Сведения об авторе здесь.
Часто приходится слышать вопрос о состоянии лепельских мостов во время войны. Слушайте, рассказываю.
На Эсе у Святого озера мост назывался Пышнянский. Откуда пошло название, понятно - пропускал он через реку дорогу в сторону деревни Пышно.
С улицы Володарского на Песчанку через Эсу был проложен мост Мельничный. Название он получил от водяной мельницы, которая находилась на месте позднее построенного райпромкомбината, а теперешней базы «Промшвеймебели».
На Песчанке над 1-м Лепельским каналом находился мост Ушачский. По нему проходила дорога на Полоцк, но сначала лежало местечко Ушачи.
Река Эса, 1-й Лепельский канал и озеро Лепельское образовывали безымянный остров, существовавший издревле, поскольку канал проложили по ручью, являющемуся эсенским рукавом. В войну Мельничный и Ушачский мосты были сожжены, и жители острова с материком поддерживали связь исключительно на лодках и по льду. Благодаря этому, немцы на остров почти не наведывались. Это обстоятельство создавало на острове более спокойную жизнь, чем на материке.
Из городского парка, где прежде находился базар, был прямой проезд на мост, соединяющий два берега истока Уллы. Назывался он Ксёндзов. Понятно, что такое название он получил от того, что вблизи него находился костёл святого Казимира. Строился он одновременно с плотиной. Впереди моста стояли два ледореза. Весной интересно было наблюдать за ледоходом. С озера, подгоняемые ветром, плыли на мост огромные льдины. Наползая на ледорезы, они с треском ломались и, проплыв под мостом, двигались в сторону плотины мелким ледяным крошевом. Немцы, отступая, взорвали Ксендзов мост.
На месте теперешней ГЭС стояла плотина, напротив плотины была дамба - конец её остался ниже ГЭС, виден и сейчас.
За дамбой находился канал с двумя шлюзами.
Над рекой справа от ГЭС стоят три дома и секционный сарай. Всё это было построено в годы сооружения Березинской водной системы.
Мост ниже Ксендзова c улицы Интернациональной на улицу Витебскую построили немцы, и назывался он Новый мост. Вместе с Ксёндзовым немцами был взорван и Новый мост. После войны Ксендзов мост разобрали, а Новый сразу восстановили.
При разборке погиб рабочий горпромхоза из деревни Полсвиж. При строительстве ГЭС Новый мост разобрали и построили два понтонных. Один с улицы Пушкинской на улицу Березинскую, второй на месте Ксендзового.
Осталось еще два моста на реке Улла. Первый, новейший, (не знаю, как его назвали), начал возводиться ещё в советское время, но долго находился в замороженном состоянии. В конце концов был достроен и соединил улицы Ульянку с Березинской, что позволило улучшить транспортное сообщение между городским центром и больницей.
Последним городским считается мост через Уллу на дороге Минск - Витебск. До Отечественной войны здесь был построен деревянный подвесной мост, который сожгли наши при отступлении. Немцы его не восстанавливали. После войны наши привезли из Германии по линии контрибуции узкий железный железнодорожный мост, на котором часто были аварии, так как не могли разъехаться машины.
Первоначально он назывался Баневским. С возрастанием интенсивности движения транспорта параллельно возвели второй мост и разделили встречные направления потока машин.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Иван, может пора показать место захоронения немца возле Баневского моста поисковому батальону; может его родные узнают о том где закончился его жизненный путь?
Мартин, приехать я, наверное, не смогу не тот возраст. Время утеряно, 72 года прошло, там уже весь пейзаж изменился вряд ли я узнал бы то место. Дед-всевед.