Родилась в 1976 году в деревне Слобода Лепельского района. Окончила Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, работала в Лепеле заведующей детским садом, директором, заместителем директора детского приюта, психологом государственного учреждения «Социально-педагогический центр г. Лепеля».
Работала я заведующей детским садом №3, что в микрорайоне Сельхозтехника. Группа детей была одна - разновозрастная. Родители приводили своих чад на день, мы за ними смотрели. Рабочие будни текли размеренно. Однако, где-то в январе 1999 года нас из городского отдела образования извещают, что детский сад ликвидируется, а на его хозяйственной базе будет образован детский приют.
Вкратце объяснили необходимость такой реорганизации. Мы-то поняли, что неспроста возник вопрос об изымании детей из трудных семей. А каково родителям малышей, которых придётся водить в десятки раз дальше, в городские сады? Конечно, они были не в восторге после того, как мы объявили, что детсад ликвидируется через месяц. Но, что они могли изменить?
Сада не стало. Присланная райисполкомом строительная бригада приступила к ремонту здания. Переклеивали, красили, перекрывали, подгоняли… И в срок управились.
Пока в помещении хозяйничали строители, в отделе образования комплектовали кадры. Все работники детского сада оставались работать. Но прежний штат был рассчитан на дневной уход за детьми, а предстоял круглосуточный. Соответственно требовалось больше воспитателей, их помощников, работников пищеблока, появились медики, кастелянша… Меня перевели директором приюта.
В апреле 1999 года приют был готов к приёму детей. Первыми поступили три девочки. Они своим незначительным количеством, можно сказать, поспособствовали штату адаптироваться, привыкнуть к новым обязанностям. Потом начали привозить пополнение, и приют заполнился соответственно расчетной численности - 25 воспитанников. Конечно, именно такое количество не было строгой нормой, но всегда детей было около этого. Отдел образования настолько точно определил необходимую численность детей, что две спальни практически никогда не пустовали, но и проблема переполненности не возникала.
Директорствовала я недолго. Уже с ноября того же года по собственному желанию перешла психологом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Директором стала Людмила Волченко. В 2005 году её сменила Ольга Цвирко.
Конечно, приют не детский сад. Дети поступали из асоциальных семей, в которых получили соответствующее воспитание. Попав в нормальные условия содержания, они понимали, что им здесь лучше, чем дома, но характер-то оставался сформированный в семье. Показывали его. Было, что подростки и убегали. Их искали и возвращали. Дети помладше адаптировались легче.
Вначале родители настороженно относились к временной потере детей - дело новое, непонятное. Поэтому скандалов не устраивали, назад своих чад не требовали. Это потом, когда слухи о приюте разошлись по району, такое случалось, были и угрозы, когда приезжали в семью своего воспитанника.
Для нас самих было не всё понятно в новом деле. Сотрудники приюта пребывали в некоторой растерянности, даже смятении, увидев этих детей, страшные условия их содержания в родительских домах. Ведь до создания приюта мы считали, что везде дети воспитываются в семьях как у каждого из нас, у родителей наших воспитанников. Но сделанное открытие не связало нам руки, не ввергло в уныние. Наоборот, мы зарядились решимостью помогать обездоленным детям скорее адаптироваться в детском учреждении, не потерять надежду возвратиться к родителям, если они сами того пожелают и возьмут себя в руки. Но для такого исхода нужно было упорно работать с родителями. И мы работали.
Ездили по другим районам, где уже имелся опыт содержания детей в приютах, изучали его, применяли у себя. Таким образом, постепенно освоили казавшееся вначале непонятное и трудное дело. И стали воспринимать его не таким уж непонятным и трудным. Как говорится, процесс пошёл.
Иногда приходится слышать вопрос: не жалко ли изымать ребёнка из семьи? Ну, во-первых, мы сами не забираем детей. Нам их привозят. Но, посмотрев, в каких условиях они находились дома, никакой жалости к родителям не остаётся, появляется жалость к детям и понимание, что им у нас будет гораздо лучше. И не нужно воспитательную систему считать безжалостной и жестокой. Достаточно посетить хотя бы одну асоциальную семью, чтобы в корне поменять мнение. Ведь ребёнок изымается из семьи не с удовольствием, а, наоборот, по возможности его стараются оставить с папой и мамой, если те обещают изменить образ жизни, отношение к детям. Но за основу такого решения берётся не слепая вера обещанному, а результат последующих проверок состояния быта в семье, поведения отца и матери в обществе, трудовом коллективе, быту.
Стали известны случаи, когда дети выживали за счёт воровства овощей из соседских огородов, помощи сердобольных соседей, родственников. Такое существование не что иное, как прямая угроза здоровью ребёнка. А когда отец с матерью устраивают пьяную драку, уже возникает угроза жизни детей. В таких случаях единственный исход - их изоляция от семьи.
В начале 2000 года я ушла в декрет. Возвратилась в коллектив через три года. Должности заместителя директора уже не было, и я пошла на полноценную ставку психолога. Психологическое состояние сотрудников меня воодушевило. Увидела, что они уже привыкли к новшеству, наладилась система работы, хотя её стало больше. Дети в общем и причины их появления остались прежними. Появился социальный педагог. Мы стали работать вместе. Главная цель нашей работы - помогать детям вернуться в их родные семьи. Вместе ездили по семьям изучать условия в них. Внушали родителям, что дети - самое главное и важное в жизни.
В декабре 2010 года возникла необходимость создания Государственного учреждения «Социально-педагогический центр г. Лепеля». В детском приюте не хватало производственных площадей, и мы переехали в освободившееся и отремонтированное здание хирургического отделения прекратившего существование Лепельского военного госпиталя.
Новая структура представляет собой три отделения: детский приют и два новых - психолого-педагогическое и социально правовое отделение реабилитации и методическое информационно-аналитическое отделение. Вкратце расскажу об их деятельности.
Функции отделения приюта остались прежними. Специалисты занимаются реабилитацией воспитанников, так сказать, лечат их травмированные души, чтобы не плакали, не переживали, не скучали. По-прежнему главная цель приюта - помочь воспитанникам вернуться в их родные семьи, а в случае невозможности возвращения - помочь им обрести новую семью.
Методическое информационно-аналитическое отделение занимается методической работой с социальными педагогами и педагогами-психологами школ, детьми из неблагополучных семей на местах и самими семьями, у которых не всё благополучно с воспитанием, но может наладиться, если своевременно помочь, настоять, пригрозить, уговорить…
Психолого-педагогическое и социально-правовое отделение, в котором я работаю педагогом-психологом, работает с приёмными, опекунскими семьями, детскими домами семейного типа. Также цель нашего отделения - ранняя профилактика неблагополучия. Мы проводим профилактическую работу в семьях, в которых воспитываются дети от рождения до трех лет, неорганизованные дети.
Поправилось ли общество за 15 лет существования детского приюта? Этого не заметно. Если в начале деятельности приюта родители проявляли какой-то стыд, переживали, что в деревне или же городские соседи станут судачить, как у живых отца и матери или же у одной мамы в мирное время детей отобрали, то теперь такого стыда у людей не стало. Современные родители считают себя жертвами государственной системы, которым должны во всём помогать, делать то, что у самих не получается. А что в первую очередь сами обязаны прилагать к тому усилия, не хотят понимать. И что приют сейчас заполнен в меньшей степени, чем десятилетие назад, не говорит о тенденции к оздоровлению общества. Такая ситуация свидетельствует лишь о том, что сотрудники приюта и вся воспитательная рать района стали работать лучше на местах в направлении профилактики содержания детей в семьях. Хотя такая деятельность всего сознательного общества - сельсоветов, школ, милиции, общественных организаций, трудовых коллективов, комиссий по делам несовершеннолетних - и есть свидетельство борьбы общественности за оздоровление общества.
Записано в 2014 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Сами в этом приюте больше детям души калечат нежели помогают.
Интересно, чем?
Я не желаю ни одному ребёнку попасть в приют. Но когда дети воруют зелёную картошку с соседских огородов, а мамаша в это время пьяная спит в доме таких же алкашей в конце деревни, то... В приюте хоть накормят. Потому что зимой, блин, катрошка не растёт...
Ой,только не рассказывайте сказки.А куда смотрели эти спецслужбы до того момента,когда этот ребёнок воровать картошку пошёл?Отдайте миллиарды положенные приюту нуждающимся алкашам-они и пить бросят и детей накормят и заодно всех работников приюта