Сведения о респонденте здесь.
Зима 2000-2001 годов выдалась холодная, морозы держались декабрь и январь без ослабления. С начала самого холодного времени года подготовившись к походу, мы никак не могли выйти: то мороз за 20 градусов, то снега нет. И вот, наконец, 14 февраля перед обедом Хованский Анатолий, Янчишин Мечислав, Савченко Алесь с псом Максом и я с рюкзаками вышли на лыжах от дома Савченко в направлении Святого озера. Было пасмурно, слегка подмораживало.
Дорога сквозь лес к озеру Люсинец наезжена рыболовами, потому шли быстро, было весело. Под ногами вился Макс. Вокруг стояли обсыпанные снегом сосны. За Люсинцем хорошая дорога закончилась, началась целина. Идти стало намного тяжелее, лыжи проваливались в глубокий рыхлый снег, все вспотели.
Шли гуськом, по очереди сменяя первого. Сверху закружил снежок.
Наконец слева показалось замёрзшее озеро Луконец. Росший справа в низине густой лес отзывался звучным эхом. Приостановившись и покричав для бодрости, двинули дальше.
Впереди показалась деревня. Согласно ранее разработанному маршруту это должен быть Городец. Зайдя в населённый пункт, остановили женщину. От неё узнали, что мы совсем в другой стороне - в Беседах. Повернули назад, что прибавило нашему пути лишних пару километров. Но дополнительный круг обрадовал наезженной дорогой. Через полчаса были в Городце. Спросив дорогу на Прудок, зашли в лес и стали на отдых. Разожгли костёр, приготовили чай, подкрепились, досталось и Максу. Вокруг шумели мощные ели и сосны.
И вот снова лыжи быстро скользят по утрамбованной дороге. Кое-где в густой лес вкрапляются небольшие лоскутки полей. Вдали слева промелькнули белые крыши хат деревни Селище, но мы спешим дальше. Вот и небольшой дачный посёлок Прудок. По нему протекает речка-невеличка Прудовская. Перегородившая её плотина образовывает красивое водохранилище. Зимнюю жизнь посёлка поддерживает частное деревообрабатывающее предприятие. Рядом стоит красивый современный коттедж, возможно, хозяина производства.
Зашёл в столярку, спросил дорогу на Волову Гору. Снова бухаемся по целине, но вскоре нам везёт - дорога километров в 10 длиной оказывается наезженной. Идём быстро. Везде боры. На снегу много следов лосей и диких кабанов. С неба сыплется снежок.
Устав, отдыхаем несколько минут прямо на дороге. Но засиживаться некогда - нужно до темноты дойти до Валовой Горы.
Снова вдоль дороги молодой бесконечный бор. И вот уже в сумерках показалось поле. Значит, скоро деревня.
Волова Гора вытянута вдоль Березинского канала. В конце деревни стоит дом, выделяющийся необычной архитектурой - в нём жил смотритель шлюзовой системы.
Поздоровались с женщиной. Она посочувствовала нашему бродяжничеству:
- Ай-я-я! А сыночки ж вы мои, а куда ж вы идёте, на ночь глядя, вы ж замёрзнете!
Уверив женщину, что наша хата за плечами тепла, пошли вдоль канала за деревню искать место ночлега.
Дорога совсем плохая. Кто-то проехал на санях, и по следам полозьев идти хуже, чем целиной. Вдобавок снег начал налипать на лыжи. Оттепель - наихудшая беда для лыжника.
До леса дошли, а никак не могли выбрать место ночлега. Начался обычный спор туристов, когда каждый предлагает свой вариант, считая его наилучшим. Только темень заставила нас стать среди больших елей. Закипела хорошо знакомая и размеренная работа: кто-то готовит место под палатку, кто-то разжигает костёр, кто-то рубит дрова… Чтобы было теплее спать, прямо на снег наложили лапника, затем поставили палатку. Она добротная, двухслойная, немецкая, с непромокаемым полом.
Скоро полная темень опустилась на лес. Ярко горел костёр, вокруг которого мы сидели на самодельной скамейке. Устрашающе наступали на нас стволы елей, подталкиваемые подвижными собственными тенями. Приятно было расслабиться после тяжёлого перехода, переодевшись в тёплую одежду и влезши в сухие валенки.
В котелке вкусно булькала каша. Основательно проголодавшись за день, быстро поужинали и долго около костра пили чай, разговаривали. Полезли в палатку спать только к полуночи. В шерстяных свитерах и носках забрались в спальники. Сначала хотели, чтобы и Макс спал с нами, но он постоянно топтался по ногам, поэтому пришлось выгнать его на улицу, благо мороза не было. Утомлённые напряжённым переходом, быстро уснули. Лес наполнился дружным храпом.
За ночь никто не замёрз. Встали на утренней зорьке. Вылезши из палатки, я заметил, что Макс что-то треплет под деревом. Приглядевшись, заметил под лапой у него большой кусок сыра, который он вытащил из-под полиэтилена, накрывавшего наше трапезное место. Только хозяин пса Савченко смог отобрать у ворюги сыр. Осмотрев продукты, обнаружили, что Макс сожрал половину пачки масла.
Не спеша позавтракали, собрали палатку, упаковали рюкзаки и пошли вдоль канала. Погода с утра была пасмурная, немного подмораживало, но скоро температура стала понижаться, подул ветер, стало холодно. Когда взошли на озеро Береща, светило солнце, хорошо поджимал мороз, неуютно резвился ветер. Холод пронизывал тело, поэтому пошли быстро. На противоположной стороне озера вошли в деревню Черницы. Спросив про дорогу на Стайск, пересекли автодорогу Минск - Витебск, углубились в лес. Лес в заснеженном убранстве блестел на солнце. Шли, и любовались красотой зимней природы. Вдохновились необычайным зрелищем так, что запели песни. Впереди Хованский пел русскую песню, затем Савченко затягивал беларусскую, наконец Мечислав, шедший последним, зычным голосом выводил польскую. Лес эхом отвечал на наши песнопения. Сначала дорога была наезженная, затем пошла целина, и мы достаточно запарились. В Черницах нам сказали, что до Стайска пять километров. Но уже полтора часа месим снег, а деревни не видно.
Думали, что заплутали, но упорно шли вперёд - должна же дорога куда-то вывести. Наконец слева увидели кладбище, а за ним -маленькую, в четыре хаты, деревеньку Стайск, затерявшуюся среди леса. (Когда описываю лыжный поход, она уже давно является деревней-призраком).
Отдохнув несколько минут, идём дальше. Дорога хорошая. Вскоре выходим перед деревней Велевщина на открытое, с высоким холмом, поле.
Ветер гонит под ногами снег, морозно и очень холодно. Скорее спешим в деревню.
В Велевщине навестили мать Савченко Алеся. Она ласково встретила нас. Как хорошо с холода в тёплой квартире без мокрой обуви, за горячим чаем, в ожидании беларуских клёцок!
Наевшись от пуза, дальше идти никто уже не имел ни сил, ни желания. По телефону вызвали нашего друга Пашкевича Лёню. На микроавтобусе он забрал нас в город.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |