Родился в 1954 году в деревне Большое Забоенье Лепельского (теперь Чашникского) района. Работал подрывником, лесником, строителем. Живёт в Лепеле.
Живу я в квартире на Плинтовке. Но у меня есть любимый уголок Лепеля, где имею летнюю резиденцию, вроде дачи. Когда-то купил старую хату примерно 1863 года постройки, за ней возвёл современный домик, а старое строение разобрал лишь лет пять назад. Место то особенное. Находится между Эсой и Георгиевским кладбищем. С одной стороны двора - выход на речную набережную, а со второй - прямо на погост. Его я хорошо изучил и пришёл к заключению, что на месте могил в средние века могла находиться крепость, вернее - укреплённый замок. А уж что здесь находился женский монастырь бернардинок, слухи до сих пор ходят среди старожилов. Я, конечно, не специалист делать подобные категорические утверждения, но найденные мной артефакты заставляют серьёзно задуматься.
Начну с самой очевидной версии, доступной взору каждого. Оборонительный ров это, опоясывающий когда-то замок.
Лепель ведь Лев Сапега перенёс с Острова в Лепельском озере в материковое село Белое. Именно здесь оно находилась. А с чего должен был начаться город в начале 17 века, когда на нашу землю чуть ли ни ежегодно врывались разъярённые полчища с востока? Разумеется, с оборонительного укрепления. Не лишена логики и версия о монастыре бернардинок, которым Лев Сапега подарил Лепель в 1609 году. Только не лепельским, а их предводительницам в Вильно.
…Старый дом я разобрал до основания. Под ним нашёл много интересных вещей, например, четыре монетки, отчеканенные в 1853 и 1855 годах. Стропила скрепляли деревянные гвозди. Покрытие крыши начиналось с соломы, её застилала дранка, а уже поверху последней крепился шифер. На чердаке лежали жерновые камни. Один из них представлял берёзовый кругляк, утыканный осколками разбитых чугунных сковород, котелков. Такие растирающие зерно поверхности обычно во время войны создавали вдовые женщины, поскольку не имели сил обрабатывать камни для жерновов. Под примитивным фундаментом находилась ещё более старая кладка из кирпича. Обычные же хаты в старину держались на природных камнях.
Однажды, проходя по давно проложенной огородной тропинке, нога вдруг легко полезла в песок. Начал втыкать в то место полутораметровый пруток - свободно проходит. А рядом - ни на сантиметр не заглубляется. Может, на том месте деревянный столб стоял да сгнил? Раскопки отложил на потом. И как-то руки не дошли, забыл об интересном явлении. Вот только сейчас во время озвучивания воспоминаний снова вспомнил. Нужно как-то обязательно заняться разведкой.
Но вернусь к замку. Каждая основательная крепость имела подземный ход. Вот и до наших дней дошли рассказы, что от кладбища подземный ход шёл к реке и под ней. Дальше он устремлялся к Спасо-Преображенскому собору 1844 года постройки, что стоял на Пятачке. Это не кто-то нафантазировал, а информация исходит из разных источников. Просто в Лепеле нет таких историков, которых бы заинтересовали древние строения. А ещё слышал от отца, что из собора другой подземный ход пролегал под улицей в тюрьму (сейчас офис телеоператора life:), которая образовывала единый комплекс с самым старым строением Лепеля - Домом присутственных мест (двухэтажка возле скульптуры Пятачка). Под землёй преступников водили к священнику на исповедь. Историю этого подземного хода отцу рассказывал дед, а тому - его дед…
Приехал как-то в Лепель мой однофамилец-москвич Крицкий навестить историческую родину перед эмиграцией в Америку. Приходился он дальним родственником моим соседям по блочной пятиэтажке Шушкевичам. Я эмигрирующего артиста водил на Георгиевское кладбище и рассказал про подземный ход. А он в ответ поведал случай из своего предвоенного детства. Однажды дожди промыли яму на Пятачке. Провал обнажил кирпичную кладку. Дети попробовали пролезть в дыру со стороны собора. Было видно, что проход дальше уже засыпали. Внутри было мокро, грязно. В темноту лезть побоялись. Договорились сделать факелы, а потом штурмовать подземный ход. Пока готовились, яма обрушилась, проём в кладке засыпало землёй, а вскорости началась война. Стало не до детских исторических исследований.
Найденные мной во дворе куски керамики археолог Марат Климов, визуально изучив их, датировал более ранним периодом, чем в летописях упомянут Лепель. Вполне возможно, что село Белое, в которое переехал островной Лепель, давно имело собственные оборонительные сооружения - место для поселения и обороны со всех сторон удобное.
Записано в 2015 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |