18 окт 2016 в 22:57 — 8 лет назад

348. БОМБЁЖКА ВОЕНКОМАТА. Матырко Василь

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1695

Сведения об авторе здесь.

 В краеведческом музее не так давно познакомился с пожилой женщиной - жительницей Витебска Галиной Игнатьевной Козинец. В беседе выяснилось, что Галина Игнатьевна - уроженка Лепельщины, родилась в 1937 году в деревне Надежды, что находилась на территории современного Горского сельсовета. Во второй половине 1930-х годов ее родители переехали в Городчевичи, перед самой войной построили новый дом. И вот тут начинается семейная история.  С началом войны была объявлена ​​мобилизация. Сотни военнообязанных, военнослужащих запаса, получив повестки, двинулись в военный комиссариат для отправки в воинские части. В Лепель пошел и отец Галины - Игнат Пух. В повестке значилась роковая дата - 2 июля, что и предопределило трагедию.

 В первой половине дня фашистская авиация совершила налет на Лепель, в котором, по показаниям, приведенным в книге «Память», участвовали до 15 самолетов. Одной из главных целей стал районный военный комиссариат, возле которого собрались несколько десятков человек. Они, как и Игнат Пух, пришли сюда, чтобы защищать Родину.

 Об этом случае знает много лепяльчан старшего возраста, некоторые даже выражают уверенность, что цель на месте подсказывали шпионы, засланные на нашу территорию заранее.

 Называют цифры погибших: от 30 до 40 человек. Однако на этом точная информация завершается. Официальных документов, актов, протоколов не сохранилось. Да и составлялись ли они, если уже вечером Лепель был сдан без боя, а утром в город вошли передовые части вермахта?

 Конечно, 40 погибших - большая потеря. Однако еще больший ущерб был нанесен тем, что были уничтожены картотеки, списки запасников района. Сотни мобилизованных остались без документов, их могла ожидать незавидная судьба.

 Народный белорусский писатель-фронтовик Василь Быков в своей автобиографической книге «Долгая дорога домой» описывает ситуацию, когда человек без документов приходит в воинскую часть, просит зачислить его бойцом, чтобы бить ненавистного врага, а его вместо этого отправляют в особый отдел НКВД, где потом расстреливают по подозрению в шпионаже.

 К сожалению, неизвестны имена тех 40 призывников, погибших во время бомбежки 2 июля 1941 года. Неизвестны и места их захоронений. Можно предположить, что тела некоторых забрали и похоронили их родные на своих кладбищах. Галина Игнатьевна вспоминает свою семейную историю:

 - Мама рассказывала, что отец умер не сразу, был тяжело ранен. Его и нескольких таких же бедолаг погрузили на подводу и повезли в больницу. Однако по дороге отец скончался. Похоронили его на Петровском кладбище в Лепеле. После войны мама несколько раз ходила туда, ухаживала за могилой отца. Потом я переехала в Витебск, мама умерла, а я и забыла место захоронения, поскольку была там всего несколько раз, да и то ребенком. В Лепеле жила еще одна женщина, знакомая матери, которая также ухаживала за могилой своего погибшего мужа. Она знала, где похоронен и мой отец. Опоздала к ней - женщина несколько лет назад умерла. Сейчас очень хотелось бы узнать, где лежит в земле мой отец, однако…

 Я же рад, что удалось воссоздать одно имя из тех 40 неизвестных жертв - Игнат Радионович Пух. Родился он в деревне Замошье, перед войной проживал в Городчевичах. К сожалению, в семье не сохранилось ни одного снимка, поскольку новая хата, построенная Игнатием Радионовичем, сгорела во время оккупации. Буду благодарен, если ещё кто поделится своей семейной историей, связанной с трагической датой 2 июля 1941 года.

Написано в 2016 году.

 Противоположная версия бомбёжки военкомата здесь: "Кого разбомбили в военкомате".



Метки: Матырко Василь

НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ