Родилась в Лепеле в 1992 году. Окончила школу №1 в 2009 году. В 2012-м закончила Полоцкий педагогический колледж по специальности "Туризм и гостеприимство", получив квалификацию "Турагент. Экскурсовод". Работала в отделе спорта и туризма Лепельского райисполкома инструктором-методистом, турагентствах "Лепельтур" и "Ланатур". Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Заочно учится на 5 курсе Барановичского университета по специальности "Экономика и управление туристской индустрией". Живёт в Лепеле.
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
…Приглашаю на площадь Свободы (Соборную). Но, поскольку она прежде называлась Соборной и имела непосредственное отношение к религии, прежде напомню о времени, когда в Советском Союзе проводилась антирелигиозная политика, запрещавшая любое вероисповедание, будь то православие, католицизм, ислам или иудаизм.
До последней войны в городе жило много евреев, примерно 15% населения, а до 1930-х годов Лепель вообще называли еврейским городом, поскольку горожан-евреев насчитывалось более половины. Соответственно было много синагог. Последнюю советские власти закрыли еще в 1933-м. До нашего времени сохранилось здание синагоги по улице Володарского. Там сейчас жилой дом.
Борьба с религией была ожесточённой. Но некоторые храмы и костелы всё же уцелели. На месте магазина «Кулинария» стоял большой и красивый храм Преображения господня, построенный в 1844 году. До того в Лепеле существовала деревянная Преображенская церковь (1808), которая была уничтожена во время большого пожара 1833 года. Из воспоминаний преосвященного епископа Саввы (1868): «Оставив Бешенковичи, я оправился в уездный город Лепель, где на другой день совершил богослужение. Лепель из местечка в 1803 году обращенный в уездный город, расположен на песчаном берегу большого озера того же имени. Бедный и незначительный город. В нем всего только 2 церкви: соборная и кладбищенская. Собор каменный небольшой, но довольно благовидный».
С годами собор становился все более значимым, имел в своем подчинении несколько часовен и церквей в Лепеле и окрестностях.
К 1922 году собор был самым богатым храмом уезда. И это привлекло большой интерес властей в ходе компании по изъятию ценностей. Тогда уже наступили времена, когда Советская власть разрушала храмы, казнила священнослужителей, конфисковывала все материальные ценности. Лепель, к сожалению, это не обошло стороной. Тогда была произведена опись имущества и выделен 21 предмет для изъятия.
В 30-е годы собор закрыли, переоборудовав под хлебопекарню, продолжавшую работать и в оккупацию. В документах райисполкома за 1945 год закрытие Преображенского собора обосновывается так: «По причине неуплаты налогов. Сейчас половина собора занята под пекарню, половина пустая». При освобождении города собор был частично разрушен, но отстроен снова под хлебозавод. Когда в 1948-м открылся новый хлебозавод, собор разобрали. На его месте построили здание райпотребсоюза и магазины.
Площадь Свободы (Соборная) в народе именуют Пятачком из-за круглого сквера на ней.
Пятачок встречает скульптурой весёлого лепельчанина, олицетворяющего доброго мужичка-крестьянина в соломенной шляпе с пятикопеечной монетой времен Российской империи в руке, петухом за пазухой, поросёнком и барашком у ног.
Скульптурная композиция установлена в 2011 году на ежегодном праздновании дня города. В Лепеле существует традиция: каждый год на день города открывать новый памятник или скульптуру. Есть еще одна традиция – потереть монетку в руке Пятачка, чтобы не знать финансовых проблем. Скульптор Лев Аганов о своём творении сказал:
- Мне очень хотелось передать главное, что присуще лепельчанам да и многим беларусам: хозяйственную смекалку, доброту и юмор, уверенность в том, что настоящий хозяин никогда не пропадет, даже если и остался у него в загашнике всего один пятак.
Напротив «Пятачка» находится пивбар, а за ним офис «Лайф».
Однако не так прозаично использовались эти строения более сотни лет назад. В здании «Лайфа» еще в конце XIX века находилась тюрьма, а там, где сейчас пивбар, было здание НКВД.
Именно здесь судили «врагов народа», кулаков и прочих невинных. Было время, когда эти здания люди старались обходить стороной.
На самом Пятачке находятся могилы воинов и партизан, павших в 1944-м, а ещё - клумбы и лавочки, где всегда можно присесть отдохнуть.
С давних времён город делился на Центр, Систему, Песчанку, Плинтовку и Тупик. Центром города являлась циркулярная или круглая Соборная площадь с Пятачком посередине. Пятачок был обнесен штакетником с четырьмя (по числу улиц) проходами-вертушками. По кругу шли две дорожки со скамейками. Между штакетником и дорожками хаотично росли старые деревья: клены, вязы, липы, осины, черные тополя и много сирени. Вечерами на столбах под абажурами горели «лампочки Ильича». Здесь всегда было людно. Днем останавливались передохнуть пожилые люди, к ночи собиралась молодежь — повеселиться, ближе познакомиться друг с другом. За вертушками Пятачка начинались центральные улицы. Все они были вымощены камнем, тротуары выложены бетонными плитами. Вдоль улиц росли декоративные деревья. По вечерам горел электрический свет. Главной из центральных улиц была Пушкинская.
Протянулась она до озера с магазинами разного профиля и маленькими ресторанчиками.
Улица была переименована в Ленинскую в честь вождя мирового пролетариата. Ему установлен памятник перед Пятачком.
Рядом находится доска почета, где можно увидеть фотографии выдающихся жителей города. Различные мероприятия и митинги проходят у памятника Ленину. Его постамент выполняет функцию сцены, зрители размещаются по периметру площади.
Раньше все молодожены возлагали к Ленину цветы, но в последнее время эта традиция устарела и практически исчезла.
На месте салона-магазина «Скарбонка» до войны строился Дом Советов. Его разбомбили. В мирное время построили двухэтажное здание, где на первом этаже был гастроном, а на втором «Детский мир». После переезда последнего в новый универмаг его место заселила «Скарбонка». Она предлагает большой выбор подарков, сувениров ручной работы, картин местных художников, проводит экскурсии, мастер-классы по различным видам ремесел. Салон-магазин можно считать музеем народного творчества. Каждый турист непременно посещает его.
Рядом со «Скарбонкой» находится детская школа искусств, где начинают учёбу молодые таланты. Строилось здание в 1958 году как райком компартии. Сейчас здесь можно научиться играть на музыкальных инструментах, танцевать или обучиться актерскому мастерству, рисовать, петь или делать что-то своими руками.
Красное здание за школой искусств сдано под почту в 1902 году и до сих пор используется как узел почтовой связи.
Следующее, что мы видим на Пятачке - райисполком.
Современное красивое здание еще в 2000-х годах было заброшенным бывшим универмагом с заколоченными окнами. Местная власть тогда находилась чуть дальше по Ленинской (Пушкинской) улице.
После реконструкции заброшенного универмага оба здания соединили галереей, для чего разрушили магазин дореволюционной постройки.
Напротив старого здания райисполкома находятся магазины «Литара» и «Мясная лавка», райком Союза молодежи, расчётный центр ЖКХ. Практически ничего не изменилось на этой улице за сто с лишним лет, кроме названия и предназначения помещений.
На перекрёстке улицы Ленинской и Володарского видим старое здание, которому чуть больше ста лет. Это двухэтажный каменный дом латыша Эдуарда Филяндмужа и еврея Мойши Кабалкина (1915). Сейчас там редакция газеты с одной стороны и компьютерный клуб с другой.
Раньше в доме находились лавки вышеупомянутых торговцев, где они жили и торговали. Что стало с евреем неизвестно, а вот латыша Эдуарда в 1929 года раскулачили и выслали на север.
Немаловажную роль редакция сыграла во время войны. Здесь находилась подпольная типография, которая выпускала подпольную газету с довоенным названием «Калгасная праўда». Есть сведения, что в то время в здании проживали немцы. Позже газета стала называться “Ленінскі сцяг”, затем «Лепельскі край». Выходит во вторник и пятницу. Обо всём интересном, что происходит на Лепельщине, можно найти в районке. Есть ещё у нас популярный сайт LEPEL.BY.
Перед центральным парком установлена единственная в Беларуси скульптура одного из самых влиятельных политического деятелей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой Льва Сапеги (1557 – 1633).
На его увековечивание именно у нас имелись веские основания. Будучи подканцлером ВКЛ, Лев Сапега в 1586 году купил Лепель у витебского римско-католического костёла и стал владельцем города, расположенного на полуострове Остров в Лепельском озере. В трех километрах от Острова находилось село Белое, которое также входило во владения подканцлера. В начале XVII века, уже будучи канцлером ВКЛ, Лев Сапега по причине перенаселённости Острова перенес в Белое торговый центр, а затем построил возле него церковь и костел. Таким образом, началась история современного Лепеля.
В 1609 году Лев Сапега подарил Лепель и окрестные земли Виленскому монастырю Бернардинок. Принадлежал наш край монашеской обители вплоть до 1805 года. В 2005-м году по инициативе общественного объединения «Фонд имени Льва Сапеги» был установлен памятный знак на родине канцлера - в деревне Островно Бешенковичского района. А наш памятник традиционно открыли на праздновании Дня города в 2010 году.
Лев Сапега был крещён в православии, в юности стал униатом, а позже принял католическую веру, и похоронен в Виленском костеле Святого Михаила Архангела.
Написано в 2016 году.
СЛЕДУЕТ ОКОНЧАНИЕ.
НРАВИТСЯ 1 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Как появились названия Центр, Плинтовка, Песчанка и др.?
молодец, Мария! Интересно читать Ваши статьи. Глубокое проникновение в историю Лепеля. Есть, конечно. и неточности. Но для такой молодой и красивой простительно... Евреи селились не только после войны 1812 года, но жили и раньше. Несколько человек были главой города (градоначальниками), и синагог было больше. Всё это и у Довгялло написано. Сегодня у евреев праздник - Новый год - Рош-а-Шана. буквально "Голова года". 5777 год. Интересная цифра. Это считается от сотворения Мира. Чтобы мы были в голове, а не в хвосте! Всем сладкого года!
Ой, извиняюсь... Неточности были у Алины, а у Марии всё как-то живо написано и павдиво и фото прекрасные!