Сведения о респонденте здесь.
Проходило мое дошкольно-школьное детство на рубеже 50-х и 60-х годов ХХ века. Как раз тогда у руля страны Советов стоял волюнтарист Никита Хрущёв. Своими воспоминаниями хочу показать не именно своё босоногое детство в лирических мазках, а на его примере донести до будущих поколений условия, в каких проходил тогда самый ностальгический период в жизни каждого человека.
Поначалу Гадивлянская начальная школа находилась в нашей хате. Все четыре класса занимались в одной комнате - Большой хате. Мы все ютились в Маленькой хатке. Я была дошкольницей, однако мне как хозяйке разрешалось тихонько сидеть за партой и слушать, что рассказывает учительница Анна Дмитриевна Мозго. Было очень интересно. Созданные школой семейные неудобства позволили мне раньше других моих сверстников начать познавать большой Мир.
Завершив учебный год 1959-1960 годов, школа переехала к соседке Надзе Прусской. Причиной, предполагаю, послужили создаваемые школой неудобства. Попросту говоря, моя бабушка Ганна Прусская выгнала учебное заведение, несмотря на какую-то денежную компенсацию и символическую зарплату школьной технички. К неудобствам нужно ещё причислить показ кино для жителей деревни раз в неделю и нерегулярные колхозные собрания.
Такая школьная ситуация сложилась не конкретно в Гадивле, а была повсеместной. После войны во всех деревнях открывались школы на дому. Постепенно возводились школьные здания. Учебный год 1960-1961 годов прошёл в Надиной хате. Там же начался и следующий, но продолжился уже в новой, с нуля построенной школе. В первый класс в 1961 году я пошла в новую школу. В ней было два отделения. Два класса занимались в тристене и два – в главном помещении. Учебный процесс проводили два учителя. Стало даже менее интересно, ведь раньше ученик слышал и усваивал всё, что учитель попеременно объяснял всем четырём классам, а теперь – только двум.
Преподавание велось исключительно на беларускай мове. Русский язык начинали изучать только во втором классе. А предмет «Руслит» появился то ли в четвёртом, то ли в пятом классе.
Возле школы был небольшой пришкольный участок в несколько соток. На нём возделывали картофель. Потом его продавали населению. На вырученные деньги приобретали сахар и заварку. Каждую большую перемену ученики пили бесплатно чай. Ни о каком питании в школе даже речи не велось.
Один год по указке сверху, последовавшей после Хрущёвского кукурузного абсурда, на пришкольном участке посадили кукурузу квадратно-гнездовым способом. Выросла большая. Применение ей помню лишь одно – среди зелёных стволов в прятки и войну хорошо было играть.
Однажды Анна Дмитриевна объявила диктант. Мы старательно записывали на отдельные листы её внятную речь. Было очень интересно, поскольку мы записывали тезисы жителя коммунистического общества. Они утверждали, что коммунизм наступит через 20 лет. В магазинах всё будет бесплатно. Но люди будут сознательные, поэтому конфетами будут не мешки наполнять, а брать ровно столько, сколько смогут съесть. И кирзовые сапоги будут менять на новые не когда промокнут, а по мере естественного износа старых. Работать мы будем на самосознание, делать, что сами захотим, а не то, что колхозный бригадир заставит под угрозой не дать коня огород запахать. После долгого обсуждения чуда дивного Анна Дмитриевна приказала забрать с собой листки с диктантом и почитать его родителям. Мы так и сделали. Но все они, непонимающие, прекрасную жизнь при коммунизме назвали брехнёй и высмеяли её и нас, верящих в хрущёвскую болтовню.
В 1961 году в моём первом классе было десять учеников, во втором – два, в третьем – пять, в четвёртом – три. Постепенно количество учеников уменьшалось. Когда закрылась школа, не помню. Опустевшее помещение занял магазин. Это было большое благо для сельчан. Но со временем и сельмаг закрыли. Когда закрылась школа, не помню. Пустующее здание занял колхозный новосёл из Украины по фамилии Черномор. Пожил недолго. Когда его не стало, строение отдали под дом учителю слободской школы, и оно было вывезено в Слободу. Сейчас место под Гадивлянской начальной школой распахано.
О школе у бывших её учеников остались приятные воспоминания. Их усиливает использование её в качестве клуба и кинотеатра.
В пятый и последующие классы мы ходили в Свядскую среднюю школу, которая находилась в центре сельсовета Слободе за четыре километра от Гадивли. Про специальные школьные автобусы тогда даже фантасты не могли нафантазировать. Однако бесплатно подъезжали на маршрутных автобусах, если совпадало их и школьное расписание.
Со временем умерло и предание, что Гадивлянская школа была построена на месте панского дома имения Алиново, принадлежащего владельцу Свядской Пущи графу Плятеру. Название сохранено на старых картах. Деревня Гадивля тогда располагалась на противоположном берегу Эсы.
Записано в 2016 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
А кукуруза всё таки расла и сейсас растёт большая и початки даёт. Сахарная свёкла и бобовые росли, тогда и теперь растут. Так что три кита Хрущёвские не надо хаить, при скармливании их коровам они должны были давать много молока. Почему не давали? Много можно говорить, но скажу кратко: система виновата. Хрущёвская оттепель было интересное время. В колхозах перешли на денежную оплату, одменили подворные налоги, ввели паспортную систему на селе. Провели пенсионную реформу, избавил от" врагов народа". Свободы дал столько , что самого выгнали.Не было такого ни до него, ни после. Дед-всевед..
А если бы, после сталина, на месте Хрущева, оказался другой человек, то возможно и теперь еще шло плановое уничтожение "врагов народа". А на заводах шумели митинги в поддержку "генеральной" линии очередного, "любимого вождя".
Возможно, Анна, и тебе после школы пришлось бы "блаженствовать" на полях и фермах за палочку (без зароботка, без прав (кроме права на труд)).
А ты говоришь "авантюрист".