20 авг 2016 в 22:52 — 8 лет назад

288. БОРЬБА ЗА ТРЕЗВОСТЬ В ЛЕПЕЛЬСКОМ УЕЗДЕ. Меньченя Сергей

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1864

 В 2006 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета. В 2006 - 2008 гг. работал в Институте истории Национальной академии наук Беларуси. С февраля 2009 года - старший преподаватель кафедры философии и истории белорусского государственного аграрного технического университета. Живёт в Минске.

 В 1894 году в Российской империи началась реформа, которая в истории получила название «Великая питейная реформа». Про неё известно мало. Она вводила государственную монополию на продажу спиртных напитков. Соответственно доходы от реализации алкоголя шли в доход государства - что имеем и сейчас. Одновременно проводилась политика по борьбе с пьянством - образовывались попечительства о борьбе с народной трезвостью. Одними из первых стали «трезветь» беларуские губернии. 1 июля 1897 года начали образовываться губернские комитеты по борьбе с пьянством во главе с губернатором и уездные - во главе с местными предводителями дворянства. В них входили представители практически всех служб - образования, охраны здоровья, церкви, военного ведомства, чиновники казённой, акцизной и контрольной палат. С одной стороны такой состав предоставлял комитетам большие возможности для деятельности, с другой - превращал общественные новообразования в бюрократические структуры. Чиновники, по долгу службы попавшие в них, не были заинтересованы в исполнении возложенной на них дополнительной нагрузки.

 Кроме обязательных членов комитетов в их состав входили местные попечители, избираемые обществом после получения рекомендаций полицейскими органами. Согласно сохранённым записям в документах того времени, это должны были быть лучшие люди губернии. Если таких людей не находилось, то фактически целые местности оставались без попечительств о трезвости.

 И ещё одна категория населения составляла попечительства - это члены-соревнователи, т.е. люди, которые добровольно пожелали участвовать в борьбе с пьянством. В основном это были православные священники и учителя, на третьем месте - чиновники, иногда - землевладельцы. В отличие от российских, в беларуских губерниях крестьян в составе комитетов не было.

 Лепельский уездный комитет по борьбе с трезвостью возглавил местный предводитель дворянства отставной штабс-ротмистр Владимир Савицкий. В 1906 году в состав попечительства кроме обязательных членов входили четыре члена-попечителя и 15 членов-соревнователей. Из них только семь вели активную деятельность. Остальные лишь платили годовой взнос за членство в размере пяти рублей. Женщин в комитете было мало, поскольку это не предусматривалось уставом, что в то время считалось отказом.

 Особенностью Лепельского попечительского комитета являлось активное участие в его деятельности еврейского населения. С положительной стороны можно представить деятельность заведующего Лепельского еврейского училища Мордуха Боруховича. Его участие в борьбе за трезвость можно назвать уникальным, поскольку во всех губернских документах отмечалось, что евреи к борьбе с пьянством относятся или нейтрально, или отрицательно, и даже препятствуют ей. Объясняется такая ситуация тем, что создание винной монополии привело к сокращению количество корчем, которые содержались в основном евреями. К тому же ограниченное употребление алкоголя евреями по религиозным и культурным соображениям не представляло угрозы их обществу. Поэтому, в общем, евреи не были заинтересованы в борьбе с пьянством.

 Основной деятельностью комитетов стала организация чайных. Чайная представляла питейное заведение, в которое мог зайти любой гражданин, чтобы согреться, попить чаю, почитать прессу, специально для того выписываемую. Плата за вход не бралась. Если в Могилёвской губернии насчитывалось 120 чайных, Витебской - 50, то ни в одном уезде их не так мало, как в Лепельском. Так, в средине 1899 года в Лепельском уезде было всего пять чайных - это в Лепеле, Ушачах, Улле, Бешенковичах и Коптевичах (сейчас деревня Чашникского района).

 Проблема чайных была в том, что они в основном продавали чай и не могли похвастаться наличием закуски. Порция чая стоила около пяти копеек, а бутылка водки - 50 копеек. Стоя перед выбором, сходить в корчму выпить водки и поесть или почитать газету за чашкой чаю в чайной, крестьяне отдавали предпочтение первому варианту. Свободный вход в чайную приводил к тому, что клиенты приходили лишь для того, чтобы пообщаться и почитать популярные периодические издания: газету «Губернские ведомости», журналы «Вокруг света», «Свет», «Деревня» и др. Вести себя в чайной нужно было культурно, не разрешалось играть в карты, распивать спиртные напитки, но позволялось приносить свою еду и там есть. Описан случай, когда в чайной деревни Коптевичи подростки так азартно играли в карты, что не заметили приезд комиссии.

 Ещё одной из причин непопулярности и убыточности чайных было отсутствие у комитета собственных помещений для них. Так, если в Лепеле чайная находилась в бесплатном помещении, подаренном церковью, то, например, за чайную в Чашниках комитет платил 120 рублей в год, а за чайную в Ушачах - 300 рублей. По величине арендной платы после Ушач шла только чайная в центре Витебска, за которую платили 500 рублей. Среднегодовая плата за использование помещений под чайные в Минской губернии составляла 125 рублей. Трудно было найти охочего столько платить. Такая огромная стоимость аренды привела к тому, что уже в ноябре 1899 года чайная в Ушачах была закрыта, несмотря на протест православной общины. А уже в 1904 году Лепельский уездный комитет принял уникальное постановление, следуя которому закрылись все чайные в уезде, и направил средства на организацию народных чтений и образование библиотек. Подобные действия произошли лишь в 1912 году в Люцинском и Режицком уездах Витебской губернии. В этом плане Лепельский уезд стал пионером.

 Организация народных чтений и библиотек стала ещё одним важным направлением деятельности комитета. В 1906 году в Витебской губернии было создано 109 библиотек и народных чтений с 26 тысячами абонентов, в том числе 9600 читателей было в Лепельском, 8000 - Городокском уездах. В остальных уездах книги можно было читать только на месте, что создавало определённые трудности для читателей.

 Всего в Лепельском уезде было создано пять читален с выдачей книг на руки. Основными читателями являлась ученическая молодёжь, преобладающе еврейская. Особенной популярностью пользовалась художественная литература. Так же были книги по сельскому хозяйству, охране здоровья, научно-популярные издания.

 Народные чтения служили средством занятия населения и средством пропаганды. Особенной популярностью пользовалось чтение туманных картин с помощью красного фонаря - аппарата для проекции изображений. Такие чтения посещались семьями по несколько раз. Однако основной целью посещения читален было не получение интересной информации, а желание посмотреть волшебное видение.

 В этом отношении Лепельский уезд отличился с хорошей стороны. По проведению чтений на разнообразную и, особенно, на антиалкогольную тематику, он стал лидером среди уездов нескольких соседних губерний. Однако к 1909 году чтения в основном были приостановлены. Причиной стало сокращение финансирования: поломались волшебные фонари, а без них охочих посещать читальни стало мало. И, хотя доходы от деятельности винных монополий составляли до 30 процентов российского бюджета, власти жалели денег на деятельность попечительства о народной трезвости. Вначале их деятельности губерниям выделялось в год 30 тысяч рублей. В Витебской губернии было 12 уездов. Значит, Лепельскому доставалось около двух с половиной тысяч. Из этой суммы 500 рублей шло на делопроизводство. Оклад за 1899 год делопроизводителя Лепельского комитета по трезвости составил 400 рублей. Сумма довольно значительная. Однако качество его труда проклинал и витебский губернатор в своих письмах, и последующие исследователи этого вопроса.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 2 дня назад,   за неделю: 259 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ