Родился в 1942 году в деревне Вилы Лепельского района. Окончил Московский полиграфический институт. Занимал должности корреспондента, заведующего отделом партийной жизни, ответственного секретаря, заместителя редактора районной газеты «Ленінскі сцяг», впоследствии «Лепельскі край». Жил в Лепеле.
Их детство было связано с железной дорогой. Некоторое время работали на ней, теперь вот живут на Залинейной, как говорят, за «железкой». И всякий раз, преодолевая по шатким узким мосткам рельсы в два ряда, они, пусть даже на мгновение, возвращаются в то далёкое прошлое.
Мария родилась в Крошевичах, на Бегомльщине. Казимир – в Барсуках, на Лепельщине. Если по прямой брать – так это почти что через лес. Правда, тамошний лес – это чуть ли не тайга. Нет, они не знали один одного, как не знались и их родители. Однако их объединяло многое. Эти семьи работали на земле. Выращивали картошку, зерно, растили скотину. С малых лет детей приучали к труду. Были и кони. Без них в хозяйстве не обойтись по тому времени. Старательным ручным трудом было многое нажито.
Однако налетело бурное время коллективизации, началась война с кулачеством. Их семьи не были кулацкими. Скорее всего их можно было отнести к середнякам. Однако кто во время бури всё определит точно? Их семьи забрали. Набив «телятники» под «засов», их повезли из Борисова в неизвестном направлении. Стук колёс того поезда и сегодня где-то на дне сердца.
Ехали долго-долго. Ведь дорога была заказана неблизкая для них.
Там и прошло их детство, которого практически не было.
- Чтобы выжить, нужно было зарабатывать кой-какой кусок хлеба. Хотя в привычном понятии не до хлеба было. Мечтали о жмене пшеницы на плантации. Мама сказала: «Иди, дочушка, работать». Я пошла. И таких недоростков было излишне. Я понимала, что меня не возьмут в бригаду. Нужно было что-то делать. Увидела поблизости камень. Сообразила, что если стать на него, то можно враз подрасти. Так и сделала. Меня засчитали в бригаду свеклы, - вспоминает Мария.
Тем, кто работал на плантации, хоть что-то да платили. Девочка приносила заработок матери, которая также работала на заводе. Там же работала и старшая сестра, которая после выучилась на трактористку и была почти стахановкой. Всё, что зарабатывали, шло в один «котёл». Как-то перебивались с воды на мякину.
Казимир работал где-то рядом. В войну ему пришли годы идти на фронт. Однако его «забраковали» по состоянию здоровья – по зрению. Направили в так называемую трудовую армию. На одной из медных разработок добывал руду, из которой, как известно, выплавляли металл на изготовление боеприпасов. Как сам сегодня шутит Казимир Викторович, таким образом он прошёл и медные трубы.
Подрастали выселенцы на чужбине. Хотя это слово и не совсем подходит к тому времени, поскольку тогда весь большой Союз считался родиной всех. Чужбина была создана если только для репрессированных. Подрастали, становились взрослыми. А молодые годы и в неволе молодые. И пришло время им встретиться – Будревичи жили почти по соседству.
- Однажды прибегает сестра Казимира, говорит: «Пойдём к нам на вечеринку, там хлопцы из Беларуси», - ведёт свой рассказ Мария Иосифовна. - Уговорила она меня. На вечеринке и познакомились.
Потом была свадьба. Скромная, но с песнями, музыкой и, известно, со звучным требованием гостей: «Горько!»
Интересная для сегодня деталь: на свадебный вечер жених одолжил костюм у друга, а невеста одела платье своей старшей сестры.
В семейном архиве Будревичей хранится пожелтелая карточка, на которой жених и невеста. Пара худеньких, во взглядах замечается и радость, и печаль, молодожёнов.
Не баловало их детство, не баловала и молодость. Ещё шла война, нужно было выкладываться изо всех сил на победу над врагом. Они работали честно, самоотверженно. За это их, правда, потом, наградили медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»
Жизнь более весёлая и лучшая налаживалась постепенно. Но такой уж человек: его тянет на родину всегда. В 1949 году Будревичи приехали в Лепель. Почему именно в Лепель? А куда было больше? В родных деревнях у них не осталось никого и ничего. А в Лепеле были родичи, у них и остановились на первое время.
Купили сруб. Построились. Так, чтобы лишь крыша над головой.
- А где работали тогда?
- На «килбасинцы».
От себя поясню: на лесосплаве. Таскали брёвна из воды на так называемом нижнем складе, который располагался в пойме Эссы. Потом перешли на погрузку леса в вагоны. Таким образом, в их жизнь снова вошла железная дорога.
- Казимир Викторович, вас больше знают в городе как почтальона. Как попали в связь?
- В 1951 году по рекомендации ответственного человека приняли меня на узел связи. Так я стал почтальоном.
- И сколько лет разносили почту?
- 41 год.
- А Мария Иосифовна кем работала после леспромхоза?
- А пусть скажет сама.
- Лес грузили до 1953 года. Потом пришла техника. Необходимость в ручном труде отпала. С трудоустройством в Лепеле тогда было сложно. Мне повезло: приняли в больницу санитаркой. Ей и работала до выхода на пенсию.
Вместе стали считать трудовой стаж. Он у них составляет более чем сто лет. Кстати, Казимир Викторович работает и сейчас, на складе КЭЧ, а это также возле железной дороги.
Насчитали около 30 наград, поощрений, благодарностей, которыми отмечен честный труд Казимира и Марии Будревичей.
Они живут вдвоём. Тихо и в хорошем соседстве с другими горожанами. Выделяются активностью по домашнему хозяйству. Держат на тесном подворье корову, кабана, кур.
А теперь снова вернёмся в Казахстан, к их молодости.
- А когда поженились конкретно?
- В 1947 году.
- Значит, в этом году у вас золотой юбилей?
- Да. В мае исполнилось 50 лет, как живём вместе.
- Отмечали юбилей?
- Конечно.
Улыбаются оба.
Интересуюсь, что считают главным в семейной жизни Будревичи. На их взгляд, семья тогда будет прочной, когда любят один другого, прощают обиды, без которых не обходится жизнь.
- Ну и какие имеете приобретения совместной жизни?
- Вырастили двоих детей – сына и дочку, они живут в Лепеле. Сын работает мастером в управлении «Лепельмежрайгаз», дочка медсестрой в облпсихбольнице. Четверо внуков – радостные и неспокойные заботы, - сообщает бабушка.
В общем, род Будревичей продолжается.
На этом и заканчиваю рассказ про Будревичей. Известно, пожелав им долгих лет жизни.
Написано в 1997 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |