Сведения об авторе смотреть здесь.
Об этом белорусском городе я услышал, когда ещё учился в третьем классе своей сельской начальной школы. А было это так. В наш колхоз приехал на работу молодой агроном Петр Снопков. Специалисты с высшим сельскохозяйственным образованием тогда были редки в колхозах. А тут – выпускник академии! Теперь в нашей республике несколько академий. А тогда была одна – сельскохозяйственная академия в городке Горки. Молодой агроном, конечно же, приезжал по делам и в нашу деревню Заболотье, в Заболотскую бригаду – подразделение колхоза. А нас, десятилетних, летом «запрягали» в колхозную работу. Впрочем, это мы запрягали в брички лошадей и свозили к большим стогам высохшее и сложенное в небольшие копны сено. И вот тогда, в разговоре с нами, совсем юными колхозниками, и рассказал Петр Снопков о городе Горки Могилевский области и известной академии. А потом приехала в колхоз и специалист-животновод, зоотехник с высшим академическим образованием – Вера Чумасова. Она тоже училась в городе Горки. Так и узнавали мы о старейшем, с богатейшей историей, высшем учебном заведении нашей республики.
Белорусская государственная ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия (БГСХА) — старейшее и многопрофильное крупнейшее высшее учебное заведение аграрного направления среди стран СНГ и Европы. Об академии в Горках много интересного можно прочесть в Интернете. Но у меня свои воспоминания и впечатления об этом городе и его знаменитой академии.
В Бресте, где живу много лет, есть у меня старший товарищ – Феликс Петрович Мюндер. Так вот, он родом из города Горки. Его мама работала библиотекарем здесь, в академии, ещё до войны. 21 июня 1941 года она поехала со своим сынишкой Фелей в Минск - в Горецкой академии распределили несколько десятков билетов на спектакль известного московского театра МХАТ, гастролировавшего в Минске.
22 июня 1941 года в 12 часов в театральном зале минского Дома Красной армии (теперь Дом офицеров) начался дневной спектакль "Школа злословия". Участвовали выдающиеся актеры МХАТа Андровская, Яншин, Кторов, Массальский. После антракта на авансцену вышел военный и, сообщив о начале войны, предложил военнообязанным направиться в свои военкоматы. Цивильная публика осталась в зале, спектакль продолжился и закончился как положено.
Впрочем, приезжие из Горок тоже поспешили после антракта на вокзал, где купили билеты до Орши, а там и до Горок. И уже ночью на 23-го июня были дома.
По родине катился страшный, трагический пожар войны. Немцы в Горки пришли 12 июля, когда в городе считали, что бои еще идут в Западной Беларуси. Мать Феликса с утра пошла рыть противотанковые траншеи, а сам он, надев пионерский галстук, провожал старших ребят, которых в тот день призвали в армию.
Вернувшаяся с траншей мать сказала: что-то неладно. Их дом стоял на последней улице, и в сторону леса побежали председатель райисполкома и несколько красноармейцев. А потом появились немцы…
С Феликсом Петровичем в годы прошлые мы много путешествовали на его «Москвиче» по стране. Конечно, заезжали и в его родные Горки. Мой старший товарищ с гордостью водил меня по современному академическому городку, знакомому ему с детства. А затем открыл одну какую-то старинную калитку и сказал:
- Посмотри на эту клямку, на щеколду… Видишь, как износился металл… Так вот, я помню эту же клямку и до войны… По—моему, она здесь со времен основания академии…
Феликс Петрович Мюндер — человек с биографией, богатой событиями. В разные годы я публиковал о своем старшем товарище ряд материалов. А недавно интересные заметки из необычной жизни Феликса Петрвоича Мюндера напечатала газета «Вечерний Брест». Если интересуетесть - откройте сайт, почитайте…
В Горецкую академию приезжали мы и с моим другом, молдавским агрономом Василием Морару. Он – сотрудник молдавского научно-производственного объединения «Порумбень» (Кукуруза). Беларусские и молдавские ученые совместно много сделали в прошлом для внедрения скороспелых сортов кукурузы на зерно в нашей республике.
Василий Пантелеевич знал и его знают многие аграрии: ученые, специалисты, руководители АПК Беларуси. А в Горках молдавский агроном познакомил меня с учеными и преподавателями — своими коллегами по общим «кукурузным» делам.
И снова об академии. Мой добрый сосед по Лепелю - Олег Филиппович Лавринович. В семидесятые годы он учился в академии в Горках. Учился, видимо, очень даже хорошо. Ведь его избрали председателем студенческого профкома. Олег много рассказывал о студенческой жизни тех лет. О традиционных боевых студенческих отрядах, к созданию которых, конечно же, был вплотную причастен профком, об организации быта и отдыха студентов…
Студент и профсоюзный активист Олег Лавринович был лично знаком с многими «легендами» академии. Один из них - Демьян Романович Новиков.
Будучи разносторонним и энергичным человеком, Демьян Романович оставил значительный след в истории аграрного вуза. Но все же главным делом его жизни, его детищем была библиотека. Он стоял у истоков, когда она восстанавливалась после возвращения сельскохозяйственного института в 1919 году в Горки. Тогда ее фонд формировался из библиотек средних сельскохозяйственных заведений, из частных коллекций бывших помещичьих имений. Демьян Романович ездил по сельскохозяйственным институтам страны в поисках научной и учебной литературы по сельскому хозяйству, и к 1941 году фонд академической библиотеки составлял уже более 650 тысяч книг.
Трагичная участь постигла библиотеку академии в годы войны. Лучшая часть фонда была отобрана и отправлена в Германию, а здание библиотеки с оставшимися книгами подожжено.
Демьян Новиков, будучи офицером Советской Армии, дошел до Берлина. Там, в Германии, ему удалось напасть на след «плененных» книг, и, благодаря его усилиям, значительная часть библиотеки была возвращена.
После демобилизации все свои силы, время и даже личные средства использовал Демьян Романович для восстановления библиотеки из руин, и к ноябрю 1947 года усилиями директора, сотрудников и студентов она была восстановлена.
В честь 125-летнего юбилея академии в 1965 году директору библиотеки Новикову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Белорусской ССР.
В библиотеке БГСХА всегда бережно сохраняли и сохраняют традиции, созданные Демьяном Новиковым и его соратниками. В 1980 году на здании академической библиотеки установлена мемориальная доска в его честь. На ней рядом с барельефом Демьяна Романовича – книги и розы как отражение основных направлений его
деятельности.
56 лет в жизни библиотеки БГСХА связано с именем Демьяна Романовича Новикова.
- Культурная жизнь академии и тогда, и теперь чрезвычайно богата, - говорит бывший председатель студенческого профкома Олег Лавринович. — А сколько к нам приезжало известных на всю страну деятелей культуры! У нас прекрасный актовый зал. Со сцены пели Валерий Кучинский, Георгий Богатиков, Галина Великанова, Тамара Миансарова, Эдуард Хиль, Вадим Мулерман Юрий Антонов, Виктор Вуячич, Евгений Мартынов, ансамбль «Песняры»…
Олегу Лавриновичу довелось лично разговаривать с Вольфом Григорьевичем Мессингом, заслуженным артистом РСФСР, выступавшим с психологическими опытами «по чтению мыслей».
- Говорят, что генеральный секретарь компартии Советского Союза Никита Сергеевич Хрущев имел к Мессингу антипатию, которая началась с отказа артиста выступить на съезде КПСС с заранее приготовленной для него речью, - рассказывает Олег Лавринович. - Вольф Григорьевич предсказания о будущем России делал только в том случае, если был уверен в них. А требование Хрущева «предсказать» необходимость убрать тело Сталина из мавзолея, по мнению Мессинга, было исключительно сведением счетов.
После отказа от фиктивного выступления у Мессинга начались проблемы с гастролями. Их география изменилась, и его отправляли в маленькие поселки и деревенские клубы. Может быть, и поэтому заглянул артист в райцентр Горки.
Незабываема для Олега Филипповича и встреча с легендарным диктором Юрием Борисовичем Левитаном. Приближалась светлая дата – очередной год со дня освобождения города Горки от немецко-фашистских захватчиков. Появилась идея - чтобы в день праздника со всех громкоговорителей города звучал голос Левитана, читающего сообщение Совинформбюро об освобождении Горок.
- Тебе, Олег, немало приходилось выполнять поручений неординарных, опыт есть – выполни и это… Съезди в Москву, найди знаменитого диктора, попроси начитать сообщение, - так напутствовал студента и председателя профкома Олега Лавриновича тогдашний ректор академии и академик ВАСХНИЛ Константин Михайлович Солнцев.
От Горок до Орши – дорога знакомая. Только теперь из Орши Олег уезжал поездом не в родной Лепель, а на восток, в Москву.
В те годы Юрий Борисович Левитан приглашался на работу в особых случаях – когда надо было вести репортажи с Красной площади, читать важные сообщения ТАСС. Ежедневную работу делали рядовые дикторы радио: читали последние известия, новости на «Маяке», вели программные передачи. На Пятницкой,25 – в доме Всесоюзного радио - Юрия Борисовича в тот день не оказалось. Но сотрудники радио дали домашний адрес Левитана.
- Дверь открыл невысокий мужчина. Приветливо поздоровался. Узнал причину визита, — рассказывает Олег Лавринович. – Чтобы не слишком беспокоить известного диктора, я предложил записать текст сообщения на портативный магнитофон, что был со мной…
- Ну, что вы, - возразил Юрий Борисович. - Это будет не совсем качественная запись… Давайте сделаем так: здесь недалеко есть небольшая радиостудия. Там работают мои знакомые режиссеры и операторы. Там и запишем.
Юрий Борисович быстро оделся, и они отправились в «знакомую» ему московскую радиостудию.
Давно это было. Но с тех пор звучит в дни светлого праздника над площадями и улицами Горок голос великого диктора.
…В жизни каждого человека бывает много встреч, иные из них – незабываемые, важные, интересные. Поделитесь, читатель. Посмотрите свои семейные фотоархивы, вспомните события, имена, факты… Пришлите на наш сайт.
Это наша история.
Написано в 2017 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
БГСХА помню, здесь мне дали понять, что я сын врага народа, а дело было так: В 1952 году после поступления на первый курс агрономического факультета, на общем собрании курсаса, под зановес выступил один из даух, сидящих в президиуме НКВДистов Сказал он, что- то про бдительность, а в заключении главное, что они просмотрели все автобиографии абитуриентов и заметили скрытие репрессированных родителей. Кого это касается должны завтра же пойти в деканат и написать в автобиографии. Я вспомнил, что у меня написано: "С 1937г находился на иждивении матери." На второй день я пошёл в деканат, как было велено, но не писать,что отец арестован, а забрать документы. Обидно было до слёз, что не збудется моя мечна стать учёным агрономом.Д -ВСЕВЕД.