Родилась в 1928 году в деревне Новые Волосовичи Лепельского района. Работала секретарём-машинисткой во 2-й Лепельской МТС, хлебопекарем и швеёй в Веселовском детском доме, животноводом в совхозе «Волосовичи». Живёт в Новых Волосовичах.
На берегу волосовичского водохранилища Озеро живу с 1962 года - тогда мы с мужем поставили здесь новую хату. До того обитала у дедушки от самого рождения, но тоже недалеко - под кладбищем. Дедушку называла папой, а бабушку - бабушкой, поскольку мама жила через дорожку от моей настоящей хаты. Получилось так потому, что маме нужно было выходить замуж, чтобы как-то поддерживать на плаву собственное хозяйство. Чтобы я не мешала, по согласию всех сторон деды взяли меня на воспитание. Они и свадьбу мне справили.
Жизнь деревни, изменение природы вокруг неё проходили на моих глазах. Тем более не могла я не заметить возникновение в безводной местности водохранилища, подобного настоящему небольшому озеру. Новый водоём так и назвали - Озеро. Может, это нигде и не записано, но все говорят: пойдём на Озеро, плавали по Озеру, удил в Озере… Во всяком случае иного названия водоём не имеет, ведь никто же не говорит: пойдём купаться в водохранилище…
Рождалось озеро на моих глазах. Раньше текла по заболоченному лугу небольшая речка (её величину можно и сейчас увидеть, если посмотреть на водоток, ниже сдерживающей воду плотины).
Может, когда-нибудь она и была настоящей рекой, но даже в моём детстве тогдашние старожилы говорили, что на их памяти ширина и глубина русла не менялась. Названия река не имела, все мы говорили: речка. Это сейчас в интернете отыскали дореволюционные карты, в которых возле синей извилистой нитки прописано её название: Втесвердинка. А тогда мы такого слова слыхом не слыхивали.
Так вот, в 1945 году в Новых Волосовичах организовалась 2-я Лепельская МТС (машинно-тракторная станция) для обеспечения техникой бедных многочисленных колхозов. Дело в том, что колхоз тогда представлял собственно деревню: как деревня - так колхоз. Бесплатной рабочей силы, которой не требовалась получка, тогда хватало. Но даже экономия на зарплатах работников не собирала сумму, необходимую для покупки колхозом единицы техники, тем более трактора. Единственным правильным решением проблемы была концентрация общественного фонда технических средств для последующего обслуживания колхозов. Эта задача возлагалась на МТС. В Лепельском районе их было, насколько мне известно, три - в Лепеле, Новых Волосовичах и Губино.
Естественно, населённый пункт, в котором концентрировалась техника МТС, находился в несколько привилегированном положении. Вот и решило то ли сельсоветское, то ли эмтээсовское начальство обводнить безводную большую деревню.
Три бульдозера дни напролёт сдвигали землю с окрестных возвышенностей в пойму Втесвердинки. Укрепили основание дамбы, посередине разделили её плотиной с зажатыми в бетон салазками для подвижных створок. В котловине начала набираться вода.
Процесс был долгий ввиду слабого водного потока. Естественно, ниже течение совсем исчезло. Водотока не стало. Но тревогу не били, поскольку знали, что такая ситуация временная. Так оно и случилось. Когда вода достигла запланированного уровня, излишек её начал падать с металлического водорегулятора в старое русло. Втесвердинка ожила.
Глубина водохранилища получилась полутораметровой. Это считалось большим достижением. Новые Волосовичи обрели собственное озеро. Видимо, тогда его любовно и окрестили Озером.
Шли годы. МТС укреплялась. Добавлялась техника. Начала внедряться мелиорация. В мелиоративном предприятии стало больше техники, чем в МТС. Однажды приехала она в Новые Волосовичи. Из водохранилища воду спустили, тракторы заехали на его дно и начали копать недавний подводный грунт.
Копали много и долго. Выкопали глубокую яму. Срезали бывшие берега так, чтобы новые отодвинуть намного дальше и тем самым увеличить площадь Озера. Получилось, как и было задумано. Наполненное Озеро превзошло все ожидания местных жителей: глубина посредине достигла четырёх метров, вода отвоевала у суши большие площади. Озеро значительно увеличилось.
В озере есть рыба. Считают, в достаточном количестве. Слышала от рыболовов, что плотва пришла сама по реке, а любители рыбной ловли за свои средства запустили карпа. Были, наверное, и иные пути зарыбления, поскольку Озеро сейчас заселяют многие виды рыб.
Потом чистили водохранилище несколько раз. Как только берега начинали зарастать травой, дно заиливаться, вода застаиваться и зацветать, процесс ухода за водоёмом возобновляли. Возрождённый, он вновь начинал жить по-новому и … вновь стареть и ждать очередного искусственного омоложения.
Последний раз чисткой Озера занимался директор совхоза «Волосовичи» Николай Плиговко. Было это лет 15 - 20 назад. За это время вода запортилась, поверхность покрылась зелёным пятнами, с берегов и со дна пошла в рост водная растительность. Поговаривают, что канализация из школы спускается в Озеро. А дети ведь купаются. Местных так родители не пускают, зная, что вода кишит инфекцией. А вот приезжие из Минска, Витебска всё лето бултыхаются в Озере. Да и взрослые не выдерживают в жару, лезут в озёрную прохладу. Это страшно - живая инфекция. Не знаем, куда нам обратиться, чтобы Озеро почистили. Однако не понятно, кто этим должен заниматься. Раньше организацию работ брал на себя совхоз «Волосовичи», но он давно ликвидирован.
Озеро осталось единственной достопримечательностью Новых Волосович. Все, кто бы ни приехал к нам, обязательно его посещают. Отдыхать на берег приходят как местные жители, так и гости. И вот это знаменитое место скоро превратится в болото. Нужно спасать Озеро.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, а про жизнь в военное лихолетье неужели не расспрсил? А про семью, работу и т.д.?
Да и мне было бы интересно, моя мать жила с малолетства в Волосовичах, там вышла замуж за моего отца Виктора. В 1918г. отуда они переехали на хутор Синичено, о чём я описал в "Памяти о прошлом". Нина Клундук хорошо должна помнить счастливое довоенное детство, военное лихолетье и после военную "зажиточную" колхозную жизнь. Особенно интересно узнать, может кто помнит, о создании Веселовского детдома, контенгент детей, от куда их завезли в такую глухомань? Девичья фамилия моей мамы Володько, её мама Ева до революции была единственной белошвейкой на всю деревю.
Собиратель "Лепельщины без прикрас" Владимир Шушкевич както мало придавал внимания жизни людей прошлого времени? А жаль время не воротиш, людей не подымешь! Дед-всевед.