30 июля 2016 в 23:13 — 9 лет назад

276. ШКОЛА НА КЛАДБИЩЕ. Бородич Лидия

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 2274

 Родилась в 1938 году в деревне Двор-Торонковичи Лепельского района. Работала дояркой в совхозе «Григоровичи», техничкой в Григоровичской средней школе. Живёт в Григоровичах.

 Теперь за дорогой в новый посёлок Григорович стоит разрушенное строение, а перед ним находится каменная плита с эпитафией. Каждый, кто её увидит, догадывается, что это могила. Но почти никто не знает, что эта могилка одна из множества сровненных с землёй. Историю уничтоженного кладбища знаю хорошо, поскольку в церкви, которая стояла рядом с кладбищем, служил пономарём отец моего мужа Пётр 1882 года рождения. Он и рассказывал о том месте. А уж разрушалось оно на наших глазах. Дело, значит, происходило так.

 Была в Григоровичах знаменитая церковь. На всю округу известная, поскольку сложена из кирпича. Вокруг росли огромные ели, которые ещё в войну стояли, хотя самой церкви уже не было - снесли в первые годы советской власти. Немцы из Городчевичей часто обстреливали Григоровичи из миномётов. Убили несколько женщин. Тогда партизаны отдали приказ срезать ели, чтобы не служили ориентиром наводчикам.

 На церковном дворе находилось стародавнее церковное кладбище. Может, до сих пор стояло бы культовое строение, и некрополь сохранился бы, если б не вздумалось послевоенным властям поставить на приметном взгорке школу-семилетку.

 Главную надгробную плиту бульдозером затолкали далеко в кусты, поскольку она торчала посреди школьного двора, который предназначался для стадиона. Та же участь постигла и кладбище. Когда на его месте проводили планировку, поповскую ризу вытащили из одной могилы - некрополь-то церковным был. Давал распоряжения сносить каменное надгробие и уничтожать кладбище директор строящейся школы Василь Павлович Бородич. Иногда задают вопрос: может он не знал, что на холме находится кладбище? Но это маловероятно, поскольку на могилах стояли кресты, а на надгробии до сих пор сохраняется надпись: «Здесь погребено тело священницы Пелагеи Данилевич. Умерла 15 февраля 1864 года на 70 году от рождения».

  А читать директор явно умел. И уважаемым человеком был - руку потерял на войне. А вот здравой сознательности в голове у него не было. Личную просьбу директора исполнил местный тракторист Виктор Чаплинский. Я тогда ещё не была замужем и жила за несколько километров в соседних Двор-Торонковичах, но с подругами приходила смотреть вытащенные из могил лампадки, ризу.

 То, что теперь осталось от школы, это не само здание, где проходил учебный процесс. В теперешних руинах был интернат, где жили ученики из отдалённых деревень. И когда в новом посёлке построили большую кирпичную школу, и старая семилетка переехала в неё, интернат продолжал служить по прежнему предназначению. Деревянный же учебный корпус практически висел над совремённой дорогой. От него сейчас и следа не осталось. Я там заканчивала семь классов. Кто желал получать среднее образование, продолжали ходить в Ляховичи. Я не пошла.

 Справедливость восторжествовала. Памятник возвращён на место уничтоженного кладбища. Вот только стоит он неправильно: не на своём месте и смотрит не в ту сторону.

  Прах Пелагеи Данилевич мечется где-то в стороне. Но хорошо уже то, что люди читают эпитафию и тем самым поминают попадью.

 Правда, и на своём месте каменный памятник стоял не в первоначальном положении. Был наклонён до такой степени, что дети по нему съезжали, будто с горки. И крестик железный сверху торчал. Теперь в земле оказалась часть надписи, в которой называлась Минская епархия.

 Вытащил из кустов и поставил памятник тракторист «Лепельагросервиса» Николай Тухто на «Амкадоре» года два тому назад. Руководил тогда уже не совхозом, а отделением «Григоровичи» - филиалом агросервиса - Алексей Барановский. Скорее всего, он и стал инициатором возрождения памятника. Вот только нужно было им обоим со старожилами посоветоваться. Они бы и показали, как и где конкретно должна стоять каменная плита. Я этих инициативных людей не осуждаю, хорошее дело сделали, но всё же не совсем правильно. Тем не менее, люди им благодарны.

 Мой муж однажды встретил Колю Тухто и сказал, что он неправильно поставил памятник. На это Николай Степанович ответил, что ему никто не показал. Вообще, только со второго раза отыскал глыбу в кустах и траве. Привёз песка в ковше для лучшего укрепления монолита в земле, закопал нижнюю часть и утрамбовал. Пообещал когда-нибудь при случае переставить надлежащим образом. Но, получается, что такой случай не случился.

 Непосредственно руководил восстановлением лепельский батюшка Коляда, который мог также посоветоваться с местными жителями. Обещал даже ограду впоследствии организовать, но, видимо, не очень важное дело забылось.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





31 июля 2016 в 08:49 — 9 лет назад

В деревне Григоровичи была не только кирпичная церковь, но и церковно-приходское училище. А что стало с церковью, кто её разрушил, знает кто-либо? И уважаемый человек Василь Павлович, был партизаном в бригаде Дубова, затем не только директором Григоровичской школы, но и парторгом совхоза. После войны с одной рукой старался работать не только в школе, даже печником был, имел деревообрабатывающий станок, трудяга. И судить так его... Что ж муж автора статьи не поправил надгробный камень так, как надо, а только других осуждать? И руку потерял не на войне, а в 1947 году в Литве, при ликвидации банд "лесных братьев", куда его послало советское правительство, где был ранен в руку пятью пулями при взятии литовского офицера.. Вообще, про Григоровичи хотелось бы узнать поподробнее. Несколько лет назад там закрыли школу, детей перевели в Новые Волосовичи. Хоть Валацуга писал мимоходом про Григоровичи, но как-то маловато. Почему так пьют люди? Нет церкви, работы, плохо в школе учили? Проклятие?





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ