Сведения об авторе смотреть здесь.
Фотографии сорок лет! «1976 год, Киев, туристский поезд из Витебска», - такая пометка на обороте снимка. Тогда, рано утром, примерно триста пассажиров этого поезда в столице Украины пересели в автобусы, и экскурсоводы начали знакомить их с городом на Днепре. А снимок сделан после знакомства с Киевом, ближе к вечеру, на перроне перед дальней ночной дорогой в следующий по туристскому маршруту город. Там утром тоже подадут автобусы, и целый день заезжий люд из Беларуси будет слушать обзорные экскурсии, наведываться в музеи…
Такие турпоезда из Беларуси доходили до Уральских гор, до причерноморского Батуми, до северного Мурманска. А в это время на стоянках турпоездов в Беларуси принимали гостей из других городов и союзных республик СССР. И в экскурсионных автобусах рассказывали гостям о своем городе и своей стране.
По пять, десять, 15 и более суток продолжались путешествия в турпоезде, организованные в разных городах. Велика держава!
Сорок лет назад в огромной стране хватало вагонов, локомотивов, продуктов питания для вагонов-ресторанов, автобусов… Не хватало, как и сегодня, «мест для парковки», то есть мест для стоянки турпоездов. «Ну, где мне их на день ставить», - такие задачки решали озабоченные железнодорожники областных центров, куда летом прибывало до десяти туристских поездов в день. А что говорить про крупные города – Москву, Ленинград, столицы союзных республик?..
Профсоюзные организации часто формировали путешествующих по профессиональной принадлежности. По железным дорогам тогдашнего МПС СССР мчались от города к городу поезда рыбаков и мореходов, хлопкоробов, металлургов, шахтеров, нефтяников, учителей, студентов…
Мне посчастливилось «подрабатывать» в таких туристских поездах баянистом, экскурсоводом. Зарплата была копеечная, но это именно тот случай, когда не в деньгах счастье…
Студенческие профсоюзы на время зимних студенческих каникул тоже предлагали путевки в турпоезда вполне «по карману», а чаще и вовсе бесплатно своим студентам.
Это стоянка студенческого турпоезда где-то в Западной Украине. Были экскурсии в винные погребки Ужгорода, в замок Мукачево, большая обзорная экскурсия по Львову. Соответственно географии, помню, тогда звучала песня «Верховина, маты моя». «У трембитоньку зайграю – зайграю, запою. С моим милым родным краем размову поведу…»
А на этом снимке учителя со всех районов Витебской области.
В турпоезде путешествовали главным образом преподаватели сельских школ Ушачского, Лепельского, Докшицкого районов Витебщины. Организовал поездку учительский профсоюз. В длинных турпоездах было по три ресторана. Стоимость весьма неплохого питания входила в стоимость путевки. Как, впрочем, и автобусные экскурсии по городам на пути следования турпоезда. И дешево, и сердито.
Именно в те, семидесятые годы, поэт-шестидесятник, знаменитый Евгений Евтушенко написал проникновенные стихи, композитор Давид Тухманов сочинил музыку. Песню вдохновенно пел Муслим Магомаев. Всю ее теперь можно моментально найти и послушать в интернете. Вот строчки первого куплета:
На Арбате я свой, на Крещатике - свой,
И армянские лозы меня обнимают,
И платаны тбилисские мудрой листвой
Все, что я ни скажу, до конца понимают.
Мы - большая семья.
Будь всегда у меня,
Сердце, большое,
И на все времена
Будь большое - как страна!
Я назвал известные, легендарные имена людей искусства, создавших славную песню. Но вот неизвестным остается имя автора идеи масштабного, массового движения турпоездов по огромной стране. Эта идея, скорее всего, им же настойчиво и продвигалась в жизнь, синхронизируя работу МПС СССР, тогдашних туристских организаций страны, множества других ведомств. Благодаря такому подвижничеству миллионы людей познакомились со своей страной. Что мешает этому в СНГ? Что мешает этому в нашем союзном государстве?
Написано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |