Родился в 1962 году в деревне Воболочье Лепельского района. Окончил физико-математический факультет Витебского педагогического института. Преподавал физику и математику в Бобровской, труд и рисование в Полсвижской средних школах Лепельского района. Был предпринимателем. Хозяин агроусадьбы «Полсвиж». Живёт в деревне Великий Полсвиж.
Вообще-то проведение ремесленных фестивалей дело не новое. В последнее время такие мероприятия получили распространение в Беларуси. Скажем, стал знаменитым на всю страну город Мастеров на «Славянском базаре» в Витебске. Но это же областной центр! А вот в райцентре Лепель, тем более в деревне, как раз подобные сборища народных мастеров со всей округи и не проводятся. Вот я и решил исправить эту несправедливость, поскольку наш край полнится одарёнными рукастыми людьми, а их вместе не собирают. Первый свой фэст (по-современному называть съезд умельцев фестивалем как-то не получается, язык не поворачивается) в 2011 году я посвятил игре на летувисском народном инструменте - дуде (волынке по-русски). Второй художественно-ремесленный фэст в 2012 году назвал «Полсвиж», поскольку проходил он в деревне Великий Полсвиж на агроусадьбе «Полсвиж» у озера Полсвиж. Столько одинаковых слов в названии праздника и месте его проведения, несомненно, потянули на участие в мероприятии не только заинтересованных лиц. Третий фэст в 2013 году нарёк «Великим Полем» - такое оно в действительности вокруг Великого Полсвижа, да и видна с него деревня Великое Поле. А через пару месяцев я уже проводил четвёртый фест, который посвятил хлебу и назвал «Богач». На его примере и хочу показать, как проходят мои фестивали. Делаю это с охотой и умыслом сохранить в народной памяти воспоминания о полезных мероприятиях - вдруг в будущем они заглохнут. Хотя, по правде говоря, останавливаться я не собираюсь.
У каждого фэста - свой сценарий. Но во многом они схожи - в основном главным сюжетом, в котором народные мастера проводят мастер-классы и предлагают свои художественные изделия в качестве сувениров и вещей для обихода. Единственное, чего не было на«Богаче» - это мастер-класса по вырезанию из бревна языческого божества. На «Полсвиже» вырезали бога-громовержца Перуна и впоследствии установили его на капище возле камня-следовика. На «Великом Поле» не успели завершить одного из главных божеств языческого пантеона Велеса. Предполагали доделать на «Богаче», но погода не позволила. Отложили до весны, чтобы потом сразу и установить на пару с Перуном.
Не примите за хвастовство, но по количеству культурных массовых мероприятий агроусадьба «Полсвиж» бьёт рекорд в районе, а, может, и в области. Конечно, отдел культуры райисполкома в счёт не берётся - он для того предназначен, и поэтому справляется сполна. А вот в частной среде была тишина, пока я не взялся за проведение фэстов в народных традициях.
Для «Богача» я подготовил новый сценарий, а новый контингент участников и гостей сам образовался. Последний значительно помолодел за счёт заинтересовавшихся культурным мероприятием школьников. Члены объединения по интересам «Нашчадкі» Слободской школы примчали в Великий Полсвиж на велосипедах. И сразу приступили зерно молоть для главного героя фэста - Хлеба. Юные фольклористки из той же школы прикатили на школьном автобусе и дружно взялись вязать миниатюрные снопы - у каждого должен остаться собственный «богач» в память о празднике.
Самую большую массовость в коллективном посещении фэста проявили девятиклассники городской третьей школы. Они не ожидали встретить здесь бывшую свою наставницу по соломоплетению Светлану Черникову. Обрадовались обе стороны и начали показывать своё мастерство.
Специально для юных гостей старожилы задействовали самовар - день погодой не блещет. Несомненно, после такой встречи, да качания на качелях школьники обязательно посетят и пятый фэст - настолько их увлекло стародавнее развлечение.
Никто не остался равнодушен к продукции лепельских мастериц Елены Шарапинской, Нины Банниковой, Светланы Черниковой, Натальи Петуховой. Неисчислимое количество сувенирной, книжной и аудио-видеопродукции доставил из Минска предприниматель Владимир Азёма.
Незримо присутствовал на празднике ещё один завсегдатай всех фэстов. Пока его видел только художник Игорь Будревич на первом фестивале. Чтобы нечаянная встреча со столь неординарным гостем не испугала неожиданностью, я предупредил о ней прикреплённой к заборе вывеске с надписью «Тут жыве беларускі Цмок».
Вот только жителей самого Великого Полсвижа было мало. Неужто их сердца настолько очерствели, что народный обычай чествования урожая им безразличен?
Мастер по выпечке хлеба из чашникской деревни Липовец Яна Гресская и лепельский художник Алесь Савченко открыли фэст. И пошло шествие восславлять урожай да благодарить содействующую ему природу.
Понравились мои фэсты фольклорному коллективу «Паўночная Сухадроўка» - второй раз приезжают в «Полсвиж» из Витебска. Суходровка - 66-километровый приток Лучёсы. Но не от речки-невелички в восторге лепельчане, а от самих девушек в национальных одёждах да их прекрасных песен и танцев.
Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Вот Яна Гресская тесто замесила, научив при том всех желающих это делать, в печь сформированную буханку на лопатке посадила. Сказала, что готов самый главный продукт человечества будет только через два с половиной часа. Вроде бы и долго ждать, но время пролетит совсем незаметно - занятий и угощений уйма.
Много заинтересованных собрала Светлана Черникова рассказом, как хлеб растёт, как злаки в поле различить. Для кого-то это проще пареной репы, а кто-то впервые слышит про злак тритикале. А ведь это гибрид, полученный от скрещивания ржи с пшеницей, широко применяется у нас.
А вокруг всё скворчит да варится. Приятно смотреть, как гости хором перловку уминают с тарелок из капустных листьев. Не подумайте, что едящие такие уж голодные. Просто за ушами у них трещит от вкуснятины - это ж не на газовой плите каша готовилась, а на живом огне. Да к тому с такой приправой, как куриные тушки.
Не успели опустошить казан с перловкой, как уже готова пшёнка с тыквой, над которой наводнением масло разлилось. Кто бы мог подумать, что три простейших компонента могут сотворить такое чудо! И что примечательно: не жди раздатчика, а сам бери черпак да накладывай себе столько, сколько пузо выдержит. Мало? Хоть десять раз сам добавку организовывай.
С аппетитом мой работник Петрович пшёншо-тыквенный деликатес наминает. Он его по праву заслужил, поскольку здесь не рядовой зевака, а главный прораб всех вспомогательных сооружений - собственными руками смастерил.
А Гресские всей семьёй в импровизированной кухне орудуют. Ян кукурузу на муку размолол, теперь просеивает. Совсем скоро Яна из неё вкуснейшие оладьи испечёт. Попробовавшие их после уже никогда не будут называть эту культуру «королевой полей» с иронией. Ну, а Арина, дочка их, видимо, руководит родителями - вокруг всё вертится, показывает да указывает, как делать нужно, будто не два годика, а все 52 ей отроду.
Любители же народных танцев устали не знают, пляшут под дуду и барабан наших музыкантов. Но мне кажется, их не столько пляски прельщают, сколько учительницы - «сухадроўкі» мастер-класс проводят.
Мне ввиду моего возраста остаётся лишь с завистью смотреть на витеблянок, поэтому пошёл я успокаиваться к Гресским. Они давно приехали в агроусадьбу, чтобы печку для выпечки хлеба сложить, да напечь его заранее. Вон это краюхи Ян отваливает да козьим молоком запивать предлагает!
От котлов с кашей вдруг все бросились к крыльцу - это столичный коллектив стародавней музыки и танцев «Літы талер» запел-заиграл. Все взялись кто слушать, кто смотреть, кто плясать.
Даже небольшой перерыв в концертной программе я использовал с пользой, чтобы гости не скучали - письменные Благодарности наиболее старательным участникам фэста роздал. Не забыл, конечно, и свою соседку наградить за огромный каравай, который она испекла, и который ввиду его огромнистости всем присутствующим откушать посчастливилось. А один из самых уважаемых участников Анатолий Хованский Благодарность получил за то, что намедни уже в потёмках чум возводил, чтобы было где от ненастья укрыться.
В нижнем левом углу Благодарностей стояла эмблема общественной компании «Зробім лепш». Благодаря её поддержке состоялся фестиваль хлеба «Багач». На фэст пожаловали сами Илья с Натальей - представители компании. Заслуженную Благодарность увезут они из Лепеля в столицу.
А ещё сотворить праздник Хлеба помог Проект международной технической помощи «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси». Это в его рамках я получил грант в 2350 евро, за которые купил звукоусиливающую аппаратуру, построил огромную беседку во дворе агроусадьбы, привёл в порядок экспонаты этнографического музея.
Вот и приблизилась хлебная эпопея к завершению - два с половиной часа, отведённые на выпечку хлеба, уже прошли. Яна достала из печи главного героя дня. Горячего его делить нельзя - испортится структура хлебной массы. А остывания гости вряд ли дождутся. Придётся отдать его кому-то целиком. Но кому? Конечно же «сухадроўкам» - наилучшему украшению сегодняшнего праздника и ненастного осеннего дня!
Буду только рад, если мой сценарий проведения фэстов «сплагиатят» другие хозяева агроусадеб. Пусть народ познаёт традиции дедов, прадедов и прапрадедов своих.
Записано в 2013 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |