов, до наших дней дожили отдельные гигантские деревья былого дворцово-паркового ансамбля да парковый пруд в запущенном состоянии.
Все рассказы о появлении на Лепельщине польских деревень Веселово и Стайск начинаются с того, как 100 лет назад местный пан поехал в Польшу, где продавал мешочки якобы плодородной земли, покупатели которых станут её хозяевами в панском имении. Правда в такой трактовке событий частичная. Важный пан Зацвилиховский не мог лично заниматься таким неблагодарным делом. Даже в современном мире в подобном случае директор как максимум своего заместителя пошлёт.
Чтобы не было дилетантских рассуждений насчёт появления на Лепельщине польских деревень, расскажу, как это происходило. Но для этого нужно начать с истории Волосовичского края, также неизвестной лепельским историкам.
Понятное дело, весь панский род бежал от красного террора, поэтому фамилии Зацвилиховский на Лепельщине не осталось. А откуда она взялась? «Хороший вопрос», - говорят тогда, когда не знают, что ответить. К вашему удивлению я подробно на него отвечу.
В Питере строил разводные мосты польский инженер-генерал Станислав Кербеч. Ему в помощники попался выпускник инженерного учебного заведения Ромуальд Зацвилиховский родом из-под Гродно. Когда начали набирать лучших инженеров на строительство железных дорог, Станислав Кербеч рекомендовал своего любимца Ромуальда Зацвилиховского. Одна из дорог прокладывалась через Витебск. Там Ромуальд женился на дочери богатого землевладельца Казимира Пальчевского. В качестве приданого она получила землю вокруг Волосович. На ней и обосновался генерал Ромуальд Зацвилиховский. Жена ему родила сына Казимира и трёх дочерей.
Поскольку Ромуальд по долгу инженерной службы дома находился мало, имением управляла его жена. Дело она, говоря по-современному, завалила, влезла в долги и умерла. Состарившийся Ромуальд отдал имение сыну Казимиру. Умер Ромуальд при царизме. Похоронен на кладбище возле Краснолучки, от которого и следа не осталось. Пока ещё видна была панская могилка, её в поисках золота бульдозером разворотил колхозный тракторист.
Новый хозяин имения был обязан выплатить долю сестрам в качестве приданного при выходе замуж. Сделать это не позволяли долги матери. Чтобы как-то выкрутиться, Казимир набрал кредитов в вильнюсских банках. Возвращать их было нечем, а кредиторы требовали выплат. Положение усугубил неурожай и голод 1905 года. В перспективе замаячила конфискация земли банками. Оставался один выход - продать её. Но из местных её никто бы не купил, зная шаткость сделки. Вот тогда Казимир и придумал афёру с продажей мешочков земли в Польше. Но эпопея переселения поляков на волосовичскую землю носила не разовый эпизодический характер. Длилась она с 1904 года и была остановлена Первой мировой войной в 1914-м. Так что нельзя утверждать, будто Казимир Зацвилиховский обдуривал бедных поляков. Переселяясь, они знали, куда и на что едут из приходивших в Польшу известий от первых переселенцев.
Финансовое положение Казимира Зацвилиховского продолжало ухудшаться. Суд признал его недееспособным управлять землёй и обязал продать её. Казимир хитро оформил сделку - продал землю собственной жене Ванде. Тем не менее, Зацвилиховские продолжали пополнять скудный бюджет поместья за счёт продажи участков под хутора пришлым полякам. Многие переселенцы, увидев плачевное состояние своего приобретения, разворачивались и уезжали в Польшу. У кого не было денег на обратную дорогу, брались обустраивать хутора.
В 1918 году Зацвилиховские сбежали в Польшу, которая тогда существовала не как государство, а как российская этническая территория поляков. В 1945 году Казимир и Ванда Зацвилиховские умерли в Варшаве. Причина смерти неизвестна.
Но история рода Зацвилиховских смертью Казимира и Ванды не завершилась. У них было два сына. Один после войны умер в Германии, не оставив потомства, имя его неизвестно. Второй, Станислав, служил офицером в окружении основателя польской армии Юзефа Пилсудского. В возрасте 28 лет во время тумана разбился в машине вместе с сопровождаемым им генералом. Пани Зацвилиховская и дочь София остались без мужа и отца. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Что же стало с деревянным дворцом Зацвилиховских?
В 50-х годах прошлого столетия его разобрали. Часть пошла на строительство двухэтажного здания позже упразднённого Григоровичского сельсовета, часть - на возведение в Волосовичах клуба с сельсоветом. Служил волосовичский новострой из старого панского стройматериала советской власти долго. Когда в декабре 2009 года сельсовет собрался перебираться в новое здание, в последнюю ночь перед переездом старое строение, предназначенное к разборке на дрова для отопления школы, таинственным образом сгорело на месте.
Что дала переселившимся поляком советская власть?
В 20-х - 30-х годах хуторян-поляков насильственно согнали с хуторов в деревни. Вот тогда и образовались Веселово и Стайск. Некоторые выбрали Краснолучку, где уже жила старинная польская шляхта. Советская власть утвердила Веселовский польский сельский совет. Учились поляки в Веселовской польской школе. Женились исключительно между собой. После войны началось насильственное обеларушивание, а по сути, обрушивание поляков путём ликвидации польских сельсовета и школы.
Завершу рассказ объяснением, какое отношение к этой истории имею я.
В самом углу российской империи был город Сосновица (теперь Сосновец на юге Польши). В нём жил офицер-железнодорожник Ян Дубин. Женился на Анне Возняк из центра польского католицизма Ченстохова. Родили в Сосновице детей, а потом купились на рекламные мешочки с землёй пана Зацвилиховского и переехали в околицы Волосович. Построили хутор Завадывнизу под Волосовичским кладбищем. Ян Дубин был моим прадедом.
Вскорости Ян от воздействия непривычной болотной сырости заболел туберкулёзом и умер. Дети образовали собственные семьи. Одна его дочь стала моей бабушкой. Одного из сыновей Яна, Михаила Дубина, обвинили в шпионаже на пользу польской разведки и в 1937 году расстреляли в Орше на Кобыляцкой горе. Второго сына Яна Дубина, Алексея, также арестовали вместе с другими 115 обеларушенными поляками. Каким-то образом в числе троих счастливчиков ему удалось вернуться. В войну Алексей уехал в Польшу. Попал в концентрационный лагерь под Дрезденом, был отпущен. Сына Алексея, Адася, советские войска возвратили в Веселово и сдали в Веселовский детский дом. О том узнала его тётка (бабушка Тадеуша), жившая под Ленинградом, и забрала сироту к себе. Там Адась женился. Два его сына были лётчиками и оба разбились. В Польше живёт дочь Алексея Дубина.
Записано в 2014 году.
![]() НРАВИТСЯ 1 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |