Сведения об авторе смотреть здесь.
Взялся я брать интервью для альманаха «Лепельщина без прикрас» у респондентки Валентины. Начала с рассказа матери о том, что лепельский православный священник Семён Пшенко, известный как поп Сямёнька, после революции сбрасывал крест с храма на Пятачке, после был председателем Свядского сельсовета, сидел в тюрьме, в войну стал священником, священнодействовал и в мирное время. Утоп. Я отказался такой противоречивый рассказ про известную личность печатать по источнику информации типа «одна баба сказала». Тогда Валентина накопала мне столько достоверной информации не только про Сямёньку, но и про других лепельских священнослужителей, что нам обоим стало страшно. Валентина даже попросила её фамилию не указывать. Но факты очень интересны. Предлагаю документы в оригинальном тексте, без купюр и правки.
ПОП СЯМЁНЬКА
Пшенко Семен Иванович.
Год рождения 1900. День рождения 24. Месяц рождения 7. Место рождения Витебская губ., Лепельский у., с.Свяды. Протоиерей. В 1914г. окончил школу в с.Свяды
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1936г.] [1936-1943гг.] [с 1943г.]
Образование. Полоцкое духовное училище. Год окончания 1917. В 1917г. учился на 1-м курсе Полоцкого духовного училища.
Места проживания. Витебская губ., Лепельский у., с.Волосово. Год начала 1918. Год окончания 1919. В 1918–1919гг. работал переписчиком в Волосовском военкомате. Слонимская губ. (Гродненская о.), г.Лида. Год начала 1919. Год окончания 1923. В 1919–1923гг. служил в Красной армии в г.Лида. Витебская губ., Лепельский у. (Витебская о., Лепельский р.), с.Свяды. Год начала 1924. Год окончания 1935. В 1924–1927гг. — председатель Свядского сельсовета. В 1927–1932гг. — счетовод в Свядском лесничестве. В 1932–1935гг. — заместитель председателя Свядского сельсовета и работник в райфинотделе.
Аресты. Витебская о., Лепельский р., с.Свяды. Год ареста 1935.
Осуждения. ././1935. Приговор=3 года лишения свободы.
Места проживания. Сибирь. Год начала 1936. Год окончания 1941. В 1936–1941гг. проживал в Сибири и работал экспедитором в пункте заготовки зерна. Витебская о.,г.Лепель. Год начала 1941. День начала 5. Месяц начала 6. Годокончания 1943. День окончания 25. Месяц окончания 12. С 5.06.1941г. до 25.12.1943г. проживал в г.Лепеле.
Образование. Витебские трехмесячные пастырские курсы. В 1943г. окончил 3-месячные пастырские курсы в г.Витебске.
Рукоположение. Священник. 1943. День 25. Месяц 12.
Служение. Витебская о., Лепельский р., с.Старое Лядно, Вознесенская церковь.Священник. Год начала 1943. Год окончания 1951. 17.03.1948г. лишен священного сана по каноническим причинам "... как обязавшийся двумя браками". 23.04.1948г. решение о лишении сана отменено. Гомельская о., Речицкий р., с.Демехи, Троицкая церковь.Священник. Год начала 1951. День начала 4. Месяц начала 7. Год окончания 1954. Могилевская о., Шкловский р., с.Кишицы, Покровская церковь. Священник. Должность настоятель. Год начала 1954. Год окончания 1954. Витебская о., Лепельский р., с.Старое Лядно, Вознесенская церковь. Протоиерей. Должность настоятель. Год начала 1954. День начала 13. Месяц начала 5. Год окончания 1960. День окончания 5.Месяц окончания 6. Могилевская о., Быховский р., с.Глухи, Николаевскаяцерковь. Протоиерей. Должность настоятель. Год начала 1960. День начала 5. Месяц начала 8. Год окончания 1962. День окончания 17. Месяц окончания 4.
Места проживания. Витебская о.,г.Лепель. Год начала 1962. День начала 17. Месяц начала 4. Год окончания 1978. День окончания 17. Месяц окончания 5. На покое проживал в г.Лепеле.
Кончина. 1978. День 17. Месяц 5. Место Витебская о., г.Лепель. Место захоронения Витебская о., г.Лепель.
Погиб в результате несчастного случая
Публикации. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R). (c) ПСТГУ. Факультет ИПМ.
ПРОТОИРЕЙ ПАВЕЛ
Каменцев Павел Иванович (1884-1945). С 1910 служил священником в церкви с.Персченки, с 1918 - в церкви с.Спас-на-Днепре, с 1928 - в г.Смоленске, с 1930 - в г.Ельня, с 1932 – в г.Духовщина, с 1936 - в г.Смоленске, с 1939 - в г.Вязьма, с 1940 - в г.Смоленске, в 1941-1943 - в церкви с.Надва Рудненского района, в 1943-1944 - в Преображенской церкви г.Минска, в 1944 - в Параскевинской церкви г.Лепеля.
Арестован 06.09.1944 и 17.04.1945 скончался в тюрьме №1 НКВД БССР по причине старческой дряхлости.
СВЯЩЕННИК ФИЛАГРИЙ
Костко Филагрий Семенович (1886-?). В 1911-1928 служил священником в церкви д.Макаровщина.
Арестован 22.01.1930 и 9.03.1930 постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БВО приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.
СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ
Любарский Николай Петрович (1886-1930). С 1908 служил священником под г.Вильно. С 1915 - в с.Русский Брод Орловской губернии. С 1923 служил в с.Грицкевичи, с 1925 - в с.Волосовичи,
с 1928 - в с.Макаровщина, с 1929 - в церкви с.Несено Лепельского района. В 1930 проживал на хуторе Боброво Лепельского района. Арестован 24.01.1930 и 24.02.1930 постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БВО приговорен к расстрелу.
СВЯЩЕННИК ИУЛИАН
Островский Юльян Иванович (1891-1938). К 1938 служил в церкви г.Лепеля. Арестован в 1938 и 25.05.1938 постановлением комиссии НКВД приговорен к расстрелу. Расстрелян в г.Орше 15.07.1938
ПРОТОИРЕЙ МИХАИЛ
Садовский Михаил Яковлевич (1864-1921). Настоятель церкви свв. Космы и Дамиана с.Свяда Лепельского района Витебской области (ранее Минская губ., Борисовский уезд), благочинный церквей Борисовского уезда. Арестован и погиб в 1921. Погребен возле церкви с.Свяда.
СВЯЩЕННИК ИЛЛАРИОН
Христофоров Илларион Христофорович (1873-1937). С 1915 служил псаломщиком в д.Осыпо Себежского района. С 1933 - священник в Велико-Долецкой церкви Ушачского района. С 1935 - священник в церкви г.Лепель. Арестован 25.02.1937 и 25.10.1937 постановлением Особой тройки НКВД БССР приговорен к расстрелу. Расстрелян в Минске 1.11.1937.
Другой источник. Христофоров Илларион Христофорович. Родился в 1873 г., д. Короли Россонского р-на Витебской обл.; белорус; образование н/начальное; священник, Лепельская церковь. Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, Лепель, ул. Вокзальная, д. 16. Арестован 25 февраля 1937 г. Приговорен: "тройка" 25 октября 1937 г., обв.: 72, 76 УК БССР - Деятельность в составе к/р фашистской повстанческой группы. Приговор: ВМН, конфискация имущества. Расстрелян 1 ноября 1937 г. Реабилитирован 31 августа 1989 г. Прокуратура Витебской обл. Источник: Белорусский "Мемориал".
ПСАЛОМЩИК ПЕТР
Мишин Петр Николаевич (1892-?). В 1942-1944 служил псаломщиком в Покровской церкви г.Витебска, в 1944-1945 - псаломщик в Параскевинской церкви г.Лепеля. Арестован 15.09.1945 и 28.11.1945 Военным трибуналом войск НКВД Витебской области приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.
СТАРОСТА НИКОЛАЙ
Быстрицкий Николай Васильевич (1903-?). В 1941-1944 - староста Лепельской Параскевинской церкви. Арестован 12.08.1948 и 23.10.1948 Военным трибуналом войск НКВД Витебской области приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 25 лет, в заключении находился в г.Ухта (Коми). Дальнейшая судьба неизвестна.
СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ
Шпак Григорий Яковлевич (1883-?). С 1928 служил диаконом, а затем - священником. В 1930 - секретарь Полоцкого обновленческого епархиального управления. С 1932 служил священником Лепельского собора.
Арестован 22.10.1933 и 25.02.1934 постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БССР приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.
Источник: Белорусский "Мемориал". Шпак Григорий Яковлевич. Родился в 1883 г., м. Чашники Витебской обл.; белорус; образование н/среднее; священник, гор. Лепель. Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, Лепель. Арестован 22 октября 1933 г. Приговорен: "тройка" 25 февраля 1934 г., обв.: 64, 72, 76 УК БССР - а/с деятельность. Приговор: 5 лет ИТЛ. Реабилитирован 11 октября 1989 г. Прокуратура Витебской обл.
Источник: Сведения ДКНБ РК по Карагандинской обл. Шпак Григорий Яковлевич. Родился в 1883 г., Белорусская АССР, Липецкий р-н, Чашники.; белорусы; образование среднее специальное; КарЛаг. Проживал: Карагандинская обл. Карлаг НКВД. Арестован 5 сентября 1937 г. УНКВД по Карагандинской обл. Приговорен: УНКВД по Карагандинской обл. 20 ноября 1937 г., обв.: 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: ВМН Реабилитирован 28 ноября 1957 г. Карагандинский облсуд за отсутствием состава преступления
Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы действовала и в годы Великой Отечественной войны. После войны закрыта, в ней размещалась тюрьма и столовая. В настоящее время – действующая приходская церковь. HTTP://LEPEL.VITEBSK REGION.GOV.BY/RU/PARASK/
НАСЛЕДНИКИ ПОКОЙНИКОВ НОВОВОЛОСОВИЧСКОГО КЛАДБИЩА
ПИВИНСКИЕ
Пивинский Бронислав Викентьевич. Родился в 1858 г., д. Волосовичи Лепельского р-на Витебской обл.; поляк; образование начальное; столяр. Единоличное хоз-во. Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, д. Волосовичи. Арестован 5 августа 1937 г. Приговорен: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР 11 декабря 1937 г., обв.: 68 УК БССР - Шпионаж в пользу Польши. Приговор: ВМН. Расстрелян 16 января 1938 г. Место захоронения - Орша. Реабилитирован 15 сентября 1989 г. Военная прокуратура БВО.
Источник: Белорусский "Мемориал".
ПАШКЕВИЧИ
Пашкевич Федор Антонович. Родился в 1883 г., ст. Волосевичи Лепельского р-на БССР; белорус; образование н/начальное; Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, ст. Волосевичи.
Арестован 25 мая 1931 г. Приговорен: ОСО 14 декабря 1931 г., обв.: 72 УК БССР - А/с агитация. Приговор: 3 года ссылки Реабилитирован 20 ноября 1989 г. Прокуратура Витебской обл.
Источник: Белорусский "Мемориал".
Пашкевич Григорий Доминикович. Родился 14.11.1874, д. Старые Волосевичи Лепельского р-на; белорус; образование н/начальное; пом.садовода, Борисовский зеленхоз. Проживал: Минская обл., Борисовский р-н, Борисов, ул. Загородная 6. Арестован 20 сентября 1937 г. Приговорен: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР 14 декабря 1937 г., обв.: 68, 71 УК БССР - шпионаж в пользу Польши. Приговор: ВМН Расстрелян 4 января 1938 г. Место захоронения - Борисов. Реабилитирован 31 марта 1989 г. Прокуратура БССР.
Источник: Белорусский "Мемориал"
Пашкевич Михаил Васильевич. Родился в 1909 г., х. Юровка Лепельского р-на; белорус; образование н/начальное; колхозник, Колхоз им. Ворошилова. Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, хут. Юровка. Арестован 23 июля 1937 г. Приговорен: "тройка" 8 января 1938 г., обв.: 72 УК БССР - А/с агитация. Приговор: ВМН Расстрелян 6 февраля 1938 г. Реабилитирован 3 октября 1989 г.
Источник: Белорусский "Мемориал".
2017 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
что можно сказать
Интересно, на блоге Валацуги ДОБАВИТЬ сработала, а на отклике Почему так говорят, нет Дед-всевед.
Среди священников были и иудеи, служившие Всевышнему. Нашла рассказ о Иосифе Богатине, раввине, служившем в Лепеле. И фотография его жены Сони, сделанная Лепельским фотографом Фидельманом.
Статья 1999 года. Отрывок.
Более 60 лет прошло с момента ареста саратовским НКВД и последующей гибели главного раввина саратовской хоральной синагоги Иосифа Богатина, гуманиста, добрейшего человека.
Иосиф Яковлевич родился в 1881 году в городке Круглое на границе Польши с Белоруссией в семье потомственного раввина, тринадцать поколений которого посвятили себя делу духовного просвещения. В семье был один сын и три дочери. Сын по традиции должен был пойти по стопам отца. После окончания хедера, где он проявил большие успехи и неудержимое стремление к знаниям, мальчик, легко преодолев 5%-ную норму, поступил в городское училище и окончил его с отличием. Посоветовавшись с родственниками и заручившись их помощью, родители решили отправить способного юношу в ешиву города Вильно. Занимаясь в ешиве, Иосиф подолгу беседует со своими учителями и старейшими членами еврейской общины, добивается встреч с виленским раввином. Он и сам часто выступает перед прихожанами, которые полюбили этого молодого человека со светлой, открытой навстречу людям душой, всегда готового помочь им в трудных случаях.
Виленская община направила Иосифа для продолжения его религиозного образования в Варшаву, предусмотрев при этом финансовую поддержку ему. До отъезда в Польшу Иосиф решил немного отдохнуть и повидаться с родителями. У тех в то время гостил близкий друг отца раввин Залман из-под Варшавы со своей дочерью Соней. Встреча молодых людей, юноши с красивым одухотворенным лицом и девушки, воссоздающей образ библейской Эсфири, определила их судьбу. Соня Лурье также происходила из семьи потомственных раввинов, в роду ее отца насчитывалось около десяти их поколений. С соблюдением всех религиозных обрядов молодая пара вскоре стала семьей, их семейная жизнь была счастливой, но недолгой.
Испытывавший большой интерес и к светским наукам, понимая, что поступить в университет в Польше или России ему будет нелегко из-за жесткой процентной нормы, Иосиф после Варшавы решил попытать счастье в Германии. Пройдя без большого труда подготовительный курс, он с первого же раза поступает на факультет философии и теологии Берлинского университета, экстерном сдает ряд экзаменов и получает университетский диплом с отличием. Теперь он может целиком посвятить себя религиозному служению, в котором видит свое предназначение. С женой и маленьким сыном Залманом, названным в честь отца жены, Иосиф возвращается в родные места, в белорусский городок Лепель, большую часть населения которого составляли евреи. Здесь началась его активная раввинская деятельность, продолжавшаяся до 1916 года. Все это время он неустанно трудится над созданием местной религиозной общины и восстановлением синагоги. Совмещая обязанности духовного и казенного раввина, он всегда в центре еврейской жизни, всегда с людьми, и в горе, и в радости, всегда главный советчик. Его дом полон людей, у всех к нему какие-то неотложные дела, и он рад протянуть руку помощи каждому на первый же зов, готов помочь любому, в том числе материально, хотя денег у него далеко не достаточно и на нужды собственной семьи. А она, семья, постепенно увеличивается, рождаются еще два сына, Гиршл и Наум, дочь Роза. Он одинаково легко находит общий язык как с умудренным жизненным опытом стариком, так и с ребенком, у каждого после беседы с ним на лице долго сохраняется улыбка...
Слава раввина Иосифа распространяется далеко за пределы белорусского городка. Ему предлагают на выбор место главного раввина в крупных российских городах — Саратове и Астрахани. Он останавливает свой выбор на Саратове, многонациональном городе, где тогда практически не существовало организованной еврейской жизни. Трудно передать эмоциональное состояние лепельчан, узнавших о предстоящем отъезде их раввина. Люди плакали и в то же время искренне радовались его заслуженному успеху. В доме Богатиных буквально не закрывались двери, каждый старался чем-то помочь своему другу раввину, дать ему житейский совет, опасаясь, что этот великий человек оторван от реальных жизненных проблем. Кто-то, напротив, спешил посоветоваться с мудрым раввином впрок.
Незаметно подкрадывается октябрьская революция, смута охватывает большие и малые города России, и, естественно, больше всего в этих условиях, как всегда, страдает еврейский народ. Сознавая свою ответственность перед лепельскими евреями, которые в условиях наступившей неразберихи, частой смены властей, бандитских набегов нуждались в его помощи, он отказывается от переезда. Раввин делал все возможное, чтобы защитить еврейское население городка, прятал людей, доставал для них новые документы. Ему это удавалось благодаря сложившимся в "спокойные времена" добрым и деловым отношениям с главами православной и католической конфессий городка. Старожилы еще лет 15 назад рассказывали мне, его внуку, о подвигах деда по спасению евреев Лепеля от преследовавших их в тот период бед. Многие еврейские семьи с документами, добытыми раввином, по его совету покидали этот маленький городок, где скрываться от "зеленых", "синих", "белых" и других банд становилось все трудней. Старик, которому к моменту нашей встречи исполнилось лет 85-87, рассказал мне удивительную историю. Речь шла о том, как раввин Иосиф вырвал из лап смерти еврейскую семью, непонятно каким образом убедив одурманенного ядом антисемитизма офицера отпустить ее. Офицер не только откликнулся на просьбы раввина, но и долго еще с ним беседовал, а в конце поклонился ему и поцеловал руку. Велика, вероятно, была сила праведника, заложенная в его душе, если подвластными ей оказывались и злейшие враги еврейского народа.
Жена раввина Соня.
Статья из журнала "Лехаим". http://www.lechaim.ru/ARHIV/87/benk.htm
Раввин Богатин был судим тройкой при НКВД как служитель культа и осужден на 10 лет заключения без права переписки, место заключения не указывалось. В лагерях (по официальной версии) умер от инфаркта миокарда.
Более официальная информация о Иосифе Богатине.
БОГАТИН Иосиф ЯковлевичОпубликовано 07.05.2010 | Автор: И. И. Осипова| Книга: Хасиды: спасая народ свойБОГАТИН Иосиф ЯковлевичРодился в 1880 в Лепеле Витебской губ. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Раввин. С 1907 — совмещал обязанности духовного и казенного раввина в Лепеле. В семье было четверо детей: три сына — Залман, Гирцль, Наум и дочь Роза. Во время гражданской войны спас от гибели много еврейских семей: сначала прятал, позднее помогал выехать из города по подложным документам. В начале 1920-х — выехал в Саратов, где открыл в окраинном районе маленький молельный дом. Создал общественную кассу помощи нуждающимся еврейским семьям. Добился разрешения на открытие в городе синагоги, возглавил ее строительство. Занимался научными исследованиями, переправил часть научных трудов за границу — в США и Англию, где часть из них была опубликована. 29 ноября 1937 — арестован, при обыске была изъята и позднее уничтожена большая часть его трудов. 4 декабря 1937— приговорен[1] к высшей мере наказания[2]. 5 декабря 1937 — расстрелян.
Архив Управления ФСБ РФ по Саратовской области, Бенькович Б. С. 25; Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. С. 145.
А подвергались ли репресиям лепельские раввины, протестантские пасторы, муфтии во времена БССР?