Родился в 1944 году в деревне Старый Лепель Лепельского района. Работал на рыбозаводе рыбаком прибрежного лова, Лепельском опытно-экспериментальном заводе шестерён наладчиком. Живёт в Лепеле.
Исследователи и писатели всех мастей восхваляют красоту и историческую значимость полуострова Остров, на котором был основан Лепель. В своём направлении они, конечно, правы: кругозор, пейзажи захватывающие, находки археологов бесценные. Но ни слова авторитетные люди не говорят о том, как гибнет Остров и этим своим состоянием заражает озеро Лепель (так правильно оно называется согласно утверждению археологов) трупным ядом. Нужно спасать полуостров Остров и озеро Лепель!
Тот, кто побывал на Острове, запомнил его по трём кладбищам, расположенным на самых высоких возвышенностях, заканчивающихся дух захватывающими крутыми обрывами. Первый погост находится слева на крутой горе при подъёме на Остров. Он теперь мало интересует туристов, поскольку состоит всего из двух старых могил.
Больше внимания притягивает обрыв за ними.
И никто не знает, что несколько десятилетий назад на возвышенности находилось, может, сорок, может, полсотни могил. Все они вместе с подмываемым обрывом упали в озеро и были разнесены волнами по всему водоёму. Во время ловли рыбы своими глазами видел, как из обрыва торчали гнилые гробы. Конечно, теперь они не торчат, поскольку давно унесены пучиной. А люди готовят уху на озёрной воде, случайно глотают её во время купания. Удивляюсь, как никто до сих пор не отравился трупным ядом. А может, кто и отравился, только причиной отравления посчитали иной источник…
Научная литература утверждает, что археологи до сих пор не могут установить, где на Острове находился литовский замок, впоследствии крепость Ивана Грозного и снова замок. Перекопали весь остров и не определили место грандиозных сооружений? Сам напрашивается вопрос: почему? Ответа у учёных людей нет. А у меня есть! Археологи не могут откопать предметы, свидетельствующие о месте нахождения оборонительных сооружений потому, что находятся они под вторым, центральным кладбищем. А могилы исследователи раскапывать не решаются, поскольку они недавние - до сего времени здесь хоронят умерших.
Замок, крепость и вновь замок находились на месте второго кладбища. Оно находится на высокой горе по центру Острова - очень удобный плацдарм для обороны. И оборонительный ров улавливается взглядом. Место это называется Спасом.
Есть ещё одно свидетельство нахождения замка-крепости на Спасе. Из исторических сведений известно, что в старину имелся мост, соединяющий укрепительное сооружение с деревней Шунты на материке.
Ловя рыбу неводом, мы зацепились за что-то под водой как раз на линии между Спасом и Шунтами. С трудом вырвали из дна длинное бревно. Кое-как приволокли его на берег. Полдня выпутывали из кормы набухшую древесину. По видимой глазу плотницкой обработке находки рыбаки определили, что это не что иное, как свая моста. Конечно же, «улов» выбросили. Произошёл случай уже после затопления озера гидроэлектростанцией. О находке рыбаков говорил весь Старый Лепель. Почему археологи не опросят оставшихся деревенских старожилов? Они, несомненно, рассказали бы о свае и предназначении Спаса в древности.
И кладбище на Спасе в опасности. К нему постепенно подбирается размыв со стороны Старого Лепеля.
Все, кто доходит до конца Острова, восхищаются древним кладбищем, по счёту третьим. О его стародавности свидетельствуют несколько массивных каменных крестов.
Это кладбище считается еврейским, хотя есть там много захоронений с эпитафиями, возникших после того, как евреев на Лепельщине не стало. И это княжество мёртвых подмывается озёрными штормами.
Взошедший на крутую кладбищенскую гору, с восхищением взирает на Лепель с огромного обрыва, под которым плещутся волны о песчаный пляж. Красота, дух захватывающая! И никто даже не предполагает, что любуется он лишь недавно открывшейся заозёрной далью. Стоя на этом месте несколько десятилетий назад, вперёд смотрящий видел бы вторую большую гору с древним кладбищем на вершине, четвёртым по счёту от перешейка, связывающего Остров с материком. Но гора и кладбище невидимы. Их попросту нет - слизало озеро. Разложившиеся трупы растворились в озёрной воде.
Гора с четвёртым кладбищем называлась Микольчик. Но исчезла она не бесследно. Когда плывёшь по озеру со стороны Лепеля, в солнечный штиль отчётливо просматривается подводный песчаный вал с водной растительностью. Это всё, что осталось от Микольчика.
Вернёмся в начало нашего пути. Перед спуском с материка в лощину, являющуюся соединительным с Островом перешейком, находится современное Старолепельское кладбище. И к нему подбирается размыв.
Скоро свежие старолепельские трупы пойдут гулять по озеру, вернее - водохранилищу Лепельское, которое по праву может называться Лепельским трупохранилищем, если к перечисленным мной кладбищенским размывам добавить вымытые трупы из Еврейского кладбища. Надгробные монументы до сих пор валяются на дне водохранилища. Их вытаскивают, но могилы-то остаются на дне.
После запуска ГЭС поплыли трупы из Георгиевского кладбища. Поставили бетонную стену. Но берега продолжают обрушаться возле самых могил.
Ужас!
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Наивные представления о птомаинах https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B