Продолжение 4
В конце 18 столетия Лепельщина была присоединена к Российской империи. В то время большинство местного населения (с 1596 по 1839 год) придерживалось униатского вероисповедания, когда православная церковь объединилась с римско-католической. Новое течение чутко учитывало местные национально-культурные традиции, обеспечивало сохранение своих обрядов и широкое использование в церковной службе тогдашнего беларусского языка.
При новой власти на Полоцком церковном соборе 1839 года униатская церковь была ликвидирована. Ещё раньше духовенство и верующих начали перевоплощать в православье. Многие униаты не желали молиться по новым правилам на малопонятном для них церковнославянском языке. Однако высшей и местной властью были приняты чрезвычайные меры, чтобы за короткое время привести униатов к православью. В то время в Лепельском уезде было закрыто восемь униатских храмов.
В 1830-х годах в Лепеле существовала православная церковь, но была она небольшого размера и не вмещала всех прихожан растущего уездного города. Возникла острая необходимость возведения нового храма. 31 июля 1835 года император Николай 1-й утвердил план застройки Лепеля (после крупного апрельского пожара 1833 года), на котором было указано место для нового православного собора по улице Дворянской (на бывшем бульваре, позже названном Соборной площадью, сейчас площадь Свободы).
В конце 1839 года из Санкт-Петербурга получен утверждённый план этой церкви. Из Святого Синода поступило сообщение, что на строительство этого учреждения ассигновано 64020 рублей 25 копеек от ведомства путей сообщений и синодального духовно-учебного капитала. В 1840 году провели специальные торги, на которых право на строительство собора получил помещик Себежского уезда Витебской губернии Пётр Керн.
18 апреля 1841 года прошло окончательное императорское утверждение плана местности для храма. Тогда лепельский протоирей Пароменский освятил это место.
Обычно христианские храмы ставятся в направлении запад-восток. Существующая планировка квартала, видимо, вынудила расположить здание в направлении юг-север. Начали возводить его вдоль западной стороны современной улицы Горького с выходом на площадь Свободы. На протяжении трёх лет рабочие строили святой дом из высококачественного красного кирпича, изготовленного из местного сырья на частных предприятиях Лепеля.
За ходом строительства организовали пристальный надсмотр. Созданная комиссия в составе соборного священнослужителя, старосты и управляющего Березинской водной системой инженера Тюфяева тщательно следила, чтобы выделенные средства использовались строго по назначению. В октябре 1844 года строение было осмотрено и принято специальной комиссией.
17 апреля следующего года архиепископ Василий вместе с губернским и уездным священниками торжественно освятил собор. Он был достаточно вместителен, имел форму продолговатого четырёхугольника. Сверху храм завершался одним символичным куполом в форме полушария на восьмигранном барабане, который означал, что в церкви одна голова - Иисус Христос. В передней башне, что высокой и узкой пирамидой устремлялась ввысь, располагались колокола, которые в праздничные дни призывно приглашали верующих к исполнению богослужения.
Стены собора были расчленены арочными оконными проёмами, опоясанными профилированными карнизами. Площадка вокруг культового сооружения обнесена декоративным деревянным ограждением в каменных столбах. Святой храм стал украшением города и духовной радостью для прихожан.
Внутри собора были оборудованы алтарь в честь преображения господнего, левый - во имя рождества Богородицы, правый - во имя Николая Чудотворца. Здесь располагался престол, жертвенник, ризница. Перед ними стоял иконостас, украшенный иконами, с центральными царскими вратами и двумя боковыми. Перед иконостасом на возвышенном месте были оборудованы два клироса для читающих и певчих. Слева возвышался амбон, с которого проводились проповеди.
Величественный Преображенский собор (памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму) просуществовал 100 лет и, к сожалению, был разрушен в середине 1940-х годов, уже после войны. Теперь на том месте находится магазин "Кулинария".
Записано в 2013 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Храм взорвали в 1950-х годах. Я 1946 г. р. /декабрь месяц/. Тогда был ещё ребёнком. Мы с батьком шли по площади, а рабочие от глыб и валунов от взорванного Храма отбивали ломами кирпич. Подробнее об этом я писал в коментарии к "Кикимере" Валацуги.