Родилась в 1917 году. Жила в деревне Кистелёво, которую в войну сожгли оккупанты в отместку за нападение на них партизан в окрестностях этой деревни. Любовь Онуфриевна - единственная сельчанка, которой удалось вырваться из поставленной на расстрел толпы. Работала в колхозе. Жила в соседней с Кистёлёво деревней Дорошково, позже переименованной в Островы.
На месте уничтоженной в войну деревни Кистелёво вместе с жителями ходит много кривотолков. Все они самые различные. Одни похожи на правду, другие совсем далеки от истины. Настоящую же правду стёрло из людской памяти время. А мемориальная доска на комплексе малых архитектурных форм в честь невинных жертв сухо информирует: «Здесь была деревня Кистелёво. 10 июня 1942 года немецкие каратели сравняли с землёй и расстреляли 30 мирных советских граждан». Этого мало, чтобы для современников и потомков воссоздать действительную картину трагедии. О том знает лишь единственный в мире человек – это я. Я единственная жительница Кистелёво, которой удалось вырваться из толпы кистелёвцев, поставленных на расстрел.
В Кистелёво жило около полсотни человек. Все носили пять фамилий: Шнитко, Спиридович, Галай, Мисник, Гайдуков.
Вот и я вышла замуж в эту деревню за Ивана Шнитко. На момент трагедии в Кистелёво находились 32 его житель. Расстреляли 30. 31-й была я, 32-м - мой трёхлетний сынишка, чудом спасшиеся. А дело было так.
Начало войны оказалось не таким страшным, как мы предполагали. Ближайший немецкий гарнизон расположился в местечке Камень, не так уж и близко от нас. Если оккупанты и останавливались на постой в более близких деревнях, так это были большие за Кистелёво населённые пункты. Нас посетили всего несколько раз и то мимолётом. Никакого вреда не принесли. Жили, можно сказать, относительно спокойно в лесной глуши. Вот эта лесная глушь и стала причиной трагедии Кистелёво.
В марте 1942 года в нашей Сосняговской пуще разместился партизанский отряд №68.
Лесная жизнь подпольных воинов, как известно, не изобиловала продуктами питаниями и бытовыми условиями. Получить их партизаны могли исключительно в близлежащих деревнях, в которых отсутствовали немцы. Удобной по расположению было Кистелёво – на поляне чащобы. Вылез из недр лесных – и в баньку отмываться. Что и делали партизаны. Заставляли кистелёвцев протапливать им бани, готовить поесть, брать на постой, отбирали продукты.
Нахальное поведение лесных воинов, конечно же, молча, сносили не все. Кто-то из крестьян втайне донёс немцам о частом нашествии партизан. Оккупанты устроили засаду на подходе к Кистелёво. Об этом знали кистелёвцы. Были среди нас и такие, кто сочувствовал «народным мстителям». Один из таких сочувствующих и сообщил партизанам, что на них началась охота.
За несколько дней до трагедии оккупационная власть мобилизовала моего Ивана вместе с конём и подводой ремонтировать дорогу Лепель – Витебск. Ремонт производился где-то под Лепелем, поэтому Иван ночевать оставался по месту работы. Именно отбываемая мужем трудовая повинность и спасла нам обоим жизнь.
Даром немецкая засада комаров кормила – предупреждённые партизаны спокойно отдыхали в Сосняговской пуще.
Сначала засаду ослабили, потом вовсе оставили в ней троих фашистов. В конце концов, гарнизонное начальство решило снять пост. 9 июня забрать постовых приехал мотоцикл. А в это время там то ли случайно оказалась партизанская группа, то ли специально была налажена контрзасада для выслеживания процесса снятия засады. Раздалась автоматная очередь. Завязалась перестрелка. Партизаны убежали. На месте засады остались лежать в крови двое убитых постовых и один раненный. Мотоциклист с помощью раненного товарища погрузил тела погибших в коляску и спокойно укатил в Камень. По дороге отдал богу душу и раненый. Естественно, в гарнизоне поднялся переполох. На следующий день в лесной чаще застрекотали моторы. В Кистелёво заявился моторизованный отряд карателей. Вооружённые фашисты всех до единого жителя согнали на выгон, затем погнали в соседнюю деревню Костинка. Заперли в сарай. Мы думали, что ночью нас сожгут. Но утром погнали назад в Кистелёво. Все до единой хаты горели. Живность не ревела – всю забрали, освобождённые от цепей собаки убежали от страшного зрелища в лес. Нас толпой поставили вдоль выкопанной длинной ямы. Про партизан даже не спрашивали, поскольку всё о них знали, только соваться в Сосняговскую пущу боялись.
Мы понимали, что расстреляют всех, поскольку не ищут конкретных сочувствующих партизанам. Цель карателей была не виновных наказать, а нашим уничтожением заставить жителей других деревень, из коих собралась целая толпа вокруг кистелёвского выгона, не давать приют визитёрам из леса.
Главный командир через переводчика зачитал приговор. В нём говорилось, что жители Кистелёво оставляли у себя на постой партизан, поставляли им продукты питания, за что будут наказаны смертью. Такая участь ожидает и жителей других деревень, если будут оказывать помощь бандитам.
Я с каким-то безразличием приготовилась умирать. Не было даже мысли каким-то образом спасти от смерти трёхлетнего сына, который цеплялся за мой подол. Происходящее вокруг казалось сном, который вот-вот закончится, и наступит обыденная жизнь среди леса.
Вдруг сквозь толпу зевак прорвалась моя мама и бросилась на колени перед командиром. Я безразлично подумала: вот и в соседней деревне Долгое знают о нашей беде, коль мама оттуда пришла. Сквозь оцепенение слышала, как мама через переводчика доказывала офицеру, что мой муж Иван служит новой власти. Может, главный каратель, подумал, что мой Иван полицай, поскольку послушно пошёл за мамой, которая за рукав тащила его ко мне. Впереди стоящие расступились. Фриц внимательно посмотрел на меня, морщась от причитаний мамы, потом коротко приказал: «Вэк!». Может, он гнал прочь плачущую маму. Однако она после резкой команды отпустила рукав мундира, схватила меня за шиворот и потащила в сторону. Я подхватила на руки сына и послушно последовала за мамой. Уже находясь в лесу, услышала длинные автоматные очереди.
Мама отвела меня к себе в Долгое. Позже от жителей этой деревни узнала, что всех кистелёвцев расстреляли и закопали. Собирать уцелевшие после пожара и оставленные оккупантами за ненадобностью вещи кистелёвцев ходили жители Костинки. Они утверждали, что земля над братской могилой ходуном ходила – в её недрах продолжали жить раненые. Только через много лет в моём сознании родился вопрос: если сразу не умершие от пуль подавали признаки жизни, почему тогда костинцы их не откопали? А может это всего лишь плод фантазии запуганных случившимся сочувствующих?
Через несколько дней после моего второго рождения примчал Иван. В связи с гибелью родной деревни его освободили от гужевой повинности. Про то, что я и сын уцелели, он уже знал. Радости нашей встречи не было предела.
А 68-й партизанский отряд в августе того же 1942 года покинул Сосняговскую пущу.
Эх, сделал бы он это в мае! Кистелёво жило бы до сего времени.
Для налаживания послевоенной жизни выбрали с Иваном рядом распложенное Дорошково.
Поставили хату на окраине, поближе к Кистелёво. От неё до нашего прежнего жилища в сожжённой деревне всего километр Сосняговской пущи. Часто ходили на милую сердцу поляну.
Теперь там курган с перечнем погибших и мемориал. Но лежащим в кургане от этого не легче.
Война, можно сказать, счастливо прошла для нашей семьи. Что не скажешь про послевоенную жизнь. Одного нашего сына в Сибири жулики убили. У второго в Лепеле вена лопнула, кровью изошёл. Единым утешением служит дочь-витеблянка Лида. Однако и она от высокого давления страдает. Потому посещает Дорошково редко – как-то раз ткнулась весной. Зато её сын, наш внук, возвратившись из армии, часто приезжает помогать деду с бабой.
Иван мой практически с кровати не встаёт, старые ноги отходили своё, 89-й год живёт на свете.
Не понимаем мы иногда действий нашей власти. С одной стороны вроде бы и хорошее делает – на месте Кистелёво мемориал поставили, в партизанском лагере землянки восстановили, что-то вроде лесного музея получилось. Но никому из жителей Дорошково и соседних деревень непонятно, зачем было Дорошково переименовывать в Островы. Мы знали, что нашу деревню в давние времена основал первопоселенец Дорошка, до сих пор его добрым словом поминаем. А какие могут быть острова среди Сосняговской пущи? Не то, что озёрных, а даже болотных островов вблизи Дорошково нет. Зачем ему прилепили бестолковое название? Чтоб красивее звучало?
Спасибо, что посетили нас в сосняговской глуши!
Записано в 1999 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Прочитал рассказ Лювбови Шнитко о тех трагических событиях. Крайне возмутили варварские действия немецко-фашистских захватчиков, которые по сути только искали повод, чтобы уничтожить одну из окрестных деревень вместе с жителями, притом, не только взрослыми людьми, но и ни в чём не виноватыми детьми. В качестве жертвы могла выступить любая из местных деревень, а не только Кистелёво. Таким же образом по сути была уничтожена 75 лет тому назад и Хатынь. Просто такая чудовищная сущность человеконенавистнической фашистской идеологии расового и национального превосходства, а партизаны отряда №68 на самом деле тут были не причём.
И здесь подвернулся этот "удачный", по мнению гитлеровцев,"повод" с гибелью нескольких фашистов в лесном массиве в окрестностях Кистелёво. Немцы и потерявшие человеческий облик их местные прихвостни-полицаи сознательно и достаточно долго, как следует из повествования Лювови Шнитко, готовили своё чудовищное преступление. Не случайно поэтому они согнали, сделали невольными свидетелями гибели Кистелёво и жителей ближайших окрестных деревень. А всё потому, что подавляющее большинство наших земляков ненавидели тогда захватчиков. Фашисты таким образом хотели запугать местное население. В ответ же гитлеровцы получили всенародную партизанскую войну, которая в конце концов смела их с нашей родной земли.
Не согласен даже с названием статьи: ну какая же это "Правда"(???) об уничтожении Кистелёво"?! Это просто изложение крайне субъективного мнения Любови Шнитко - единственной выжившей взрослой жительницы этой деревни, притом, с вызывающими большое сомнение причинами её "чудесного" спасения. Тем более, что она, судя по её рассказу, явно сочувствовала немцам и их прихвостням-полицаям в годы войны и, мягко говоря, "неодобрительно" относилась к лесным солдатам, даже промолвила их название-синоним довольно презрительно: "народные мстители" (в кавычках). И не был ли ёе Иван вообще тайным агентом гестапо, поскольку почему-то неожиданно его перед уничтожением Кистелёво всего лишь одного(???) из всей деревни "власть (???) мобилизовала вместе с конём и подводой ремонтировать дорогу Лепель-Витебск"?! Вызывают большие сомнения и слова Лювови Шнитко: "Партизаны (якобы) "заставляли"(???) кистелёвцев протапливать им бани, готовить поесть, брать на постой и (будто бы) "отбирали(???) продукты". Например, в деревне Аношки Лепельского района, где я провёл всё своё детство и школьные годы, я постоянно слышал совсем другие рассказы местных жилелей. Как они, чем только могли, помогали партизанам, в том числе делились с ними своими небольшими запасами продуктов питания, по просьбе народых мстителей пекли для них хлеб (из муки. которую им доставляли сами партизаны), выступали в качестве проводников по окрестным глухим лесным массивам и "гнилым", обширным болотам Березинского заповедника и т. д., а особенно мне запомнилось, как они много раз делились между собой впечатлениями о той большой радости, с которой встретили день освобождения от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.
P.S. И, кстати, может тоже подобный рассказ Любови Шнитко об уничтожении немецко-фашистскими захватчиками деревни Кистелёво Лепельского района вместе с её жителями, записанный в своё время на магнитофон, я прочитал в 70-е годы двадцатого столетия в республиканском журнале "Маладость" в документальной повести Алеся Адамовича " Я - з вогненнай вёскі..." И я считаю, что далеко не случайно тогда Алесь Адамович не посчитал необходимым встретиться и записать ещё и воспоминания действительно случайно оставшейся в живых жительницы второй такой же полностью уничтоженной деревни Лепельского района - Стайчевка (представленной в мемориальном комплексе Хатынь) - матери директора Лепельского КРСУП "Строитель" Леонида Петровича Хацкевича, поскольку это не вписывалось в сознательно рисуемую Алесем Адамовичем картину некой "вины" партизан за уничтоженные гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны деревни вместе с их мирными жителями - стариками, женщинами и детьми. Тем более, что жителей Стайчевки Лепельского района уничтожили просто два, вооружённых до зубов, пьяных немца и повод (вроде убитых в окрестностях гитлеровцев) им местные жители не дали, а это было обычное чудовищное, человеконенавистническое преступление немецкого фашизма, которое ярко характеризовало тогда для всего мира и характеризует сейчас для наших современников его людоедскую сущность.
Николай, если бы советский народ воевал с соотношением потерь 30 к 3 только по вине человеконенавистнической идеологии захватчиков (как считаешь ты), то ты бы сегодня писал здесь пропагандистские штампы на немецком языке и с обратной направленностью. Давно прошли времена такой примитивной риторики; ещё живы свидетели тех событий, и ещё больше слышавших и читавших про подобные преступления. Известен приказ Штаба партизанского движения о том, чтобы не воевать возле населённых пунктов с целью сберечь мирное население. Поэтому делать окончательные выводы, считая себя обладателем истины в последней инстанции, не есть хорошо, -- кто желает, тот сам определит виноватых. Похоже ты не поинтересовался и тем, как оценивает этот эпизод командование отряда? (В архиве с 1944 г. лежит отчёт о их боевой деятельности. "Зри в корень", а потом нас просвещай).
Мартин! Действительно, "ещё живы свидетели тех событий", чтобы Вы могли меня обвинять в некой "примитивной риторике", притом полностью необоснованно, не приводя при этом никаких конкретных аргументов, опровергающих мои аргументы, высказанные по обсуждаемым трагическим событиям в деревнях Кистелёво и Стайчевка Лепельского района, а ,тем более, обвинять меня в абсолютно невероятном: "ты бы сегодня писал здесь пропагандистские (???) штампы на немецком (???) языке и с обратной последовательностью".
И ничего не меняет из сказанного мною Ваше упоминание о "приказе Штаба партизанского движения, чтобы не воевать возле населённых пунктов с целью сберечь мирное население". Правильный приказ, но сложно выполнимый на практике, учитывая человеконенавистническую сущность немецко-фашистских захватчиков, которые расстреливали людей повсеместно по любому поводу, а то и без всякого повода. Гитлеровцы уничтожали целые деревни вместе с людьми, не зависимо от того, "воевали" партизаны "возле населённых пунктов" или нет, о чём ярко свидетельствует факт уничтожения жителей деревни Стайчевка Лепельского района. Не имеет принципиального значения и то,"как оценивает этот эпизод командование отряда", поскольку трудно разобраться даже сейчас, что и как тогда происходило на самом деле. Не следует забывать о том, что в городе Лепеле и Лепельском районе осталась не выявленной, не была нейтрализована в послевоенный период разветвлённая сеть гестаповской агентуры. Поэтому ещё в 70-80 - х годах двадцатого столетия Лепель сами местные жители называли "полицейским городом". Со всем этим я непосредственно столкнулся, когда в конце 70-х и начале 80-х годов работал инструктором Лепельского райисполкома и мне было поручено сдать в архив документы Лепельской партизанской бригады имени Сталина, а особенно я познакомился с разнообразной и неожиданной информацией в этом отношении, когда работал в 1981-1984 годах консультантом кабинета политпросвещения Лепельскога райкома КПБ. Например, на одну довольно высокую должность районного масштаба тогда исполнять обязанности были назначили одного человека, который, как только мог, затягивал это "исполнение обязанностей", не спешил утверждаться. И, как оказалось, на это были серьёзные причины. Был сделан соответствующий запрос в КГБ. Через некоторое время спецслужбы прислали копии многих статей за авторством этого человека, напечатанных в местной газете, выдавашейся немецкой администрацией в годы войны в Лепеле, в которых он всячески расхваливал гитлеровцев, их "новый порядок", поддерживал расстрелы и грабежи местного населения, другие акции оккупантов. И разве случайно довольно скромный памятник возле СШ №3 (на месте массовых расстрелов в годы войны партизан и подпольщиков в центре города Лепеля) удалось установить с очень большим трудом, при огромном противодействи со стороны определённых государственных структур, лишь совсем недавно - только в 2005 году, а на месте массовых расстрелов таких патриотов Отечества (несмотря на то, что имеется в областном государственном архиве акт послевоенного обследования не менее пяти больших брацких могил общей численностью 850 человек, расположенных компактно на выезде из города Лепеля в сторону Витебска, рядом с шоссе и совсем недалеко от окончания улицы Чуйкова) никакого памятника нет до сих пор?!
И ничего не меняет из сказанного мною Ваше упоминание о "приказе Штаба партизанского движения, чтобы не воевать возле населённых пунктов с целью сберечь мирное население". Правильный приказ, но сложно выполнимый на практике, учитывая человеконенавистническую сущность немецко-фашистских захватчиков////
Да причем здесь немцы. Сотне мужиков в лесу будет хоодно и голодно при любом характере оккупации. И жить, окромя как за счет загнанного в колхозное рабство голодного населения сел да деревень, им не за что.
И разве случайно довольно скромный памятник возле СШ №3 (на месте массовых расстрелов в годы войны партизан и подпольщиков в центре города Лепеля) удалось установить с очень большим трудом, при огромном противодействи со стороны определённых государственных структур, лишь совсем недавно - только в 2005 году, а на месте массовых расстрелов таких патриотов Отечества (несмотря на то, что имеется в областном государственном архиве акт послевоенного обследования не менее пяти больших брацких могил общей численностью 850 человек, расположенных компактно на выезде из города Лепеля в сторону Витебска, рядом с шоссе и совсем недалеко от окончания улицы Чуйкова) никакого памятника нет до сих пор?!////
Памятников жертвам второй мировой у нас много. Когда появятся памятники жертвам войны большевиков со своим народом?
Этот вопрос гораздо важнее.
Николай, спасибо Вам. Те, кто сейчас спорит с Вами, это есть отпрыски полицаев, которые вместе с фашистами убивали советских граждан. Их отцы и деды ненавидели страну в которой жили, и с радостью встретили немецких захватчиков, лобызали им сапоги, и дугой гнули спины. Теперь их детм и внуки, с такой же радостью мажут грязной ложью настоящую ПРАВДУ о ВОВ. И также готовы лизать господские задницы.
Мара, если ты имеешь в виду меня, то ты очень глубоко ошибаешься, ибо я отпрыск солдата РККА, который 4 года кормил вшей в окопах, и от Москвы 1941 г., через 3 госпиталя после четырёх ранений добрался до Австрии с двумя боевыми орденами и погонами ст. сержанта. Давно заметил я у тебя склонность к скоропалительным выводам и навешиванию ярлыков.
Николай, не каждому участнику событий дано увидеть сущность этих событий и передать их другим. Про войну есть книги дорогого Л.И. Брежнева и сотен других авторов, есть 1,5 страницы в школьном учебнике "История СССР", 1947 г. выпуска, а есть книги Быкова, Астафьева и других, и это 2 большие разницы. Ваш субъективный текст не основан на исследовании архивных материалов, опросе свидетелей и вводит в заблуждение читателей. Вы, похоже, получили диплом о окончании "Университета марксизма-ленинизма", а то и ВПШ, изучали и конспектировали труды классиков, и помните Ильичёво "... поменьше политической трескотни...". Вот и руководствуйтесь его гениальностью. Писать возражения по каждой Вашей фразе, нет терпения и времени, и, видимо, бесполезно, но по телефону могу высказать и помочь составить план книги и сценария документалного фильма о трагедии Кистелёво.
И что лично Вы предприняли, находясь на руководящих постах, для установки памятника на братских могилах возле шоссе?
Мартин, у меня склонность к неприятию враждебно настроенных, лживых, порочных людишек, предателей Родины.
Мара, имея счастье иметь такую склонность, было бы полезно заиметь способность определять враждебно настроенных, ...,ибо "с грязной водой можно и ребёнка выплеснуть".
Мартин, твой призыв "делать окончательные выводы рано", тут же подхватят "прогрессивно мыслящее новое поколение", воспитанное на прогрессивных веяниях закидывания дерьмом своих предков - не так жили, неправильно мыслили - и "колхозное рабство" и "война большевиков со своим народом". Увы, но, как я уже говорил недавно, сейчас побеждают Лахновские ("Вечный зов" Иванова), Анисимовы ("Судьба" Проскурина) и проч.
МАРТИН, а чего их определять, все они тута и и базируются, на Лепеь, бай. Николай правильно написал, мне ещё бабушка рассказывала, что Лепель был городом полицаев. Сами-то немецкие прихвостни наверняка ушли уже в мир иной, а потомки жаждут крови боьшевисткй. Виктор прав, Лахновские сейчас на гребне волны.
Мартин! "Писать возражения по каждой Вашей фразе нет терпения и времени" - это Вы сказали лишь потому, что у Вас отсутствуют конкретные аргументы,чтобы опровергнуть всё мною сказанное.
"Могу помочь составить план книги и сценария документального фильма о трагедии Кистелёво" - Вам явно не дают покоя "лавры" Алеся Адамовича, который, как известно, кроме многих других своих "хороших" дел, написал и рекомендацию Алексиевич для вступления её в белорусскую писательскую организацию, наверное, именно поэтому общественность нашей страны отказывается помогать в сборе средств на его музей на малой родине, и даже та жа Алексиевич выделила на это "святое" дело, "отжалела" всего несколько тысяч долларов, которые очень напоминают плату в виде "тридцати сребренников" Иуде?!
"И что лично Вы предприняли для установки памятника на братских могилах возле шоссе?" - постоянно ставил насчёт этого вопрос перед руководящими работниками района, в том числе в своей краеведческой книге "Ліхалецце і стварэнне", изданной в 2015 году в Минске, поместил отдельный рассказ под названием "Брацкая магіла". А в последнее время неоднократно обращался по этому вопросу к депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорю Мартынову, чтобы хотя бы небольшой и относительно недорогой памятник был установлен на этом месте. И, кстати, не так давно состоялась моя встреча с помощником депутата Сергеем Целуйко, который сообщил: с помощью райисполкома такой памятник в обозримом будущем всё же будет установлен.
Николай, а результат Ваших с депутатом Мартыновым и руководителями района многолетних непосильных потуг -- крест с шильдой на братской могиле, установленный теми, кого обладатели особой склонности называют потомками недобитых полицаев ?!
Мартин! Я лично участвовал в благоустройстве этой "братской могилы", уборке накопившегося в ближайших окрестностях разнообразного мусора как раз накануне установки этого "креста с шильдой", притом, вместе с теми же людьми, которые вскоре там "крест с шильдой" установили (к сожалению, по объективным причинам не смог принять участие и в самой установке), и, насколько я знаю, хотя эти очень достойные, неравнодушные люди придерживаются самых разных убеждений и взглядов, среди них нет "потомков недобитых полицаев".
Николай, установка креста, теми кого беспокоит не только "скварка и чарка", далеко не всё, что мы можем сделать. Есть Указ Президента РБ №109 от 24.03.2016 г. "Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн". Сегодня руководство района остро нуждается в проводнике, способном показать захоронения возле дороги, -- м.б. покажете им и, тем самым, посодействуете выполнению требований Указа?
По "потомкам недобитых полицаев" уточняйте у имеющих склонность выявлять их на даже на сайте.
Мартин, и даже не сомневайся, у меня чуйка на них звериная. Нет большого желания, а то бы я такого тут накопала!
Николай, в мемуарах Лобанка нет ни слова про Кистелёво. Надеюсь, Вы, без дополнительных разъяснений понимаете, что это красноречивое умолчание подтверждает неуместность и бессмысленность Ваших комментариев и подозрений.
Мартин! Неужели Вы не понимаете, что поскольку, как Вы утверждаете, даже "в мемуарах Лобанка нет ни слова про Кистелёво", это ещё одно красноречивое подтверждение уместности и правильности моих комментариев и подозрений?!
Николай, м. б. пойму, когда Вы превзойдёте по всем показателям полковника, Героя СССР, зам. предс. Совета Национальностей ВС СССР.
Мартин! К сожалению, Вы постоянно высказываетесь в полном соответствии с известной народной поговоркой: "Ему про Фому, а он - про Ерёму!"
И, кроме всего прочего, поскольку Вы ранее необоснованно обвинили меня: " Ваш субъективный текст не основан на исследованнии архивных материалов, опросе свидетелей и вводит в заблуждение читателей", хотя я, в частности, был уже перед этим сослался на акт послевоенного обследования специальной комиссией не менее пяти больших братских могил общей численностью 850 человек, расположенных компактно на выезде из города Лепеля в сторону Витебска, который хранится в областном государственном архиве, приведу примеры и "опроса свидетелей". В уже упоминавшейся моей краеведческой книге "Ліхалецце и стварэнне", изданной в Минске в 2015 году, в рассказе "Брацкая магіла" имеется следующее свидетельство Леонида Замковского, который и сейчас живёт в своём частном доме на улице Володарского в городе Лепеле, заслуженного ветерана труда, десятки лет отработавшего плотником в самой крупной строительной организации Лепеля - ПМК-75, в 1968 году удостоенного Грамоты Верховного Совета БССР, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года награждённого орденом Трудового Красного Знамени (далее цититую текст книги): "Леанід Васільевіч нарадзіўся ў 1931 годзе, у час вайны дапамагаў бацькам па гаспадарцы, у тым ліку пасвіў кароў жыхароў горада непадалёк ад месца, дзе трагічна гінулі патрыёты Айчыны. Тады тут наўкол былі палі і лугі, дзе-нідзе парослыя хмызняком. Ён упэўнена паказаў на адно з прадаўгаватых паглыбленняў у зямлі.
- Добра запомніў гэтую яму, таму што яна знаходзіцца побач з шашой, якая вядзе на Полацк і Віцебск, і размешчана ў цяперашні час, калі рухацца з правага боку ўздоўж транспартнай магістралі, на адлегласці ўсяго за трыста метраў ад невялікага крытага рынку, зладкаванага ля перакрыжавання дарог Лепель-Бораўна і Мінск-Полацк-Віцебск, - сказаў Леанід Замкоўскі. - Асабіста бачыў, як у гады нямецка-фашысцкай акупацыі 1942-1944 гадоў з мясцовай турмы сюды амаль штодзень прыкладна апоўдні прыязджала нямецкая крытая машына-варанок, якая дастаўляла аднаго-двух-чалавек. Іх гітлераўцы забівалі, а трупы скідвалі ў яму і зверху засыпалі зямлёй. З-за хлапечай цікаўнасці я неаднойчы сюды падыходзіў і заўважаў, што ў яме з неахайна насыпаных напластаванняў свежай зямлі калі-небудзь заставалася тырцэць рука ці нага, іншая частка цела загінулага чалавека".
В этой же книге "Ліхалецце і стварэнне" в рассказе "Дакументы распавядаюць" приводятся и свидетельства лепельчан о массовых расстрелах в центральной части города Лепеля, где лишь в 2005 году с большим трудом, при огромном противодействии со стороны определённых местных государственных структур, был всё же установлен довольно скромный памятник (вновь цитирую текст книги): " У кнізе "Памяць. Лепельскі раён" змешчаны ўспаміны М.В. Нарушэвіч:
- У 1941 годзе, калі немцы ўварваліся ў Лепель, з першых дзён свайго гаспадарання пачалі крывавую расправу над савецкімі грамадзянамі. Для гэтага яны ператварылі былы сад "Дынама" ў месцы масавых расстрэлаў.
Мне прышлося быць выпадковай сведкай амаль штодзённых расстрэлаў. Жывучы ў непасрэднай блізкасці ад саду "Дынама", я амаль кожную раніцу бачыла, як тут, на адлегласціі каля ста метраў ад маёй кватэры, арыштаваныя пад канвоем капалі магілы. Прыкладна ў дзве-тры гадзіны дня выводзілі з турмы людзей групамі да дваццаці чалавек, заганялі іх ударамі палак у магілу і там расстрэлівалі.
Аднойчы вялі сярод іншых старога са старой. Яны абодва былі сляпыя і ішлі, трымаючыся за рукі, яшчэ не разумеючы, куды іх вядуць. Калі яны падышлі да магілы, пачалі прасіць захаваць ім жыццё. Аднак гітлераўцы былі няўмольныя, скінулі старых у магілу, забілі іх. Пасля гэтай "працы" яны пайшлі з песнямі і жартамі.
Зімой прыводзілі на расстрэл людзей зусім босых і паўголых. Я бачыла, як у студзені 1942 года вялі шасцярых маладых патрыётаў. Яны былі басанож, у сподняй бялізне, прычым у чатырох на спіне бялізна была ў крыві, рукі звязаны ззаду. Іх паклалі ў снег тварам уніз і ў такім становішчы забілі".
В ещё одной моей краеведческой книге "Чалавек з ціхім голасам", изданной в Минске в 2016 году, помещён рассказ "На будаўнічых рыштаванях", в котором я опять привожу небольшую беседу с тем же Леонидом Замковским и, в частности, спрашиваю его о том, что запомнилось ему, например, с периода строительства СШ №3 в городе Лепеле (возведённой в послевоенный период на месте бывшего сада "Динамо") и Леонид Васильевич сказал (цитирую текст книги):
- На тэрыторыі, дзе ўзводзілася навучальная ўстанова, у Вялікую Айчынную вайну немцы і іх памагатыя расстрэльвалі партызан, падпольшчыкаў, іншых патрыётаў Айчыны, якія змагаліся супраць фашыстаў. Звычайна іх прыводзілі пад канвоем з размешчаных непадалёк будынкаў гестапа і турмы, што і цяпер захаваліся амаль у нязменным выглядзе ў самым пачатку вуліцы Максіма Горкага, што прымыкае да плошчы Свабоды. Калі рабілі катлаван пад будаўніцтва СШ №3, выконвалі іншыя земляныя работы, даводзілася цэлымі машынамі-самазваламі вывозіць адсюль косці загінулых герояў.
Николай, наблюдаю прогресс -- с Кистелёво разобрались. М.б. подскажете, почему 74 года после освобождения, захоронения возле дороги игнорируются властями, почему там нет памятника? И, Вы, не ответили на моё предложение показать это место нынешним местным руководителям, которые давно изучают архивные материалы и ищут знающего человека.
НИКОЛАЙ! Неужели Вы ещё не поняли, что как в войну, так и теперь, некоторые граждане симпатизировала фашистам. Тогда они шли в полицаи, сейчас во всё горло кричат, что не надо было сопротивляться, и никого бы не расстреливали, потому что немцы-то были хорошие, да вот советские граждане этого не понимали. А те, которые держали нос по ветру, уцелели. И изо всех сил стараются доказать, что чёрное было белым.
Мартин! Нужели Вы не понимаете, почему так с Кистелёво "разобрались" за более чем "74 года после освобождения" и почему нужно даже в очередной раз показывать "нынешним местным руководителям, которые (якобы) давно изучают архивные материалы",и будто бы при этом "ищут знающего человека", чтобы "показать это место", в то время как даже упоминавшийся Вами довольно большой "крест с шильдой" (на котором написан разъяснительный текст) находится всего лишь в пяти метрах от шоссе Минск-Витебск, и этот "крест с шильдой" они всегда прекрасно видят, когда едут, например, в Витебск в облисполком на любое совещание, и, притом, могут прочитать текст на "шильде" даже не выходя из машины (и, самое интересное, в прошлом году этот довольно прочный, новый "крест с шильдой" был грубо сломан у основания, брошен на землю и можно только "догадываться", кто это сделал, поэтому те, кто устанавливал этот "крест с шильдой", вынуждены были его поднять с земли, прислонить к ближайшему толстому дереву и в нескольких местах надёжно прикрутить толстой проволкой, чтобы не повадно было "любителям" сломать из "полицейского" города Лепеля ещё раз это сделать, надругаться над светлой памятью настоящих героев Великой Отечественной войны, которые ценой самого дорогого, что у них было - своей жизни добыли нам тогда ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ над НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ)?!
Николай, к сожалению, я с детства испытываю недостаток понимания, но появилось у меня подозрение, что, теперь узнав расположение креста враги могут его похитить. Надо бы что-то срочно предпринять.
Понятия не имею,как там было всё на самом деле,но хочу вам одно сказать. Из своего богатого опыта.Спорить о чём либо опираясь на воспоминания "свидетелей" прошедших событий и пожилых ветеранов надо...Как бы это помягче выразиться...Ну,с осторожностью,что ли. Во первых,за давностью лет они многое путают. А кое чего и вообще не знают. Например,мой тесть,прошедший всю войну (с 23.06.1941г. до Победы) так и умер считая,что ППШ это пистолт-пулемёт Шапошникова. Когда я первый раз от него это услышал,то непреминул поправить-мол,не Шапошникова,а Шпагина. И что? Тесть разъярился-"Да я с ним четыре года в обнимку,а ты ещё споришь!!!" Я извинился и больше никогда не спорил. А помнишь,Мартин,как на фотографии якобы 1944-го года был военнослужащий с петлицами? Вот так бывает,к сожалению...
Теперь таких мужчин, какими были ветераны нет, остались такие как вы - нытики, бесхребетники и приспособленцы. Не дай Бог война, на то что Родину, семью не защитите.
Мартин! Конечно, "враги могут его (крест) похитить", но это совсем не беда. Как я уже отмечал, мне помощником депутата Палаты представителей НС Республики Беларусь Сергеем Целуйко было сообщено: с помощью райисполкома памятник на этом месте в обозримом будущем всё же будет установлен. И даже если "враги похитят" потом и памятник, останутся пять братских могил с общей численностью захороненых 850 человек. Но даже и в случае, если останки сотен настоящих героев нашего Отечества варварским способом вывезут на машинах-самосвалах на городскую свалку в районе деревни Жерствяники (как это сделали в своё время по указанию местных руководителей -"недобитых полицаев",а также "недобитых" агентов гестапо и их потомков с мест братских захоронений в бывшем саду "Динамо" в центральной части города Лепеля, а на этом месте с огромным удовольствием, удовлетворением и большой радостью построили СШ №3), останется ещё акт государственной комиссии, которая обследовала эти пять братских могил в послевоенный период, что сохраняется в областном государственном архиве в Витебске. Однако даже если произойдёт почти невероятное - будет уворован из областного государственного архива и уничтожен этот государственный акт, его копия напечатана в книге "Память. Лепельский район", изданной многотысячным тиражом в издательстве "Беларусь" в Минске в конце 90-х годов дваццатого столетия, которая уже реализована людям и все экземпляры ни при каких обстоятельствах не удастся изъять и сжечь (кто-то всё равно их сможет сохранить у себя), как это, например, делали с книгами в гитлеровской Германии, потому что наши славные предки позаботисьсь, кроме всего прочего, чтобы этой фашистской Германии настал тогда полный "кердык". И далеко не случайно поётся в весьма известной, очень ранее популярной эстрадной песне из кинофильма "Белорусский вокзал": " А нам нужна всего одна ПОБЕДА, одна на ВСЕХ, мы за ЦЕНОЙ не постоим..." Неужели не понятно: лишь потому, что наши отцы, деды и прадеды НИКОГДА не стояли за ЦЕНОЙ на поле боя (как Вы,Мартин, отмечали, не боялись "воевать с соотношением потерь 30 к 3", а то и больше, они ВСЕГДА одерживали ПОБЕДЫ на поле брани, в том числе добыли нам ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ над НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ, и именно ПОЭТОМ все мы сейчас живём в мирной стране, суверенном, независимом государстве Республика Беларусь.
P.S. Кстати, сейчас идут боевые действия между Украиной( с одной стороны) и ДНР-ЛНР (с другой), в ходе которых пока погибло ВСЕГО 10 тысяч человек ( несмотря на эти относительно НЕБОЛЬШИЕ людские потери, почему-то с обоих сторон вооружённого конфликта доносится ВСЕЛЕНСКИЙ плач по будто бы "ОГРОМНЫХ" потерях). Неужели не понятно участникам этих боевых действий, что пока на "АЛТАРЬ ПОБЕДЫ" одна из сторон не положит НАМНОГО большую ЖЕРТВУ прежде всего ЛЮДСКИХ потерь, ей, как говорят в таких случаях в народе: "НЕ видать ПОБЕДЫ как СВОИХ УШЕЙ!" ?!
Правда в том что около дороги там где крест казни ,расстрелы все эти зверства проводили российские националисты РОНА. Российская освободительная национальна армия. Была такая. А Каминский руководитель этого сброда в свое время работал на НКВД. Так вот когда каминцы или арловцы или 29 гренадерская дивизия СС стояла на Лепельщине ,то они провели мобилизацию , естественно принудительную. Тогда перед Лепельчанами встал вопрос либо в полицаи ,либо в лес в Партизаны, третьего варианта не было. Вот почему Лепель обзывали палицай град. Да к стати у меня есть архивные документы на то кто там расстреляли , это действительно партизаны ,подпольщики и их семьи. Желающим их увидеть или получить ,обращайтесь. Очень много информации можно узнать и в нашем местном музее у руководства. Это они распутали преступления и казни на том месте около третьей школы . А теперь представьте такую надпись на памятнике. Павшим в борьбе с российскими националистами. или фашистами. Вот так вот. Много информации есть и в интернете.
Просто, если Вы родились в Лепеле, должны прекрасно знать историю не по музейным экспонатам, а по рассказам очевидцев. Первые жертвы на территории современной СШ №3 это советские военнопленные, которых там содержали в 41-м за колючей проволокой, потом были еврей, а уже потом партизаны и подпольщики. Далее, если Вы исследуете низину у Синего болота, то найдёте ямы как бы раскопаные(причём много и рядом друг с другом. Так что большой вопрос есть ли там на сегодня останки. Поисковики там не работали. По памяти из своего детства, я слышал другое. Озвучиваю. Поскольку большинство расстреляных там были евреи, их останки были перезахоронены у д.Черноручье при создании там мемориала. Естественно, поскольку сам свидетелем не был, утверждать не стану. И ещё, понятие фашизм не имеет национальной принадлежности.
Александр! В рассказе "Брацкая магила", который помещён в моей краеведческой книге "Ліхалецце и стварэнне", напечатанной в Минске в 2015 году, приведена беседа с уже ранее мною упоминавшемся лепельчанином Леонидом Замковским (ветераном труда, награждённым в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени) по теме расстрелов в "низине у Синего болота", на выезде из города Лепеля в сторону Витебска, который, в частности, на заданный ему конкретный вопрос дал следующий определённый ответ (цитирую по тексту книги):
- Ці знішчалі тут фашысты яўрэяў?
- Не. Яўрэяў яны адвозілі на расстрэл толькі ў ваколіцы Чарнаручча, дзе цяпер устаноўлены помнік.
В книге "Ліхалецце і стварэнне" помещён ещё и фотоснимок с участием Леонида Замковского в момент, когда он показывает одну из таких братских могил в "низине у Синего болота", где похоронены жертвы фашистского террора. На этой фотографии хорошо видно, что эта братская могила сохранилась в неповреждённом виде. Ничего о неком будто бы "перезахоронении" Леонид Замковский не говорил.
Кроме того, в моей краеведческой книге "Чалавек з ціхім голасам", изданной в Минске в 2016 году, в рассказе "На будаўнічых рыштаваннях" цитируются следующие слова того же Леонида Замковского: " Як мясцовы жыхар, сведчу, што ў брацкай магіле каля вёскі Чарнаручча пахаваны толькі яўрэі. ахвяры халакосту, і ніколі там не расстрэльвалі партызан і падпольшчыкаў. Тым больш, што, наколькі ведаю, ніякіх сапраўдных архіўных дакументаў не існуе пра расстрэлы народных мсціўцаў каля вёскі Чарнаручча".
Вы знаете ,Александр! К евреям фашизм во время второй мировой войны ну ни как не пришьете.
Среди евреев были и подпольщики ,и партизаны, оказывается.
Первые жертвы на территории современной СШ №3 это советские военнопленные, которых там содержали в 41-м за колючей проволокой, потом были еврей, а уже потом партизаны и подпольщики.
А я и не возражаю . Я утверждаю что работники музея все эти злодеяния расследовали первыми.
Раскопки после войны проводились около синего болота , только не смогли родственники опознать ,своих родственников. Потому и перезахоронения не было.. Так они горемычные там скопом и лежат , не отпетые , не отмоленные. Без надгробья .
А вы Александр случаем не отпрыск тех фашистов националистов ,если так на евреев нападаете, они ведь семьями к нам приперлись . Хоть и родились в Лепеле.
Ведь не всех их отловили тогда ,после войны.
Ежели кому нибудь понадобятся архивные данные , собранные после освобождения работниками НКВД, на основании показаний местных жителей , то обращайтесь . Поделюсь со всеми желающими.
Где война – там и смерть.
Война пришла в Беларусь летом 1941года, быстро и надолго. Большие территории республики оказались занятыми немцами, в том числе и Лепельский район. На занятых землях оккупационные власти начали устанавливать новый порядок без коммунистов и НКВД. Колхозы распустили: землю, скот и имущество раздали тем, кто им владел до коллективизации. Работать способны были мужчин, которых военкоматы не успели мобилизовать ( за три дня до прихода немцев эвакуировались на восток), местных бывших солдат, которых передовые немецкие части отпускали “до матки” и солдат из пленных, которые остались по деревням в примаках. Оккупационные власти рассчитывали, что тылы у них будут спокойно работать на себя(налог был малый, а порядок сохранять будет вольнонаёмная полиция) Думать- это не значит, что так и будет. Они даже старались реально помогать крестьянам сортовыми семенами с/х культур, осеменяли кобыл своими жеребцами, обещали завести племенного быка. Был даже в штате один агроном на весь район. До ветеринара дело не дошло, но помогать вдовам во время посевной немцы ездили и работали на своих лошадях, например, в д. Стр. Лепель. Немцы считали, что завоёванная территория это их собственность и они обязаны заботиться и следить за ней. Бывшая старая, так называемая Советская власть, считала иначе, что пока немцы не заняли всю страну они здесь будут присутствовать в нелегальном положении. Восстановили подпольные партийные органы, боевые отряды и, даже, в Лепельской типографии печатали листовки. Немцам не на долго досталась спокойная жизнь, как в скором времени появились партизаны, которых немцы называли бандитами, так как это были вооружённые люди в гражданской одежде. Кстати, полицейские для отличия от немцев носили на руковах белые повязки. Старост, которых избирали на народных сходах и которые претворяли в жизнь указания немецкого руководства; бывшие подельники НКВД не любили и обзывали немецкими холуями. Местные жители знали всех, кто есть кто, кроме пришлых бандитов. Много старост погибло от партизан, а многие после войны были сосланы на лесоповал по линии НКВД и там погибли. Наш лепельский староста Тамковский после отсидки 5 лет вернулся домой. А сидел за то, что следил за людьми, чтобы народ, которому положено честно отрабатывал то, что ему определила Управа, а не валял дурака. Веть староста был в ответе за плохо выполненную работу. Судьба их была не завидной,за всё они були в ответе , как перед белыми, так и перед красными. Для селян бандитами были те, кто выводил с хлева корову, резал годовалого рно, попросту тот, кто их грабил. Пойди узнай, кто это сделал, как его обозвать, кому от этого легче будет? Сиди дед, молчи пока в лоб пулю не вогнали. Немцы по мелочи брали: молоко, сало, яички, куречку. Палицаи покрупнее брали, у них семьи в городе жили, требовали жратвы. Ну, а портизаны полностью были на обеспечении селян. Брали все, а отдавать после войны не кому было. Деревня пришла в полное разорение. Партизаны по ночам выходили из леса на дороги, закладывали мины, спиливали столбы телефонной связи, валили на автодорогу деревья. Утром немцы через старост соeшадях прокатывал дороги от мин, а затем их ремонтировал и восстанавливал.
Для борьбы с лазутчиками, немцам пришлось вырубать вдоль дорог 50 метровую полосу леса. Стратегическими были две дороги: Борисов- Лепель и Лепель –Витебск. Они были под особом вниманием с обеих сторон так, как от них в большой степени зависело снабжение Восточного фронта. Не зря в этих местах дислоцировалась дивизия НКВД. О “героических” делах НКВД советский народ отлично знал не на словах, а на деле, отказывать им в чём- нибуть было смерти подобно. Осенью 1941года НКВДисты под командой Линькова сожгли мост через р. Эсу на дороге Борисов-Лепель, закололи штыками старосту, который долго кричал на всю деревню, умирая мучительной смертью. С весны 1942г. в Сосняговской пуще рядом с д. Кистелёво разместился 68-ой отряд НКВД. Кистелёво, как и большенство деревень Беларуси, было не большим, но вполне хватало для исполнения хозяйственных нужд отряда. В июне 42 года здесь произошла трагедия: сначала погибли у деревни три немца, четвёртый на мотоцикле с тремя убитыми вернулся в Лепель. Такой случай уже был осенью 1941г. в д. Зелёный остров, там немцы возвращались из Волосович в Лепель их обстреляли бандиты с чердака придорожного дома. Два немца убили, а сами сбежали в лес. На второй день приехали каратели, не заходя в деревню, постреляли с дороги троссирующими пулями,убили кого или нет осталось не известным, но подожгли соломенные крыши от которых сгорели четыре дома.Так на завоёванной земле продолжаться всё время не может, надо, что-то делать, подумали оккупанты. И, решили не лучший вариат, проучить бандитов через смерть селян, пожалеют де мол своих людей и отвяжутся от них, не будут ходить к ним в баню, стирать бельё, заедят их вши и партизан не будет. Кстати, немцы очень боялись сыпного тифа, стоило им сказать: “Панок в хате тиф”- туда они уже не зайдут.Людей д. Кистелёво собрали у расстрельной ямы, деревню подожгли, а селян с окружающих деревень, для устрашения, собрали в близи места казни. Старший зачитал приказ с предупреждением, что всех ждёт такое наказание если будут помагать бандитам. Со всей деревни осталось в живых 3 человеа Любовь(1)Шнитко с ребёнком(2), которую старая мать упросила офицера отпустить их так, как её муж Иван(3) помагает немцам восстанавливать дорогу. (Что не скажешь ради спасения ближнего). Офицер сжалился над женщиной с ребенком у которой муж не бандит, а труженик III Рейха. В том, что Иван не был на службе у немцев можно не сомниваться, так как все лепельчане были основательно проверены органами НКВД на верность Советской власти. Иван прошёл такую проверку и остался без накозания. Жил и работал в своей деревни до глубокой старости. Кстати, среди арестованных советских граждан, не было ни одного подобного случая, чтобы привели в тюрьму как врага народа, а потом из жалости к детям отпустили.
Ставить в вину городу Лепелю, наличие большого количества полицейских просто глупо! Разве город виноват, что он расположен в таком месте , что до ВОВ было много военных, в войну- полицеёских. Город тут ни причём. Кстати, в нём в войну были и подпольщики и партизанские связные, от.сюда в лес шла помощь солью, медикаментами, перевязочными материалами и т. д.. С провиантом дело было по-сложнее. Партизаны питались в осповном продуктами местного населения. Брали не только излишки, но под час выводили из хлева последнюю корову, оставляя без молока кучу детей. Да, жалко убитых немцеми людей в деревнях Кистелёво и Стайчёвка по сути подставленных на смерть НКВДистами, которые через месяц ушли с пущи оберегая свою жизнь. Дед-всевед
Правнук опубликовал рассказ Любови Ануфриевны в книге "Великая Отечественная война" История моей семьи". Издательство Санкт-Петербург. Книга подарена в Лепельский краеведческий музей и Лепельский райисполком.
Одно из последних фото Любови Ануфриены
Просто, маразм крепчал. За последнее предложение я ведь могу и морду набить. Мой дед прошёл три войны - финскую, отечественную и японскую. Отец прошёл ребёнком через гетто.
Где я конкретно "пришивал" евреям фашизм? Где? Каким словом или предложением? Я никогда не нападал на евреев. Я рядом с ними жил. Они меня учили. Со многими до сих пор поддерживаю приятельские и даже дружеские отношения. Так что Вы написали ложь!
Кто дал Вам право поносить лепельчан фразой: "Тогда перед Лепельчанами встал вопрос либо в полицаи ,либо в лес в Партизаны, третьего варианта не было."? По Вашему тысячи лепельчан, прошедших горнило войны, полицаи? Ведь партизан, уроженцев Лепеля, не так много.
О, написал о воспоминании детства, причём не претендуя на историческую достоверность. Хорощо хоть Гитлером не сделали.
К сожалению теперь, когда ветеранов войны становится всё меньше (а военачальники той войны в силу возраста уже все ушли в мир иной), становится всё больше «новых видений» истории: оккупанты начинают представляться эдакими добродушными ребятами, которые не хотели воевать, играющими на губной гармошке, и раздающими детям леденцы и шоколадки. Немцы пришли сюда, чтобы жителей осчастливить? Во всём виноваты Красная армия, НКВД, советская власть? В Лепеле гетто не было? Никого в Германию не угоняли? Э, остановитесь, люди! Сидя на диване легко рассуждать – что правильно делали, что неправильно. Всё правильно, потому что победили. Как писал Роберт Рождественский: «я не знаю чем закончился этот бой – я знаю чем закончилась эта война». Она закончилась победой благодаря советскому народу – нашим предкам. И низкий поклон всем кто прошёл через войну. И не надо кидать камни в свою историю.
И не надо кидать камни в свою историю.///
У нас не история, у нас полуистория. Вот когда мы расскажем всю правду о себе, тогда это все и прекратиться, рассказы про добрых немцев и т.д. Мотив исчезнет.
А история семьи Любови Ануфриевны где? Хотя бы анатацию книги "ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ". Дед-всевед.
Власть придержащая надеется на время, которая снувелирует историю Беларуси с удобным для неё концом. Дед-всевед.
Т.к. история -- это часть гос. идеологии, то мы будем знать из неё только то, что сидящие у руля считают полезным знать нам. И, получается -- "Россия -- это великая страна с непредсказуемым прошлым", М. Задорнов, кажись.
А в будущем Россия будет не то спортивной страной, не то ядерной державой.
а в совокупности если получится гремучей смесью. Дед-всевед.
Ну так и радуйтесь, что живёте в такой великой стране, а не скулите, по поводу и без.
А я разве не говорил про красного петуха, о котором люди говорили ещё осенью 1941года.
Нашлись умники и умницы, которые злорадствовали надомной и символичкским Красным петухом...
Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придёдься ни мне , ни тебе!
Плохо, что ушли с глвной темы, по моему замыслу я должен был закончить тему о Кистелёво. Дед-всевед
Иван! Как Вы можете "закончить (???) тему о Кистелёво", когда все Ваши высказывания являются лишь Вашим крайне субективным мнением и по ним возникают очень большие вопросы, так, например, достаточно привести лишь такое Ваше утверждение(???): "Да, жалко убитых немцами людей в деревнях Кистелёво и Стайчевка по сути подставленных(???) на смерть НКВДистами(???), которые через месяц ушли с пущи, оберегая(???) свою жизнь", тем более, что никакими "НКВДистами люди в Стайчевке" не были "подставлены", поскольку никто из гитлеровцев в окрестностях Стайчевки не был тогда убит, а наших земляков в Стайчевке (в основном стариков, женщин и детей), как известно, расстреляли просто два пьяных немца( притом не рядовых по воинскому званию), что было в 1941-1944 годах обычным делом для немецких фашистов-настоящих чудовищ в человеческом облике и их местных помощников нелюдей-полицаев?!
Сайт "Цензору.нет" (29.04.2018):
"Список российских подразделений в составе армии нацистов:
• Добровольческий полк СС «Варяг»;
• 1-я русская национальная бригада СС «Дружина»;
• 15-й казачий корпус СС;
• 29-я гренадерская дивизия СС «РОНА» (первая российская);
• 30-я гренадерская дивизия СС (вторая российская);
• 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»;
• 15-й казачий корпус войск СС (3 дивизии, 16 полков);
• 29-й русский ФХА-СС (6 полков);
• 30-я российская ФХА-СС (5 полков);
• 1-я гвардейская бригада РОА;
• «Зондеркоманда 113» СД (1 батальон, 2 роты);
• Бригада СС «Центра противобольшевистской борьбы» (3 батальона);
• Разведывательно-диверсионное соединение «Россия-Центр» (4 отряда спецназначения);
• Вооруженные Силы Конгресса Освобождение Народов России (1 армия, 4 корпуса, 8 дивизий, 8 бригад);
• Российская освободительная армия, или РОА (3 дивизии, 2 бригады);
• Российская Освободительная Народная Армия, или РОНА (5 полков, 18 батальонов);
• Российская Национальная Народная Армия (3 полки, 12 батальонов);
• Российская Национальная Армия (2 полки, 12 батальонов);
• ВВС Конгресса Освобождение Народов России (87 самолетов, 1 авиагруппа, 1 полк);
• 582-й охранный (русский) корпус Вермахта (11 батальонов);
• 583-й охранный (русский) корпус Вермахта (10 батальонов);
• 584-й охранный (российско-эстонский) корпус Вермахта (6 батальонов);
• 590-й охранный казачий (русский) корпус Вермахта (1 полк, 4 батальона);
• 580-й в охранный казачий (русский) корпус Вермахта;
• 532-й охранный (русский) корпус Вермахта;
• 559-й охранный (русский) корпус Вермахта;
• Российский легион «Белый Крест» (4 батальона);
• Дивизия «Россия» (1 полк, 12 батальонов);
• Бригада «Граукопф» (1 полк, 5 батальонов);
• 442-я дивизия;
• 136-я дивизия;
• 210-я дивизия береговой обороны;
• Русский охранный корпус в Сербии;
• «Народная стража» генерального комиссариата «Москва» группы армий «Центр»;
• 15-й горно-стрелковый корпус особого назначения;
• 69-й корпус особого назначения.
Если посчитать россиян во всех подразделениях из этого неполного, кстати, списка, то выйдем на цифру, которая будет превышать 1 млн. военнослужащих".
P.S. Друзья! Неужели вы не понимаете того , что осталось ещё очень много в живых не только внуков, но и детей гнусных предателей Родины периода Великой Отечественной войны (а, как известно, народная мудрость учит: " Яблоко от яблони не далеко падает!"), в том числе и у нас на Лепельщине, особенно что касается не выявленных и не разоблачённых в послевоенный период агентов гестапо и их прямых потомков, некоторые из которых и сейчас работают на высоких государственных должностях (отдельные продолжают "трудиться" даже достигнув пенсионного возраста), ежедневно принося нашему суверенному. независимому белорусскому государству ОГРОМНЫЙ ВРЕД?!
Николай, а к чему эти посылы к российским формированиям? Вон у Вас означена 30-я гренадёрская дивизия СС (2 русская). А в вики при описании белорусских коллобриционистов во 2 МВ прямо написано, что данное подразделение сформировано из белоруссов. Добавьте 13-ть белоруских батальонов "охранных команд". по сути карательных батальонов. А белоруские же корпус самообороны, краевой обороны, освободительную армию, новогрудский эскадрон. Посчитайте наши косяки. Кто бы не стоял за трагедиями Кистелёво, Вишенок, Хатыни... это фашисты. Эта идеология не имеет национальной пренадлежности. Были фашисты во многих странах мира, включая США и Англию. Просто нужно не забывать про всё это и бороться с тем, что во многих странах мира это происходит снова.
Александр! Спасибо, что дополнили мой предыдущий комментарий, в том числе и сведениями о "белорусских коллобориоционистах".
послевоенный период агентов гестапо и их прямых потомков, некоторые из которых и сейчас работают на высоких государственных должностях (отдельные продолжают "трудиться" даже достигнув пенсионного возраста), ежедневно принося нашему суверенному. независимому белорусскому государству ОГРОМНЫЙ ВРЕД?!////
Даже интересно, а чем?
Николай - если раньше я считала, что вы националист в самых неприглядных проявлениях, то теперь вижу, что вы идете дальше - пропагандируете современный фашизм.
И если бы, не дай бог, вы родились в другое время и в других обстоятельствах, то в зверствах переплюнули бы и Гитлера со Сталиным.
ТІА! А Ваш отец или дед не был "полицаем" или "агентом гестапо", а может служил в годы Великой Отечественной войны в других воинских формированиях предателей Родины, в той же 29-й гренадерской дивизии СС "РОНА" под командованием небезызвестного Каминского , поскольку только этим скорее всего можно объяснить абсолютно необоснованное Ваше обвинение, что я будто бы "националист(???) в самых неприглядных (???) проявлениях", а , тем более, высказанное Вами совершенно невероятное обвинение меня в якобы "пропаганде(???) современного(???) фашизма(???)", ведь не случайно известная народная мудрость утверждает: "На воре - и шапка горит!"?!
Не марайте народные мудрости - не для Вас, видно, они писаны.
Мои деды, прадеды и даже бабушки - все ветераны ВОВ и их портреты занимают достойное место в рядах Бессмертного полка лепельщины. Но если таким как Вы дать волю, то как сейчас Вы несете полную ахинею о ненависти и мести третьему, а то и четвертому колену потомков с одной стороны - точно так же, если бы судьба поставила Вас по другую сторону барикады, Вы бы мечтали расправиться и со всеми предками советских воинов. Тупая ненависть не знает границ.
Просто, маразм крепчал. За последнее предложение я ведь могу и морду набить.
Жду ! Потом плакать и жаловаться , хоть не смейте !
А еще все предложения подобного рода в личку .
Вы знаете Николай очень много полицаев эсэсовцев из рона одним словом всякой падали в 44 когда советские войска уже полностью сломали хребет фашизму , спасая свою шкуру перебежали к партизанам , естественно и семьи с собой прихватили и несколько месяцев прятались в лесу , потом после освобождения чуть не семьями стали ветеранами. Такое тоже встречалось. Вот кто живя в Беларусь может ненавидеть Беларусов их культуру, обычаи , обряды и тд. По моему это только либо не имеющие ,и не знающие своих предков народец, либо действительно фашисты , мечтавшие превратить Беларусов в рабов. Так у нас им ответ простой не нравится так ни кто вас у нас и не держит . Идите туда где вам нравится. Только думаю такие нигде не нужны.
Вы знаете Николай очень много полицаев эсэсовцев из рона одним словом всякой падали в 44 когда советские войска уже полностью сломали хребет фашизму , спасая свою шкуру перебежали к партизанам , естественно и семьи с собой прихватили и несколько месяцев прятались в лесу , потом после освобождения чуть не семьями стали ветеранами. Такое тоже встречалось. Вот кто живя в Беларусь может ненавидеть Беларусов их культуру, обычаи , обряды и тд. По моему это только либо не имеющие ,и не знающие своих предков народец, либо действительно фашисты , мечтавшие превратить Беларусов в рабов. Так у нас им ответ простой не нравится так ни кто вас у нас и не держит . Идите туда где вам нравится. Только думаю такие нигде не нужны.
Белорусские коллаборационисты в России где и когда уничтожали и жгли населенные пункты убивали и насиловали мирных жителей . Прошу ответить , а то я не знаю.
Вы знаете, Просто, я пожалуй присоединюсь в Мартину и за завуалированное оскорбление моих предков при встрече в морду бить не буду, но в спину плюну обязательно.
На весь остальной маразматический бред - даже реплик нет. Только пожать плечами и пожалеть вас...
Спасибо ТА , но жалеют и ласкают меня только те кто мне нравится , Вы в их число не входите . Посему Ваше предложение мне не приемлемо.
Не опускайтесь уже вообще в пошлую грязь, болезный.
Весь ужас в том, что эти люди - и Николай, и Просто, работают в сферах информирования и общения с людьми и вроде как должны примером показывать доброе, светлое. На деле - два престарелых пошлых маразматика.
Такое впечатление,что количество маразматиков растёт не по дням,а по часам.Ну ладно этот фарцовщик игральными картами,недобиток-брак в работе НКВД,так ведь и молодые за ним следом. Разборки какие то тут назревают... Вот,кстати. Если тут найдутся желающие рассказать мне в лицо про то, что партизаны были преступниками, а полицаи с немцами замечательными людьми,то готов выслушать. К примеру, 9-го мая. Плеваться не буду.
ТІА! Просто очень правильно сказал: "Много полицаев, эсэсовцев из рона, одним словом, всякой падали в 44, когда советские войска уже полностью сломали хребет фашизму, спасая свою шкуру, перебежали к партизанам, естественно, семьи свои прихватили и несколько месяцев прятались в лесу, потом после освобождения чуть не семьями стали ветеранами. Вот кто, живя в Беларуси, может ненавидеть белорусов, их культуру, обычаи, обряды и т. д." Кстати, в одном из моих комментариев к этой статье, помещённом 1.04.2018 в 21.35, я уже отмечал, что работая в 70- 80-ых годах инструктором Лепельского райисполкома и консультантом кабинета политпросвещения Лепельского райкома КПБ, неоднократно сталкивался с подобными фактами и в качестве конкретного примера привёл случай, когда в то время одного из жителей города назначили исполнять обязанности на довольно высокую руководящую государственную должность районного масштаба (который был даже умудрился стать фронтовиком), а потом оказалось, после углублённой проверки КГБ, что этот человек написал в период временной немецко-фашистской оккупации Лепельщины много статей в поддержку гитлеровцев в местную фашистскую газету. Так вот дочь этого человека сейчас работает на высокой государственной должности в районе и, как мне сообщили, выступает против строительства памятника на месте пяти братских могил с общей численностью захороненых 850 человек на выезде из города Лепеля в сторону Полоцка и Витебска. Категорически против этого выступает и ещё один нынешний высокопоставленный государственный служащий в нашем районе, который при этом ещё был и высказался: "Скоро все эти партизаны, подпольщики и фронтовики умрут, все всё забудут и не нужно будет ставить памятник!", а один из секретарей Лепельского райкома КПБ мне как то был очень метко сказал в отношении этого государственного служащего, что его отец в перид войны "стрелял не в ту сторону". Так что абсолютно необоснованно Вы обвиняете меня в неких "зверствах" и других грехах, которые на самом деле у меня отсутствуют, а , тем более, что я будто бы при определённых обстоятельствах даже мог бы "мечтать распавиться и со всеми предками советских воинов". Кроме всего прочего, меня очень поражает лютая, какая то животная, безграничная ненависть этих людей к настоящим фронтовикам, партизанам и подпольщикам. которая даже блокирует у них элементарный инстинкт самосохранения, так как они даже не боятся увольнения, освобождения от своих занимаемых государственных должностей, поскольку, как отмечал в одном из своих комментариев тот же Мартин, Президентом Республики Беларусь издан специальный Указ №109 от 24.03.2016 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жерствах войн".
Лично мне этот памятник в кустах тоже никаким боком не нужен. Этот Ваш высокопарный "пир во время чумы" далеко не ко времени.
В районе настоящих фронтовиков-ветеранов осталось считанные единицы - если так хочется куда-то потратить чьи-то (я так понимаю - бюджетные, т.е., наши) деньги - так отдайте их этим людям! Реальное что-то сделайте для реальных живых, а не скачите на могилах, брызгая слюнями и не маша плакатами - от этого никому ни тепло, ни холодно.
ТІА! К сожалению, сейчас мне стало понятно, почему "лично (Вам) этот памятник в кустах(???) тоже никаким боком не нужен". И, кстати, не зря всё же Президент Республики Беларусь издал специальный Указ №109 от 24.03.2016 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн", чтобы, кроме всего прочего, было не повадно "любителям" ломать кресты из "полицейского" города Лепеля на по-настоящему святых местах (как, например, в прошлом году был поломан новый деревянный крест на месте пяти брацких могил с общей численностью захороненых 850 человек на выезде из Лепеля в сторону Полоцка и Витебска) и при этом цинично "скакать на могилах, брызгая слюнями".